Экономическая характеристика Европы и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:30, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим два из трех экономических региональных центра — Северная Америка и Западная Европа.

Содержание

1. Введение

2. Экономическое развитие США

3. Западная Европа

4. Заключение

5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 20.33 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.       Введение

2.       Экономическое развитие США

3.       Западная Европа

4.       Заключение

5.       Список используемой литературы

Введение

 

               В современном мировом хозяйстве наиболее остро конкурируют три экономических региональных центра – Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (страны ЕС) и Дальний Восток (Япония, КНР, ряд «новых индустриальных стран»).

              В данной работе мы рассмотрим два из трех экономических региональных центра — Северная Америка и Западная Европа.

              Наиболее ярким представителем североамериканского региона является США. Его экономический потенциал будет  рассмотрен в работе.

              Экономический потанциал западно-европейского региона рассмотрим на примере стран ЕС.

Экономическое развитие США

 

В мировой экономике страны делятся на 3 группы: промышленно развитые, (индустриальные страны с развитой рыночной экономикой, передовые), развивающиеся и страны с переходной экономикой.

Передовые страны обладают мощным экономическим потенциалом, имеют высокий доход на душу населения. Среди этой группы стран выделяются страны«Большой семерки» с огромным объемом ВВП. Они представляют почти 50% мирового торгово-финансового оборота.

Несомненным лидером в мировой экономике являются Соединенные Штаты. Здесь производится около 21% мирового валового продукта (при количестве населения от мирового — 4%). Причем статус ведущей державы мира США удерживают с периода после Второй мировой войны. На второе место по размеру ВВП вышла Япония — 7,6% мирового валового продукта. Вслед за Японией идут европейские страны — ФРГ, Франция, Италия, Великобритания и др.

Достигнутый уровень американской экономики сложился в результате длительного периода динамичного развития при участии практически всех стран мира. Экономика государства характеризуется глобализацией бизнеса, она достаточно диверсифицирована и самодостаточна по многим сырьевым ресурсам. В хозяйстве США на первом месте стоит промышленность, где важную роль играют крупные корпорации.

Соединенные Штаты доминируют в сфере технических и технологических инноваций, в развитии многих наукоемких отраслей, таких, как аэрокосмонавтика, телекоммуникации, производство компьютеров, электронного и др. оборудования.

Все более важным фактором международной экономической жизни становятся американские ТНК и их заграничные филиалы, обеспечивающие производство товаров и услуг общей стоимостью около 1,5 трлн. долларов в год, что соответствует почти 40% ВНП США.

На современном этапе экономика США базируется на следующих преимуществах:

•                      огромный хозяйственный потенциал — природно-сырьевой, демографический, производственный, научно-технический;

•        большая емкость внутреннего рынка;

•        значительные масштабы концентрации и централизации производства и капитала;

•        проведение крупномасштабных научных исследований и разработок;

•        современная экономическая (постиндустриальная) структура с развитием новых и новейших отраслей производства и сферы услуг;

•        стабильно высокие темпы развития;

•        особая роль доллара как мировой валюты;

•        доминирование принципов, определяющих основы государственной экономической политики — поддержка свободы экономической деятельности, защита свободной конкуренции, поощрение предпринимательской активности, ограничение монополий.

Используя свой экономический и финансовый потенциал, США в течение ряда лет опережают своих конкурентов по росту производительности труда, а также в научно-техническом прогрессе, по уровню развития внешнеэкономических связей и т.д. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР — 2,8% от ВВП.

В то же время, в последние два десятилетия экономика США столкнулась с определенными проблемами, в частности, разбалансированностью бюджета (в 2007 г. дефицит бюджета составил 359 млрд. долларов) и внешнеторговым дефицитом (750 млрд. долларов в 2005 г.).

Придя к власти, администрация Б. Клинтона скорректировала экономическую стратегию Дж. Буша-старшего в либеральном направлении. В основе реформ Клинтона лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к более активной регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение макрооснов стабильного экономического роста. Программа Клинтона в области экономики включала в себя следующие составляющие.

