География транспортного машиностроения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение географии транспортного машиностроения России. Ставятся такие задачи как определение структуры транспортного машиностроения, выявление основных факторов, влияющих на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения, определение основных центров и их значимости в экономике страны, а также изучение проблем и основных направлений развития транспортного машиностроения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Общая характеристика транспортного
машиностроения России…………………………………………………..
1.1.Определение и структура транспортного машиностроения……….
1.2. Основные факторы, влияющие на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения…….
1.3.Значение транспортного машиностроения в экономике России…..
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения…………………………………………………………..
2.1. Транспортное машиностроение России…………………………..
2.2. Территориальная и отраслевая организация транспортного машиностроения. Основные центры……………………………………..
2.3. Основные проблемы транспортного машиностроения России…..
Глава 3. Перспективные направления развития транспортного машиностроения России…………………………………………………..
3.1.Государственная политика в области транспортного машиностроения…………………………………………………………….
3.2. Перспективы развития транспортного машиностроения России.…
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Существует  множество проблем, не позволяющих транспортному машиностроению успешно развиваться. В основном это вопросы финансирования, перевооружения и конкурентоспособности российских предприятий на рынке, присущие практически любой отрасли в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Перспективные  направления развития транспортного машиностроения России

3.1. Государственная  политика в области  транспортного машиностроения

     Нельзя  сказать, что государство ведет  активную политику в области развития транспортного машиностроения. Так как лишь в 2007 году был разработан план мероприятий по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2010 года и на перспективу до 2015 года.

     Стратегия разработана в рамках выполнения следующих программных документов:

    • Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (принята Минтрансом России в 2004 году);
    • ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;
    • ФЦП «Национальная технологическая база России на 2007-2011 годы»;

     Реализация  настоящей Стратегии должна обеспечить вклад транспортного машиностроения в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:

  • Развитие обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики.
    • Рост ВВП.
  • Удовлетворение потребности российских предприятий железнодорожного транспорта в новом высокопроизводительном подвижном составе, что позволит устранить ограничение для роста экономики страны за счет ее транспортного обеспечения, экономической эффективности транспортной системы, связанное с недостаточным объемом и производительностью подвижного состава.
  • Удовлетворение потребности организаций, обеспечивающих функционирование городского рельсового транспорта, в современном энергоэффективном и экологичном подвижном составе.

     Положения стратегии являются основой общего понимания роли транспортной системы и транспортного машиностроения в экономике страны, перспектив их развития органами исполнительной власти всех уровней и бизнесом, а также развивают тезисы о необходимости государственной поддержки предприятий транспортного машиностроения, заложенные в «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года».

     Проект  «Стратегии развития транспортного  машиностроения Российской Федерации  в 2007—2010 годах и на период до 2015 года»  и проект плана мероприятий по ее реализации доработаны в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 14 июня 2007 года СИ-П9-2859, от 20 июля 2007 года СИ-П13-3530 и направлены на решение основной задачи — обеспечение потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе. Решение основной задачи состоит из решения следующих подзадач:

    • развитие внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения и продвижение её на внешних рынках;
    • повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения, улучшение ее технико-экономических показателей;
    • стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли, направленного на техническое перевооружение и развитие предприятий транспортного машиностроения;
    • развитие научно-технического потенциала;
    • обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.

     Стратегической  целью развития транспортного машиностроения является обеспечение внутреннего  рынка современной качественной производительной продукцией и увеличение объемов экспорта, в первую очередь, в страны ближнего зарубежья.

     Реализация  Стратегии обеспечит организации  железнодорожного транспорта тяговым  подвижным составом, позволит ликвидировать  дефицит пассажирских вагонов и  удовлетворить внутренний спрос на грузовые вагоны. Кроме того, при поддержке государства планируется увеличение объемов экспорта продукции отрасли.

     Одним из важных направлений решения проблем  отрасли является повышение качества выпускаемой продукции.

     Решение проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами возможно только при условии государственного участия в организации комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере транспортного машиностроения всех уровней с целевым финансированием за счет средств федерального бюджета на базе ПТУ, колледжей, кафедр профильных вузов и университетов.

