География трудовых ресурсов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1.
Раскрытие понятий «трудовые ресурсы»,
«экономически активное и экономически пассивное
население» -------------------------------------------------------------------------- 4
Глава 2.
Раскрытие понятий «количественная» и
«качественная» оценка трудовых ресурсов.
Существующие проблемы и пути их решения -------------------------- 11
Глава 3.
Изучение распределения трудовых ресурсов Российской Федерации по социальным сферам и отраслям экономики, по предприятиям с разными формами собственности ------------------ 13
Глава 4.
Изучение территориальных различий по степени
обеспеченности трудовыми ресурсами Федеральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации в пределах Федерального округа ------------------------------------------------------------- 21
Заключение -------------------------------------------------------------------------- 26
Список литературы ----------------------------------------------------------------- 27

Работа содержит 1 файл

Контрольная по эконом.географии(1 курс).docx

— 143.53 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Общей  и региональной экономики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Экономическая география  России»

 

Тема: «География трудовых ресурсов России»

 

 

 

 

Научный руководитель: ассистент Хазова Е.В.

Контрольную работу выполнила студентка 1курса, НиН-11

Сметанникова Елена Николаевна

ОЗО, специальность - «Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

Кемерово

2010 (2011)

Содержание

 

         Введение ------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1.

Раскрытие понятий «трудовые  ресурсы», 

«экономически активное и  экономически пассивное 

население»  -------------------------------------------------------------------------- 4

Глава 2.

Раскрытие понятий «количественная» и 

«качественная» оценка трудовых ресурсов.

 Существующие проблемы  и пути их решения -------------------------- 11

Глава 3.

Изучение распределения  трудовых ресурсов Российской Федерации  по социальным сферам и отраслям экономики, по предприятиям с разными формами  собственности  ------------------ 13

Глава 4.

Изучение территориальных  различий по степени 

обеспеченности трудовыми  ресурсами Федеральных округов  и отдельных субъектов Российской Федерации в пределах Федерального округа  ------------------------------------------------------------- 21

 

Заключение   -------------------------------------------------------------------------- 26

 

Список литературы  ----------------------------------------------------------------- 27

 

Приложение  -------------------------------------------------------------------------- 28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумного», равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Человек - существо общественное и в этом качестве он оказался, прежде всего, благодаря труду. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.

     Предпосылкой развития общественного  производства, главной производительной  силой выступает население - та  часть, которая обладает совокупностью  физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Следовательно,  главной производительной силой  общества являются трудовые ресурсы. 

     Обеспечение рационального использования  трудовых ресурсов во всех  регионах страны составляет одну  из важнейших задач социально-экономического  развития хозяйственного комплекса  России. Для ее решения требуется  объективная оценка трудовых  ресурсов, которыми располагает  общество, потребностей хозяйственного  комплекса в рабочей силе и  путей наиболее эффективного  и полного использования трудовых  ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего  общества.

     Важнейшей составной частью комплексного  изучения и оценки трудовых  ресурсов является исследование  их географии. 

 

Глава 1. Понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное и пассивное население»

     Трудовые ресурсы, как и средства труда, являются основными факторами производства. Трудовые ресурсы - это трудовой потенциал населения, часть населения страны (региона), обладающая необходимым образовательным уровнем, физическим развитием и состоянием здоровья для работы в хозяйственном комплексе страны, важный элемент экономического потенциала страны. Экономический рост в стране и регионах напрямую зависит от трудового потенциала и эффективности его использования. (3)

     Трудовые ресурсы - это трудоспособная  часть населения, обладающая физическими  и интеллектуальными способностями  к трудовой деятельности, способная  производить материальные блага  или оказывать услуги. (2)

     Размеры трудовых ресурсов зависят  от численности населения, режима  его воспроизводства, интенсивности  всех демографических процессов,  связанных в основном с демографическими  структурами населения.

     Возрастные границы и социально-демографический  состав трудовых ресурсов определяются  системой законодательных актов.  Они (границы и состав) менялись  в разные периоды истории нашей  страны. Так, в первой пятилетке  (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного  возраста была установлена в  14 лет. К концу второй пятилетки  (1933-1937 гг.) эта граница была повышена  до 16 лет. В годы Великой Отечественной  войны она вновь опустилась  до 14 лет. В настоящее время  граница трудоспособного возраста - 16 лет (12)

      Для уяснения понятия «трудовые  ресурсы» необходимо знать, что,  во-первых, в зависимости от возраста  все население может быть разделено  на три группы:

  • лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно)
  • лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины - от 16 до 59 лет включительно
  • лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет

       Во-вторых, в зависимости от способности,  к труду различают трудоспособную  и нетрудоспособную часть населения.  Иначе говоря, люди могут быть  нетрудоспособны в трудоспособном  возрасте (например, инвалиды I и II групп  допенсионного возраста) и трудоспособны  в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие  пенсионеры по старости).