•                      Повышение основных федеральных налогов.

•        Сокращение федеральных расходов, введен режим экономии расходов правительства, сокращен госаппарат и непроизводственные расходы.

•        Сохранение разумной социальной инфраструктуры.

Администрация Клинтона сумела резко сократить бюджетный дефицит, приостановить рост государственного долга, стимулировать долгосрочные инвестиции частного сектора, снизить безработицу. Итогом изменений, внесенных в макроэкономическую политику правительством Б.  Клинтона, стали значительное улучшение ситуации и переход к новой стадии — так называемой «новой экономике». Новая экономика рассматривается не как информационно-коммуникационный сектор (ИКТ), а как новый облик экономики, складывающийся под влиянием интенсивных процессов создания и распространения знаний, и их проникновения во все сферы жизни общества. Речь идет об усилении влияния научной и инновационной деятельности, образования и ИКТ на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования. К концу 2000 г. в США был установлен абсолютный рекорд продолжительности циклического подъема.

Важное значение для роста экономики США в 1990-е гг. имел курс на интеграцию в мировую хозяйственную систему. На внешнем рынке реализуется 11% ВВП страны. США является ядром НАФТА. Североамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде развития своей мексиканской и канадской производственной базы, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда.

Признаки спада американской экономики проявились еще в 2000 г. Но особенно тяжелым как в экономическом, так и в политическом плане стал 2001 г. Спад производства был обусловлен комплексом причин, одной из которых является «перегрев» Интернет-экономики. Разросшиеся в большей степени виртуально, чем в реальном производстве, Интернет-компании имели несоизмеримые фондовые активы и прибыли. Негативную роль сыграло и кризисное состояние корпоративного сектора США, подтвердившееся финансовым банкротством как крупных американских корпораций топливно-энергетического комплекса США «Enron», телекоммуникационного «WorldCom», так и ряда других более мелких корпораций.

Серьезным испытанием для американской экономики, а вместе с ней и мировой, стала террористическая атака в сентябре 2001 г., в результате которой только прямой ущерб оценивается в 135 млрд. долларов.

Убытки американских страховых компаний в результате террористической атаки 11 сентября составили 40—50 млрд. долларов. Уменьшение налоговых поступлений, затраты на борьбу с террористическими актами, войну в Ираке и другие расходы оказали серьезное влияние на экономику страны.

Преодолению возникших экономических трудностей способствовал накопленный США резерв устойчивости и мобилизация стимулов для внутренних и внешних инвестиций, в сочетании с весьма эффективной системой государственного регулирования экономической и социальной жизни общества.

Экономический кризис 2001 г. послужил толчком структурной перестройки американской экономики в направлении совершенствования информационно-коммуникационной системы. Президентом Дж. Бушем-младшим в 2001 г. был подписан закон о значительном снижении налогов. Уменьшение налога на капитал и дивиденды стимулировало малый бизнес к инвестированию и созданию рабочих мест.

Преодоление кризиса в корпоративной среде было достигнуто путем государственного вмешательства с использованием рычагов фискальной и монетарнойполитики. Реформа системы корпоративного управления, активная борьба с финансовыми злоупотреблениями обеспечили защиту интересов американских инвесторов и способствовали восстановлению престижа американской экономики у мировой общественности. Активизировался процесс сращивания и слияния компаний с целью оптимизации финансовых потоков, выросли активы промышленных компаний, финансовых групп, связанных с оборонным сектором, имеющих контракты по снабжению войск в Афганистане и Иране. Исчезли многие Интернет-компании, искусственно завышавшие свои финансовые возможности.

Начиная с 2002 г. отмечается динамичный рост экономики США.

В то же время в начале XXI в. вновь актуальной стала проблема двойного дефицита американской экономики. Торговый дефицит Америки вызван рядом факторов, включая низкий уровень накопления капитала, большой бюджетный дефицит и замедление роста производства товаров. Огромная роль Соединенных Штатов в мировой экономике делает проблему дефицита внешней торговли проблемой глобального масштаба. В то же время, сложившаяся структура экспортно-импортного соотношения товаров и услуг отражает структурные сдвиги, происходящие во внутренней экономике страны.

