Греция - одно из первых цивилизованных государств в Европе. Именно Греция подарила миру демократию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

В древности, при несложном государственном устройстве, при слабом развитии государственных потребностей и при удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги или вовсе были не нужны или играли весьма скромную роль в государственном хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

Греция.docx

— 22.96 Кб (Скачать)

Греция - одно из первых цивилизованных государств в Европе. Именно Греция подарила миру демократию.

В древности, при несложном  государственном устройстве, при  слабом развитии государственных потребностей и при удовлетворении последних  личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги или вовсе были не нужны или играли весьма скромную роль в государственном хозяйстве. Так, например, в государствах Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело отправлялись личными повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда государство нуждалось в материальных средствах, напр. для постройки публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии. В переводе на русский язык литургия значит приношение, из чего можно было заключить, что это были добровольные дары богатых граждан государству. Но, ввиду того, что уплата литургий была обязательной, что теперь уже вполне доказано, их надо отнести к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась довольно цельная система таможенных пошлин и разных торговых сборов.

В Древней Греции VII-IV вв. до н.э. существовали прямые и косвенные  налоги. Прямые состояли из одной десятой  или одной двадцатой части  доходов, как правило, получаемых от владения землей. 
 
В виде косвенных налогов выступали различные торговые пошлины, взимаемые, как правило, с иноземных купцов и торговцев у городских ворот, на пристанях, на рынках. Правда, купцы, чтобы не потерпеть убытков, включали размер пошлины в стоимость товара, и таким образом пошлина на иностранцев превращалась в косвенный налог в виде увеличенной цены товара, который покупали граждане, не облагаемые прямыми налогами. 
 
Уже в те далекие времена, в условиях античной демократии, существование прямых налогов вызывало оживленные дискуссии: должен или не должен платить налоги свободный гражданин? По мнению некоторых, уплата налогов - был удел рабов. Многие жители Афин отождествляли налог с данью, а дань должны были уплачивать побежденные. Однако перед лицом военной угрозы споры прекращались: народное собрание устанавливало ставку налога, и каждый гражданин платил в соответствии со своими доходами.

В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества.

Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Изучение сохранившихся документов позволяет судить о финансовой базе Древней Греции. Во времена Солона в VI в. до н.э. была установлена шкала  постоянного подоходного налога с учетом размера имущества. Позже  свободные граждане налогов не платили. Бюджет пополнялся за счет других сборов. Таможенная пошлина составляла 2% от стоимости ввозимых товаров. Судебные пошлины тоже поступали в бюджет. Денежная повинность (литургия) была столь  значительна, что освобождение от нее  считалось национальной наградой. Эту  бюджетную повинность несли лишь состоятельные граждане.

Одним из основных источников доходов  являлся форос. Его вносил каждый член Афинского морского союза в общую казну, и он составлял значительные суммы. Чрезвычайный налог военного времени — эйсфора — устанавливался в твердой сумме, а затем распределялся между гражданами в зависимости от их состоятельности.

Средства на общественные расходы  большей частью поступали от общинной собственности, например, с земельных  участков, порой от рудников, а кроме  того, от таможенных пошлин, податей  на иноземцев, с налогов на продажу, судебных пошлин и штрафов. Когда  этих поступлений не хватало, взимали  налоги на доходы, в частности на доходы от сельского хозяйства. Решения  об этом принимались в зависимости  от обстоятельств.

Огромные суммы в Афинах в начале V в. до н.э. шли на сооружение и содержание флота. Примерно в 483 г. был построен большой флот, а затем создан оборонительный Морской союз греческих государств, направленный против персов. По совету Фемистокла было решено высокие доходы от новых месторождений серебра в Лаврионе не распределять между гражданами, а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. На постройку судна денег, вероятно, хватало, но их было недостаточно на его дорогостоящее оснащение, ремонт, управление, содержание команды гребцов. Хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Расчет был на литургию, т.е. на общественную повинность. В число таких повинностей входили финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства.

В середине V в. до н.э. появилась необходимость  оплачивать содержание пеших войск, что стоило больших денег, особенно когда солдаты отправлялись в  длительные военные походы или участвовали  в многомесячных осадах крепостей. Войны в основном финансировались  за счет войн, т.е. за счет реквизиций, однако требовали все больших расходов. Потребовалось также установления особой статьи в бюджете — материальное обеспечение многочисленных сирот  войны.

Второй довольно значительный комплекс затрат — оплата выборных должностей, введение диеты (диета — суточное или месячное содержание, которое  получали древнегреческие «парламентарии»). Кроме того, во время больших театральных  представлений каждому гражданину выплачивалась определенная денежная сумма, чтобы он мог принять участие  в празднестве. Эти деньги представляли собой особые административные расходы.

