Инвестиционная привлекательность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

При оценке региональной экономики должен быть применен комплексный подход. Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга, но все они статистические, и отдельно взятые не дают комплексной оценки экономического состояния региона.
При характеристике эффективности функционирования региональной экономики следует особо выделить показатель инвестиционной привлекательности.

Содержание

1. Что такое инвестиционная привлекательность……………………………………..
2. Инвестиционная привлекательность регионов………………………………………
3. Инвестиционная привлекательность Российской Федерации……………………….
Литература………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная привлекательность РФ.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

1. Что такое  инвестиционная привлекательность……………………………………..

2. Инвестиционная  привлекательность регионов………………………………………

3. Инвестиционная  привлекательность Российской Федерации……………………….

Литература…………………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Что такое инвестиционная  привлекательность 

     Создание  максимально благоприятных условий  для начала и развития бизнеса  и инвестирования, повышения конкурентоспособности  региона является одной из главных  задач региональной экономической политики.

      Можно перечислить множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность  функционирования региональной экономики:

  • внутренний региональный продукт;
  • внешнеторговый оборот;
  • уровень капитальных вложений;
  • объем промышленного производства на душу населения;
  • уровень жизни населения;
  • уровень безработицы;
  • уровень потребительских цен;
  • среднемесячная заработная плата населения;
  • средняя обеспеченность жильем населения региона.

      При оценке региональной экономики должен быть применен комплексный подход. Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга, но все они статистические, и отдельно взятые не дают комплексной оценки экономического состояния региона.

     При характеристике эффективности функционирования региональной экономики следует особо выделить показатель инвестиционной привлекательности.

     Позитивное  изменение вышеперечисленных показателей, в частности, и положительные  тенденции развития региональной экономики  в целом, напрямую зависят от уровня инвестиционной привлекательности региона. Именно степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.

     Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлено  результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.

     Что же такое инвестиционная привлекательность?

     Оценка  инвестиционной привлекательности  региона включает в себя два основных момента:

     1. Инвестиционную привлекательность  самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

     2. Инвестиционная привлекательность  конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

     При изучении инвестиционной привлекательности  объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям  эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности).

     Оценивая  уровень инвестиционной привлекательности  в целом, определим главные его  составляющие. Это инвестиционный потенциал  и инвестиционный риск. Многие выделяют еще третью составляющую – это законодательные условия в регионе, но мы предлагаем рассматривать ее в составе инвестиционного риска.

     Инвестиционный  потенциал - совокупность имеющихся  в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.

     Эта характеристика количественная, учитывающая  основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами  производства (природными ресурсами, рабочей  силой, основными фондами, инфраструктурой  и т.п.), потребительский спрос  населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

     Инвестиционный  риск - совокупность переменных факторов риска инвестирования.

     В научной литературе выделяют множество  критериев оценки инвестиционного  риска. Он характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данный объект, предприятие, отрасль, регион или страну. Степень инвестиционного риска может зависеть от целого ряда факторов: политической, социальной, законодательной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации в регионе.

     Не  менее важной составляющей инвестиционного  риска является кредитный риск.

     Инвестиционный  рейтинг регионов, разрабатываемый  в течение последних 9 лет рейтинговым  агентством «Эксперт РА», по существу, стал единственным комплексным критерием оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведения бизнеса и жизни населения.

     Таким образом, инвестиционная привлекательность  региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения. 

     2. Инвестиционная привлекательность  регионов 

     Эффективная инвестиционная политика призвана создать  благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для  частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень  производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

     Во  все большем числе регионов местные  администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

     Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.

     К числу основных относятся следующие направления:

     1.Развитие    регионального    инвестиционного    законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.

     2.Поддержка   инвестиций   со   стороны   местных   властей   путем предоставления     льгот.

     3.Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов,    их   инвестиционного    имиджа,    в    том    числе    посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

     4.Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению  иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

     5.Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т. д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

     Регионы России сильно дифференцированы по соотношению  инвестиционного риска и инвестиционного  потенциала.

     Выделим характерные типы регионов.

     1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

     2) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

     3)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными  трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

     В приоритетном развитии этих субъектов  РФ как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

     4) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

     5)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без  исключения  составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

Информация о работе Инвестиционная привлекательность РФ