 

 

 

Западная Европа 

 

В системе мировой экономики Западная Европа — один из трех «центров силы», который объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой. На долю стран Западной Европы приходится сейчас почти треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.

Среди ведущих держав мира Западная Европа устойчиво занимает второе место по совокупным объемам ВВП и третье — по размерам на душу населения.

Достаточно весомые позиции занимает Западная Европа в системе международного разделения труда, в рамках мирохозяйственных связей. Так, по суммарному объему мирового экспорта европейские страны превосходят США. Крупнейшими торговыми партнерами являются США и Япония.

Страны Западной Европы отличаются значительным научно-техническим потенциалом. Ведущие страны расходуют на эти цели от 2 до 2,7% ВВП. Если в 1970 г. расходы на НИОКР составили 37,1% уровня США, то в 2004 г. они поднялись до 73%.

Можно сказать, что Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР — микроэлектронике, робототехнике, биотехнологии, производстве новых материалов и др. Все это сказывается на относительно низком уровне производительности труда и эффективности производства.

Отраслями европейской экономики, обеспечивающими ее глобальную конкурентоспособность, являются: традиционные — автомобилестроение (ФРГ, Франция), авиационная промышленность (Великобритания, ФРГ, Франция), текстильная промышленность (Италия, Франция); новые — программное обеспечение (ФРГ, Бельгия, Нидерланды), цифровое телевидение (Франция, ФРГ), мобильная связь (Швеция, Финляндия, Великобритания). Достаточно прочные позиции за последнее десятилетие стала снимать Западная Европа в производстве офисной оргтехники, точной механики и оптики, телекоммуникаций и средств связи и т.д.

При проведении сравнительного макроэкономического анализа западно-европейского региона как одного из мировых экономических центров нельзя забывать и о том, что по уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности и вовлеченности в мирохозяйственные связи страны Западной Европы существенно отличаются друг от друга. При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупных высокоразвитых государства — ФРГ, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50% населения и около 70% совокупного ВВПрегиона. Во многом они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.

Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые — это Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится более 20% ВВП региона. Уступают высокоразвитым странам Австрия, Дания, на долю которых приходится более 8% ВВП. Третья группа — Португалия, Ирландия, Греция — имеет узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает достаточно скромное место в регионе — 2% ВВП.

После устойчивого экономического развития в течение ряда десятилетий примерно с конца 1991 г. континентальная Западная Европа вступила в фазу экономического кризиса. Особенности его циклического характера проявились в уменьшении нормы накопления в ВВП, а жесткая монетарная политика с 1992 г. привела к сокращению инвестиций.

Экономический кризис затронул не только производство, но и занятость. Если до 1991 г. численность рабочих мест в Западной Европе неуклонно росла, то в 1992—1993 гг. сокращение занятости стало повсеместным, и к концу 1993 г. в Западной Европе насчитывалось около 20 млн. безработных.

В фазу подъема экономика стран Западной Европы вступила в 1995 г. Финансовая политика в фазе подъема нацелена на сокращение дефицита государственного бюджета за счет стимулирования приватизации и увеличения поступления налогов. Кроме того, для нынешнего экономического цикла характерно усиление роли государства как во внутренней экономической политике, так и на международной арене в рамках преодоления сложностей экономического развития.

Нужно отметить, что социальное рыночное хозяйство — это по своей сути европейский вариант смешанной экономики, где доля госсектора и государственного регулирования традиционно выше, чем в США. Социальное рыночное хозяйство делает гражданское общество Европы более консолидированным и менее дифференцированным по уровню доходов, практически способствует достижению социального равенства. На этом фоне приоритетом государственного финансирования в странах Европы является не сфера НИОКР, как в США, а социальные программы. Поэтому в большинстве европейских стран (за исключением ФРГ) уровень расходов на НИОКР ниже 3% ВВП.

Информация о работе Экономическая характеристика Европы и США