     Разработанный Минпромэнерго России План мероприятий  по реализации Стратегии направлен  на повышение технологического уровня отрасли и повышения качества продукции транспортного машиностроения, включает три блока мероприятий:

       Мероприятия, направленные на  развитие рынка транспортного  машиностроения, в том числе введение  практики заключения долгосрочных  договоров на поставку продукции  транспортного машиностроения; государственная поддержка экспорта продукции; совершенствование тарифной политики на железнодорожном транспорте.

       Меры, направленные на стимулирование  инвестиционного процесса в отрасли  и повышение конкурентоспособности  продукции транспортного машиностроения, что, в частности, должно быть достигнуто за счет реализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обновление модельного ряда и освоение передовых технологий.

       Меры, направленные на совершенствование  кадровой политики в отрасли, прежде всего, путем государственного участия в организации системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов.

     В результате реализации Стратегии планируется  достичь следующих результатов:

    • доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке продукции транспортного машиностроения к 2011 году достигнет 15 %, а к 2015 году — 18 процентов.
    • объем экспорта российской продукции транспортного машиностроения, к 2011 году достигнет 33 млрд руб., а к 2015 году - 40 млрд рублей.

     Таким образом, реализация Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года позволит удовлетворить  растущие потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта, выйти на соответствующий мировому технологический уровень выпускаемой продукции, развить экспортный потенциал отрасли, стимулировать рост производства в смежных отраслях. 

3.2. Направления развития транспортного машиностроения России

     В свою очередь, нивелирование влияния указанных факторов или их устранение в рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения позволит повысить эффективность деятельности организаций железнодорожного транспорта, в полном объеме удовлетворить платежеспособный спрос на грузовые и пассажирские перевозки, снизить транспортную нагрузку на ВВП, а также ускорить экономический рост.

     Приоритетные  направления развития продукции  отрасли:

     •   Применение базовых платформ в производстве подвижного состава. Этот подход позволит наиболее полно обеспечить требуемые функциональные характеристики подвижного состава для различных видов перевозок и условий эксплуатации с использованием оптимального ограниченного набора конструктивных и технологических решений по подвижному составу и его отдельным узлам и системам.

     •   Расширение номенклатуры выпускаемой продукции. В настоящее время на сети железных дорог РФ наиболее остро стоит проблема дефицита пассажирских электровозов, магистральных грузовых электро- и тепловозов.

     • Повышение технического уровня продукции транспортного машиностроения.

     • Производство тягового подвижного состава с асинхронным электроприводом. Основными его достоинствами являются:

      • снижение энергопотребления;
      • улучшение тяговых характеристик;
      • снижение эксплуатационных расходов.

     • Такое специализированное производство также позволит снизить стоимость электрооборудования за счет эффекта масштаба.

     • Производство пассажирских вагонов повышенной комфортности.

     • Производство скоростного подвижного состава

     • Производство тележек с нагрузкой до 30 т на ось и тележек, рассчитанных на скорости движения до 200 км/ч и выше

     •  Развитие производства скоростного подвижного состава в настоящее время сдерживается уровнем инфраструктуры.

     •  Развитие сети фирменного обслуживания и ремонта в течение всего срока службы. Такое решение позволит обеспечить связь между производством и обслуживанием транспорта, повысить ответственность производителя за качество и надежность, а эксплуататор – за соблюдение технических норм эксплуатации.

     В целом быстрая организация производства новых видов подвижного состава и комплектующих, внедрение высокопроизводительных процессов в производстве фактически невозможна без трансферта современных технологий из-за рубежа. Также ожидается создание других совместных предприятий, обеспечивающих достижение мирового уровня качества по ключевым направлениям развития отрасли.

     Перспективы развития транспортного машиностроения зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:

     •  комплексная механизация всех стадий технологических процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

     • производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

     • дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

     •    развитие микропроцессорной техники;

     • оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

     •  использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

     Проведение  коренного реформирования отрасли транспортного машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема промышленности России в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Производство  транспортных средств - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Она включает изготовление наземных транспортных средств (автомобили, локомотивы и вагоны для железных дорог), водных (морские, озерные и речные суда), воздушных (самолеты и вертолеты), а также комплектующих изделий для них (двигатели, запасные части) и ремонтные предприятия. Продукция транспортного машиностроения имеет четко выраженное двойное назначение - гражданское и военное, что определяет организацию фирм и предприятий, которые выпускают продукцию обоих направлений.

     Неотложные  нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью хотя бы минимальной поддержки технологического уровня в транспортном машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

Информация о работе География транспортного машиностроения России