Транспортный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.
Для достижения поставленной цели требуется решить задачи:
выделить основные центры размещения транспорта, а также его проблемы;
изучить структуру и значение транспортного комплекса России;
раскрыть всю необходимость решения этих проблем, связанных с развитием комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………….………3
Глава 1. Значение и структура транспортного комплекса России……….………4
Значение транспортного комплекса России………………………….………..4
Структура транспортного комплекса России………………………….………6
Глава 2. Размещение транспортного комплекса РФ…………………….………...8
2.1 Размещение железнодорожного транспорта в РФ…………………....……….8
2.2. Размещение автомобильного транспорта РФ………………………….…...…9
2.3 Размещение морского транспорта РФ……………………………….………..10
2.4 Размещение речного транспорта РФ……….…………………………………12
2.5 Размещение авиационного транспорта в РФ………………………….……...13
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованных источников………………………
Приложения

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 43.24 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………..…………….………3

Глава 1. Значение и структура транспортного комплекса  России……….………4

    1. Значение транспортного комплекса России………………………….………..4
    2. Структура транспортного комплекса России………………………….………6

Глава 2. Размещение транспортного комплекса РФ…………………….………...8

2.1 Размещение  железнодорожного транспорта в  РФ…………………....……….8

2.2. Размещение  автомобильного транспорта РФ………………………….…...…9

2.3 Размещение  морского транспорта РФ……………………………….………..10

2.4 Размещение  речного транспорта РФ……….…………………………………12

2.5 Размещение авиационного транспорта в РФ………………………….……...13

Заключение………………………………………………………………………….15

Список  использованных источников………………………

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления.1

Транспорт — особая сфера материального  производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт — необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.2

Актуальность данной темы заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем, кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда.

Целью  реферата является изучение особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.

Для достижения поставленной цели требуется решить задачи:

  1. выделить основные центры размещения транспорта, а также его проблемы;
  2. изучить структуру и значение транспортного комплекса России;
  3. раскрыть всю необходимость решения этих проблем, связанных с развитием комплекса.

Глава 1. Значение и структура транспортного комплекса России

    1. Значение транспортного комплекса России

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном  организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения  в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой  формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.3

Рассматривая  транспорт как отрасль материального  производства, необходимо отметить ряд  его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы  экономики заключается в том, что он сам не производит новой  продукции, а только участвует в  ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя  готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость  на величину транспортных издержек, которые  включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.4

Большое значение транспорт имеет и в  решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения  и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.5

Транспортный  фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией  и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособ-ностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.6

Важной  особенностью транспортной системы  России является её тесная взаимосвязь  с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт  находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграни-чительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные  системы, функционирующие и развивающиеся  достаточно автономно. При этом транспорт  выделился в самостоятельную  народнохозяйственную отрасль со сложившейся  устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация пропускной способности транспортных магистралей  – и показателями работы – учёт транспортных расходов и проделанной  работы (в тонно-километрах). Именно на этой стадии развития в настоящее  время находится транспортная система  России.

На третьей  стадии производство и транспорт  должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они  взаимодействуют в качестве отдельных  подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации  потерь при их взаимодействии.7

    1. Структура транспортного комплекса России

Основные  виды транспорта — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения.8

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.9

Значение  того или иного вида транспорта в  транспортной системе опреде-ляется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (Приложение 1).

Вывод: Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Транспортной сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с ее географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участниками хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Размещение транспортного комплекса  России

2.1 Размещение железнодорожного транспорта  РФ

Размещение  железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой  территориальной дифференциацией  в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность  железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км — на ведомственные.(1996 г.) Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.10

Наиболее  густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, — радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.11

Для Восточной  Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70— 80-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. — 17 км).12

Важнейшей магистралью, связывающей Центр  с Уралом, Сибирью и Дальним  Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.13

В последние  годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги—Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: Беркатит— Томмот—Якутск для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.14

Пассажирские  перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками.  Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

2.2 Размещение автомобильного транспорта  РФ

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования  и ведомственного значения. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.15

Все дороги имеют федеральное, республиканское, краевое, областное, автономных образований и местное значения. В зависимости от качества, технической оснащённости дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория:  более 7000 автомобилей в сутки;

2 категория:  от 3000 до7000 автомобилей в сутки;

3 категория:  от1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория:  от 200 до 1000 автомобилей в сутки;

5 категория:  до 200 автомобилей в сутки.16

Однако  протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

Информация о работе Транспортный комплекс России