       Состав трудовых ресурсов (5)

К трудовым ресурсам относятся:

  1. Население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях.
  2. Работающие лица пенсионного возраста.
  3. Работающие подростки в возрасте до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения (2)

 

Табл. 1. Население и трудовые ресурсы  России (млн. чел.)

Показатель

1970г.

1980г.

1990г.

1995г.

2000г.

2006г.

2007г.

Численность постоянного населения 

всего

130,6

138,8

148,2

147,6

145,6

142,2

142,2

в том числе:

моложе трудоспособного  возраста

36,3

32,0

36,0

33,2

29,1

23,3

22,7

трудоспособное население

74,1

83,7

84,0

84,2

86,2

90,3

90,1

старше трудоспособного возраста

20,2

23,1

28,2

30,2

30,2

29,1

29,3

Трудовые ресурсы, всего

75,4

86,1

86,5

86,3

86,3

84,1

85,3

в том числе:

занятое население

62,6

73,3

75,3

73,8

71,5

69,1

70,8

учащиеся

5,4

6,6

5,6

5,6

4,3

4,9

4,9

лица в трудоспособном возрасте,

не занятые в экономике

7,4

6,2

5,6

6,9

10,5

10,1

9,6


  

  Прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. К концу XX в. отмечается сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте (13).

     Таким  образом, трудовые ресурс - «население обоих полов в  трудоспособном возрасте (для мужчин  в возрасте от 16 до 59 лет, для  женщин - от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих  инвалидов войны и труда I и  II групп и лиц, получающих пенсию  по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном  возрасте (подростки и население  старше трудоспособного возраста), занятые в экономике». (Уч. пос.  ч.1)

     С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное (2)

     Согласно рекомендациям МОТ, сформулированным  в резолюции XIII Международной  конференции по статистике труда,  «экономически активное население  (ЭАН) включает всех лиц обоего  пола, которые предлагают рабочую  силу для производства экономических  благ и услуг, как они определены  в Системах национальных счетов  и балансов ООН, в течение  определенного отчетного периода». (3)

      Экономически активное население  включает большую часть трудоспособного  населения (трудовых ресурсов) - это  лица наемного труда, занятые  на предприятиях различных форм  собственности, самостоятельные  работники и предприниматели,  а также безработные, стремящиеся  найти работу на рынке труда  . Все они составляют трудовой  потенциал общества, который обновляется  за счет так называемой экономически  пассивной части трудоспособного  населения - обучающиеся с отрывом  от производства, находящиеся на  военной службе, занятые в домашнем  хозяйстве (12).

По методологии  Международной организации труда  в эту категорию включают людей  в возрасте от 10 до 72 лет:

  • занятых (предпринимателей и нанятых работников)
  • безработных

 

Структура экономически активного населения (3)

      К занятому населению в составе  экономически активного населения  относят лиц обоего пола в  возрасте 16 лет и старше, а также  лиц моложе 16 лет, которые в  рассматриваемый период:

  1. выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу
  2. временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин
  3. выполняли работу без оплаты на семейном предприятии (13)

К безработным  относят лиц в возрасте 16 лет  и старше, которые в рассматриваемый  период:

  1. не имели работы и заработка; зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы
  2. занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела
  3. были готовы приступить к работе
  4. проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости (2)

     Для отнесения лица к категории  «безработный», необходимо одновременное  наличие у него четырех первых  условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры  и инвалиды учитываются в качестве  безработных, если они занимались  поиском работы и 6ыли готовы  приступить к ней (4)

     Экономически неактивное «пассивное»   население - это население, которое  не входит в состав рабочей  силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения  экономически активного населения.  К ней относятся: 

  1. учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
  2. лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях
  3. лица, получающие пенсии по инвалидности
  4. лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками, отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать
  5. другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода (5)

 

       Согласно статье 37 Конституции (1993) принудительный труд в Российской  Федерации запрещен, что делает  бессмысленным использование понятия  «трудовые ресурсы» в его прежнем  содержании. Не могут относиться  к трудовым ресурсам, т.е. к  потенциально возможным источникам  удовлетворения потребностей общества  в рабочей силе, категории лиц,  которых иначе как принудительно  к труду не привлечешь.

Информация о работе География трудовых ресурсов России