Итоги экономического развития Республики Казахстан после приобретения независимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:09, доклад

Описание работы

Казахстан – страна со средним уровнем дохода. Валовой национальный доход на душу населения в 2010 году составил 7440 долларов США (ВНД, метод Атласа) . Самое большое государство Центральной Азии и одно из наименее населенных государств в мире имеет значительные запасы полезных ископаемых, обширные территории пахотных земель, а большая часть инфраструктуры унаследована от Советского Союза. Население страны имеет довольно высокий уровень образования.

Работа содержит 1 файл

Казахстан текст.docx

— 28.69 Кб (Скачать)

Итоги экономического развития Республики Казахстан 

после приобретения независимости 

Введение

Казахстан – страна со средним уровнем дохода. Валовой национальный доход на душу населения в 2010 году составил 7440 долларов США (ВНД, метод Атласа) [1]. Самое большое государство Центральной Азии и одно из наименее населенных государств в мире имеет значительные запасы полезных ископаемых, обширные территории пахотных земель, а большая часть инфраструктуры унаследована от Советского Союза. Население страны имеет довольно высокий уровень образования.

Экономические возможности Казахстана огромны. Ресурсная база Казахстана не только определяет практически неограниченные перспективы развития собственной горно- и нефтедобывающей, перерабатывающей промышленности, но и позволяет выступать в качестве крупного экспортера различных видов сырья на мировой рынок. Увеличение объемов нефтедобычи, изобилие полезных ископаемых, ответственная макроэкономическая политика и другие политические изменения обещают перспективное будущее. Несмотря на это, существуют значительные риски как в краткосрочной и среднесрочной (поддержание макроэкономической стабильности и устойчивости финансового сектора), так и в долгосрочной перспективе (борьба с голландской болезнью и достижение диверсификации экономики).

Неравенство сохраняется, несмотря на все предпосылки  для дальнейшего роста подушевого дохода. В 2007 и 2008 гг. общая доля бедного населения, живущего за чертой бедности, по оценкам составила выше 12%. При этом в 2007 году в Мангыстауской и Кызылординской областях, богатой нефтью, уровень бедности превысил 24%, а в двух других хлебопроизводящей областях – Акмолинской и Северо-Казахстанской – 16%. Уровень бедности в сельских регионах Мангистауской области был лидирующим и составил более 56% в 2007 году. Экономический спад, выпавший на конец 2008 – 2009 года, скорее всего, повлечет ухудшение условий жизни для большой части населения. По сравнению с другими европейскими и центральноазиатскими странами Казахстан отстает и по таким социальным показателям как доступ к чистой питьевой воде и заболеваемость туберкулезом. Число людей, страдающих ВИЧ/СПИД, невелико в абсолютном выражении, тогда как темпы роста заболеваемости высоки.

Кроме этого, в Казахстане остро стоит  ряд экологических проблем, в  том числе загрязнение промышленными  отходами, деградация почв, опустынивание  и ядерное наследие Семипалатинского региона. Тем не менее, экологическая  ситуация северного Арала значительно  улучшилась благодаря возведению дамбы, регулированию русла реки Сырдарьи и некоторому улучшению состояния северной части Аральского моря.

Развитие  после приобретения независимости

После обретения независимости в 1991 году, Казахстан одним из первых среди  стран бывшего Советского Союза  начал проводить интенсивные  реформы. В первые годы переходного периода была проведена работа по либерализации цен, выравниванию торговли и приватизации предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Были значительно усовершенствованы казначейские и бюджетные процедуры. Однако, прогресс в таких областях как проведение земельной реформы в сельских регионах, создание благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса и борьба с коррупцией менее очевиден.

Государство создало основу для привлечения  прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нефтяной сектор и сектор полезных ископаемых. За этим последовали реформа  банковского сектора и пенсионная реформа, а также разукрупнение  и частичная приватизация электроэнергетического сектора.

Казахстан добился успеха в создании концепции  управления государственными ресурсами, в том числе, учредив Национальный фонд Республики Казахстан, куда направлялся  избыток доходов, полученных от нефтедобычи  в период высоких цен на нефть. Сбережения Национального фонда  поддержали систему государственного финансирования в период спада 2008 – 2009 гг.

За последние  годы Правительство выделило приоритеты в реформировании государственного сектора, внесло значительные поправки в налоговый и бюджетный кодексы  и перешло на более стратегический и среднесрочный подход при разработке государственной политики. Реформа государственной службы вошла в список приоритетных направлений.

