Государственное и административно-территориальное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:52, реферат

Описание работы

Экономическая география – составная часть социально-экономической географии. Как отрасль фундаментальной науки она изучает территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и отдельных регионов. Экономическая география подразделяется на общую, отраслевую (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Экономическая география.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

  Россия  занимает ведущее положение в  мире по общим геологическим и  разведанным запасам большинства  полезных ископаемых. Ей принадлежит  первое место по ресурсам энергоносителей  – нефти, газа и угля, отдельных видов металлургического (железные руды, никель, кобальт, олово и др.), горно-химического (апатиты и др.) и минерально-строительного сырья. Поэтому она фактически независима от конъюнктуры мирового рынка минерально-сырьевых ресурсов. Первое место принадлежит России и по запасам древесины (почти 1/4 мировых ресурсов).

  При общей  высокой обеспеченности страны природными ресурсами разные районы насыщены ими  далеко не одинаково. Налицо диспропорция, существующая между размещением  основных источников сырья, топлива и энергии, с одной стороны, и размещением населения и трудовых ресурсов – с другой. Вообще для России характерна значительная неравномерность в степени экономической освоенности территории.

  На европейскую  часть (включая Урал) приходится 1/4 территории и 4/5 населения страны, на восточные районы (Сибирь и Дальний Восток) – 3/4 и 1/5 соответственно.

  Основная  полоса расселения в России простирается от Кольского полуострова до предгорий  Большого Кавказа и от Западных рубежей  до Центрального Урала. За Екатеринбургом она вытянута вдоль Транссиба и образует отдельные ветви (например, Кузбасс, Минусинская котловина и Приморье).

  Основная  полоса расселения занимает только 1/10 часть территории страны, но концентрирует  более 2/3 всего населения, представляя собой трансконтинентальную расселенческую структуру. За ее пределами расположены районы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, на которые приходится 70% все площади страны при очаговом характере расселения и средней плотности населения 1 человек на кв. км. Подавляющая часть этого пространства входит в зону вечной мерзлоты и отличается дискомфортными для жизни населения и хозяйственной деятельности условиями, а также неустойчивостью природных ландшафтов к техногенным нагрузкам.

  В основной полосе расселения европейской части, где условия проживания людей наиболее благоприятны, плотность населения колеблется от 25 до 100 человек на кв. км. Лишь в относительно ограниченных ареалах концентрация городского и сельского населения достигает 50-100 человек на кв. км., а в агломерациях и в зонах влияния крупных городов – до 150-250 человек на кв. км. (в Московском регионе – столица и область – свыше 800 человек на кв. км.).

  На районы, расположенные к востоку от Урала, при слабой заселенности приходится 9/10 всех топливно-энергетических ресурсов, 4/5 запасов древесины, весьма значительная доля металлургического, горно-химического и минерально-строительного сырья.

  Существенные  различия  в степени экономической  освоенности территории, уровне обеспечения природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части намного больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных регионах.

  Россия  является федеративным государством –  Российской Федерацией (РФ), объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции  РФ и Федеративного договора как  неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации  состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

  В состав РФ входят 21 республика (Адыгея, Алтай, Дагестан, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий-эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хаккасия, Чечня, Чувашия, Саха(Якутия), 6 краев(Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Хабаровский и Приморский), 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов, представляющих малочисленные народы на севере (Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Чукотский) и востоке страны (Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский, Корякский).

                  Республики образовались из бывших автономных республик (в том числе за счет разделения Чечено-Ингушской республики на две суверенные республики) и на базе ряда автономных областей (Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской, Хакасской). Таким образом, вместо 16 АССР в настоящее время существует 21 республика в составе РФ, а вместо 5 АО только одна автономная область.

  К ведения РФ относится довольно широкий круг полномочий, среди которых в частности:

  1. федеративное устройство и территория страны в целом;
  2. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебных властей;
  3. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;
  4. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  5. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  6. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  7. оборона и безопасность;
  8. статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа;
  9. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет.

    Россия  – многонациональное государство.  На ее территории живут более  100 народов. Национальные отношения  основаны на уважении к истории,  традициям, культуре, языку и национальному достоинству всех населяющих Россию народов. В соответствии с Конституцией РФ признается приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение. В качестве важнейшей цели ставятся достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, сохранение исторически сложившегося государственного единства народов страны, целостности ее территории.

  Русские составляют свыше 4/5 всего населения, образуя большинство в ряде республик (кроме Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Татарстана, Калмыкии, Чувашии и Тывы), автономной области и автономных округах (за исключением Коми-Пермяцкого и Агинского Бурятского). Особенно велика доля русских среди городского населения.