Третьим обширным комплексом расходов были затраты на строительство Акрополя — символ богатства, могущества, культуры, побед Афин.

Строились крепостные стены между  Афинами и Пиреем, перестраивалась  агора, сооружались общественные здания.

Кроме того, в V в. до н.э. появилось  множество других, новых расходов. Например, на содержание полиции из 300 скифских рабов, на снабжение города зерном и лесом на строительство  судов, дипломатические миссии, на публикацию законов, текст которых высекался  на камне, на спортивные игры.

Доходы города-государства Афин почти наполовину складывались из взносов  государств — членов союза. Выросли  поступления от взимания таможенных пошлин, рыночных налогов и налогов  на иноземцев. Каждому иностранцу, селившемуся  в Афинах, надлежало платить подушную подать.

Одним из важнейших перевалочных пунктов  на Эгейском море стал Пирей. Ввозная  и вывозная пошлины составляли вначале 1%, а затем повысились до 2%. Сильно выросли судебные сборы. Возникли новые  виды налогов, например на древнейшую в мире профессию. Однако прямых налогов  в тогдашних Афинах, вероятно, не было.

Подсчитано, что максимальная сумма, которую богатые горожане должны были затратить на триерархии, равнялась примерно 200 талантам.

Такую сумму вносил всего 1% всех граждан. Отчисления на Пелопоннесскую войну, начавшуюся в 431 г., составляли также 200 талантов. При  расчете этой суммы исходили из того, что на такие сборы следовало  уплатить 2—3% стоимости имущества. Расходы на возведение Парфенона  оцениваются примерно в 700 талантов, содержание одной команды триеры в 430 г. половину таланта в месяц, а через пятнадцать лет, в связи  с сицилийским походом, эту сумму  увеличили до одного таланта.

Можно подсчитать, что содержание ста судов, находившихся в море 6месяцев, поглощало бы почти половину доходов  города, если бы до того союзников не заставили увеличить вдвое свои взносы (можно считать не взносы, а дань). Несколько позже Афины  ввели 10%-ную пошлину на все товары, следовавшие через Босфорский пролив.

Налоги взимали откупщики, обязавшиеся  платить твердую сумму общине. Деньги поступали в различные  кассы, возглавляемые казначеями.

Другого способа осуществлять контроль за финансовым хозяйством, кажется, не было. Немецкий историк Кристиан Майер считает, что в этом нашло свое отражение и то обстоятельство, что деньги шли не только в руки государства, которое ведало бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное различие. Даже если излишки по соответствующему решению могли быть переданы из одной кассы в другую, прямая взаимосвязь между расходами и доходами все же сохранялась. Впоследствии нашли и нужную формулировку, верно подметившую способ общественного хозяйствования: деньги появляются только тогда, когда они действительно нужны, но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись с потребностями в расходах, а не наоборот — расходы, которые намечались бы в зависимости от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.Одновременно с различными кассами полиса существовали еще и кассы храмов, поступления в которые шли от сдачи в аренду земельных участков, из денежных пожертвований и приношений, а также от налогов на доходы из той части военных трофеев, которая посвящалась богам. Полис, если заставляла нужда, мог брать эти деньги в качестве займа под проценты, правда, зачастую не имея возможности возвратить их. Общественных зай мов практически не было. При необходимости для покрытия дефицита на состоятельных граждан полиса раскладывался соответствующий налог.

После поражения в Пелопоннесской войне и распада Морского союза, давно ставшего империей, финансовое положение Афин пошатнулось, а затем  и заметно ухудшилось. Доходы упали, казна опустела, затраты же, особенно во время войны, могли быть крайне высокими. Приходилось опираться  на состоятельных граждан, а, возможно, и на средние слои крестьян. Между 376и 366 гг. до н.э. использовались различные  сборы, составившие в сумме налог  на имущество в размере 1% в год. Триерархия также практически превратилась в своего рода налог.

В 378—377гг. до н.э. провели всеобъемлющую  оценку имущества и состояния  граждан. Один из богатых афинян заявил тогда, что для себя лично он оставляет  столько, сколько ему «требовалось для умеренного жизнеобеспечения, а  все остальное готов предоставить для удовлетворения общественных потребностей».В это же время были учреждены так называемые «антидосисы». Тот, кто считал, что его состояние меньше, чем у другого, и, следовательно, он в меньшей степени обязан исполнять литургию, мог подать в суд прошение об изменении оценки его состояния. Таких жалоб богатых граждан было очень много, например по поводу эксплуатации и несправедливого к ним отношения. Разумеется, они преувеличивали свое бедственное положение.


Информация о работе Греция - одно из первых цивилизованных государств в Европе. Именно Греция подарила миру демократию