Основные  макроэкономические показатели Казахстана

За период с 1999 по 2007 гг. Казахстан демонстрировал устойчивый экономический рост. Среднегодовой темп роста физического объема ВВП Казахстана за рассматриваемый период составил в среднем 9,3%, продукции промышленности – 8,7%,  продукции сельского хозяйства – 7,4%, инвестиций в основной капитал – 26,3%, внешнеторгового оборота – 27,9% [Таблица 1, 2].

С конца 2007 года экономическая ситуация в Казахстане усложнилась под влиянием мирового финансового кризиса. Банковский сектор столкнулся с проявлениями кризиса в августе 2007 года, когда приток капитала в страну внезапно прекратился. Резкое снижение цен на нефть и другие экспортные товары, отягощенное ухудшившейся ситуаций на международных финансовых рынках, очень негативно сказался на темпах роста, прибыльности предприятий и государственных доходах. Увеличение отрицательного сальдо по текущему счету стало оказывать давление на национальную валюту тенге, что привело к 20%-ной девальвации тенге по отношению к доллару США в начале февраля 2009 года. Экономика постепенно стала входить в рецессию в начале 2009 года. По итогам года ВВП Казахстана составил 101,2% к уровню 2008 года, продукция промышленности – 101,7%,  инвестиции в основной капитал – 102,1%, перевозки грузов – 97,2%, оборот розничной торговли – 97,3%, внешнеторговый оборот – 65,6% [Таблица 1, 2].

Вместе  с тем, в 2010 году экономике Казахстана удалось преодолеть кризисные проявления и достичь положительных результатов.

С 1 по 9 декабря 2010 года в Казахстане находилась миссия Международного Валютного Фонда  для анализа ситуации в экономике  и в финансовом секторе.  Выводы миссии: «Благодаря поддержке государственного сектора и благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках продолжилось восстановление роста ВВП в реальном выражении; по расчетам сотрудников МВФ, в 2010 году он составит 5,5 процента. Ведущую роль в обеспечении экономического роста играют отрасли, связанные с нефтью и полезными ископаемыми, а также смежные с ними секторы услуг, включая транспорт и связь. Некоторое улучшение в сфере розничной торговли, отражающее прежде всего рост потребления после вызванного кризисом спада, способствует восстановлению экономики; тем не менее уровень активности в строительстве и секторе недвижимости остается пониженным. По расчетам сотрудников МВФ, в 2011 году рост экономики составит около 5 процентов и будет по-прежнему обусловлен в основном добычей нефти и полезных ископаемых, в то время как сохраняющиеся трудности в банковском и корпоративном секторах и далее будут ограничивать масштабы восстановления внутреннего спроса» [3].

Рост ВВП в 2010 году составил 7%, продукции промышленности – 10%, перевозок грузов – 15,7%, оборота розничной торговли – 12,3%, внешнеторгового оборота – 26,6% [Таблица 1, 2].

В горнодобывающей  промышленности и разработке карьеров в 2010 году индекс физического объема составил 107,2%. Увеличилась добыча сырой нефти (105,8%), природного газа (106,2%) и металлических руд (107%). В обрабатывающей промышленности в отчетном периоде произошел рост на 13,9% [2]. 

Показатели  развития промышленности Казахстана

В структуре  промышленности наибольшую часть занимает горнодобывающая промышленность. В 2010 году производство горнодобывающей промышленности достигло 7 420 млрд. тенге, где основная доля приходится на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, в частности, добычу сырой нефти и попутного газа (в среднем порядка 90%) [2].

Обрабатывающая  промышленность имеет положительную  динамику с показателем производства в 2010 году в 3 845 млрд. тенге. В структуре обрабатывающей промышленности самые высокие показатели производства приходятся на металлургию, пищевую промышленность, производство нефтепродуктов, а также машиностроение.

Машиностроение

В настоящее  время в Казахстане функционирует 13 подотраслей машиностроения и металлообработки, в которых преобладающее значение имеют производство горнометаллургического, сельскохозяйственного, нефтегазового, транспортного оборудования. Предприятиями машиностроительной отрасли производится рентгеновское оборудование, аккумуляторы, сельскохозяйственная техника, нефтегазовое оборудование и пр. На сегодняшний день доля машиностроения в общем объеме выпуска производственной продукции составляет около 3% [2].

Металлургия

На сегодняшний  день удельный вес металлургии в  общем объеме промышленного производства превышает 15% [2]. В состав отрасли входят крупнейшие компании и предприятия, созданные на базе горно-обогатительных и металлургических предприятий. Большинство из них имеют активы энергетических предприятий и угольных месторождений. Практически все производимые в Казахстане металлы и металлопродукция экспортируются. Основными импортерами продукции металлургической отрасли являются Италия, Китай, Германия, Нидерланды, страны СНГ и пр.