  В городах  проживает почти 3/4 всего населения. Самой высокой долей городского населения выделяются Северо-Запад, Центральный район и Урал, а  также восточные районы, т.е. районы исторически сложившейся промышленности или нового индустриального освоения.

  На территории России выделяется 11 экономических  районов. Экономические районы различаются  между собой условиями и особенностями  формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками. Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.

  В связи  с переходом к рыночной экономике  и новыми тенденциями, характерными для развития государственной региональной политики, возникла необходимость укрупнения ряда территориальных структур. Так возникли восемь межрайонных ассоциаций экономического взаимодействия: «Центральная Россия», «Черноземье», «Северо-Запад», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Уральский регион», «Сибирское соглашения», «дальний Восток и Забайкалье».

  Новый этап знаменует собой укрепление «исполнительной  вертикали» благодаря системе контроля за выполнением в регионах Конституции  РФ, федеральных законов и указов Президента. Для осуществления контрольных функций были организованы семь федеральных округов (Указ Президента РФ от 13 мая 2000г.), каждый с соответствующим центром: «Центральный» (Москва), «Северо-Западный» (Санкт-Петербург), «Южный» (Ростов-на-Дону), «Приволжский» (Нижний Новгород), «Уральский» (Екатеринбург), «Сибирский» (Новосибирск), «Дальневосточный» (Хабаровск).

  Центральный федеральный округ охватывает территорию 17 областей и городов федерального значения, расположенных в центре Европейской России: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва. Площадь округа 650, 7 тыс. кВ. км., население 36 100 тыс. человек (36, 1 млн. чел.), плотность на 1 кв. км. – 55, 5 чел.

  Северо-Западный федеральный округ включат 11 субъектов  федерации, расположенных на северо-западе и севере Европейской России: Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Площадь округа составляет 1677, 9 тыс. кв км., население – 14200 тыс. человек (14,2 млн. человек), плотность – 8, 5 чел. на 1 кв. км.

  Южный федеральный  округ включает 13 субъектов, расположенный  на Нижней Волге и Северном Кавказе: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоргадская и Ростовская области. Площадь округа 589, 2 тыс. кв. км., население 21500 тыс. человек (21,5 млн. чел.), плотность 36, 4 чел. на 1 кв. км.

  Приволжский федеральный округ состоит из 15 субъектов, расположенных на Верхней и Средней Волге: Республика Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Кировская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и Коми-Пермяцкий автономный округ. Площадь округа 1038 тыс. кв. км., население – 31 400 (31,4 млн. чел.), плотность – 30, 2 чел. на 1 кв. км.

  Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов, расположенных на Урале и примыкающей  на востоке части Западной Сибири: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Площадь округа 1788,9 тыс. кв. км., население – 12 400 тыс. человек (12,4 млн. чел.), плотность – 7 чел. на 1 кв. км.

  Сибирский Федеральный округ образуют 16 субъектов Западной и Восточной Сибири: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автономные округа. Площадь округа 5114,8 тыс. кв. км., население – 20 600 тыс. человек (20,6 млн. чел.), плотность – 4 чел. на 1 кв. км.

  Дальневосточный округ составляют 10 субъектов, расположенных  в самой дальней части Восточной  России: Республика Саха(Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. Площадь округа 6215,9 тыс. кв. км., население – 7 100 тыс. человек (7,1 млн. чел.), плотность 1,2 чел. на 1 кв. км.

  Высшим  должностным лицом в федеральных  округах является полномочный представитель  Президента Российской Федерации, который  представляет его в пределах соответствующего федерального округа России. Главной  задачей представительства Президента в федеральном округе является организация в соответствующем органе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ.

  На полномочных  представителей и их аппарат возложена функция:

    • контроля за выполнением Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений правительства, федеральных программ в субъектах федерации;
    • обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, интересов национальной безопасности на местах, подбора и расстановки кадров в территориальное управление федеральных органов власти;
    • разработки совместно с соответствующими организациями субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа и пр.

    В каждом субъекте Российской Федерации имеется местное самоуправление, т.е. местные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Местное самоуправление осуществляется также на уровне городов, районов и отдельных муниципальных и сельских образований.

    1. Геополитическое положение России

    Геополитическое положение России, т.е. ее положение  на политической карте по отношению  к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами. Огромное позитивное воздействие оказывает на него характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны, происходящих в последний период времени.

    Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня – от глобальных до региональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:

Информация о работе Государственное и административно-территориальное устройство России