Пищевая промышленность

Основными сегментами пищевой промышленности являются производство напитков, продуктов  мукомольно-крупяной промышленности, растительных и животных масел и  жиров, мяса и мясопродуктов, молочных продуктов, переработка фруктов  и овощей. В структуре промышленного  производства доля пищевой промышленности составляет 7,4%. Экспорт продовольственных  товаров, в основном, приходится на вывоз муки, круп, рыбы и рыбных продуктов. Также вывозятся в незначительных объемах масла растительные, шоколад и кондитерские изделия, мясо птицы, овощи и молочные продукты.

Химическая  промышленность

Казахстан располагает богатыми месторождениями  полезных ископаемых неорганического  и органического происхождения, которые являются исходным сырьем для  получения различных видов химической продукции. В 2008 году удельный вес химической промышленности в общем объеме промышленности составил 1%. В структуре химической промышленности наибольший объем выпускаемой продукции приходится на производство фосфора (свыше 15%), бихромата натрия и фосфорных удобрений (по 10%). Предприятиями химической промышленности также выпускаются азотные удобрения, хромовые соединения, пластмассы, шины для автомобилей и сельхозмашин, широкий ассортимент резинотехнических изделий.

Основные  итоги работы экономики  Казахстана в 2011 году представлены в Таблице 3.

Объем промышленного производства в январе-октябре 2011 г. составил 12 920 млрд. тенге в действующих ценах, что на 4% больше, чем в январе-октябре 2010 г. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров производство возросло на 1,9 %, обрабатывающей промышленности – на  
6,9 %. Рост объема валовой продукции сельского хозяйства составил 22,8 %. 

Объем грузооборота в январе-октябре 2011 г. вырос на 15,7% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Объем розничной торговли за отчетный период составил 2881,9 млрд. тенге (без оборота общественного питания) и увеличился на 12,7% по сравнению с январем-октябрем 2010 г.

Внешнеторговый  оборот Казахстана в январе-сентябре 2011 г. составил 91 869,6 млн. долларов CША и по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличился на 41,3%, в том числе экспорт – 65 817,7 млн. долларов США (на 49,9% больше), импорт – 26 051,9 млн. долларов США (на 23,5% больше).  

Проблемные  вопросы

Среднесрочные перспективы для Казахстана достаточно обнадеживающие, несмотря на то, что  возможно усиление негативного влияния  кризиса предложения на темпы  роста.  Явный недостаток предложения прослеживается на многих уровнях рынка трудовых ресурсов. Несоответствие инфраструктуры и острые проблемы все более проявляются в таких формах как частые отключения электроэнергии и дорожные пробки в больших городах. Темпы роста и развития в регионах, помимо двух основных городов и ресурсобогатых районов, могут отставать.

Несмотря  на огромные достижения, следует уделить  внимание следующим вопросам:

  • Эффективное управление доходами от нефтедобычи. Эффективное управление доходами от добычи нефти и рациональное расходование государственных средств являются важными факторами достижения конкурентоспособности и высокой производительности. Необходимо регулировать расход нефти, чтобы не допустить инфляции и развивать другие сектора экономики.
  • Диверсификация экономики через улучшение бизнес среды. Государству нужно привлекать частные инвестиции, как иностранные, так и местные, в отрасли недобывающей промышленности для создания рабочих мест и повышения доходов населения. Для снижения инвестиционных рисков и издержек по ведению бизнеса необходимо снизить уровень бюрократических проволочек и процедур, требующих оплаты, таких как лицензирование и проверки, и продолжить реформы основных институтов, например, в области налогообложения и таможенного контроля.
  • Наращивание человеческого капитала. Учитывая острый дефицит квалифицированных специалистов, необходимо инвестировать в образование и сделать систему более адекватно отвечающей на потребности рыночной экономики. Также нужно заменить квоты на привлечение иностранных квалифицированных специалистов на систему, которая станет привлекательной для высококвалифицированной рабочей силы.
  • Проведение целесообразной сельскохозяйственной политики. Критическое значение имеет принятие стратегии, которая определяет степень и формы государственного вмешательства в сельское хозяйство. Значительного внимания требует реструктуризация и организация землепользования. Также необходимо проработать стратегии содействия созданию ассоциаций водопользователей, а также другие стратегии по охране водных ресурсов.
  • Развитие институтов для реализации политики рационального расходования средств. Государство должно наращивать свой потенциал для проведения качественного анализа, оценки и разработки проектов и реализации стратегий адресной социальной помощи и секторального развития.
  • Развитие инфраструктуры для улучшения бизнес среды. Коммерческие предприятия могут стать более прибыльными, если провести работу по модернизации телекоммуникационной, дорожной и оросительной инфраструктуры.

Информация о работе Итоги экономического развития Республики Казахстан после приобретения независимости