Экономические отношения Российской Федерации со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ, обосновании оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой поставлены следующие конкретные задачи:
- проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние рыночных преобразований во внутрихозяйственной и внешнеэкономической сферах в России и других странах СНГ;
- наметить основополагающие направления и пути совершенствования экономических отношений России со странами СНГ, способствующие созданию жизнеспособного регионального интеграционного объединения;
- определить основные тенденции развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ, в частности, внешнеторговых взаимоотношений в рамках СНГ;
- наметить основные проблемы и направления дальнейшего совершенствования Экономического союза стран СНГ, в том числе связанные с предполагаемым формированием Платежного союза.
Объект исследования — экономические отношения России со странами СНГ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экономических отношений 6
1.1 Понятие «экономические отношения». 6
Глава 2. Внешнеэкономические отношения Р.Ф. со странами СНГ 8
2.1.Общая характеристика отношений Р.Ф. со странами СНГ 8
2.2.Ресурсный и производственный потенциал СНГ 11
2.3. Развитие экономики и внешней торговли 16
Глава 3. Проблемы торгово-экономических отношений Р.Ф. со странами СНГ и пути их решения 23
3.1.Проблема экономической интеграции стран СНГ 23
3.2.Проблемы торгово-экономического сотрудничества . 27
3.1. О кризисе модели «Разноскоростной» интеграции и новом проекте «ЕЭП четырех. 35
Заключение 39
Список используемых источников 42
Приложения 1. 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономической геграфии2курс.docx

— 99.43 Кб (Скачать)

 «Гиганты  российского капитала» проникают, в частности, в Армению: «Русал» участвует в выпуске на ее территории алюминиевой фольги; «Газпром» учредил в этой республике СП, а также вынашивает планы по строительству газопровода, связывающего Армению и Иран. Оживление взаимной кооперации стран Содружества — это и ответная реакция на действия ряда иностранных инвесторов, обманувших завышенные ожидания новых независимых государств. Сегодня последние, наконец, в полной мере осознали, что интересы западных инвесторов заключаются вовсе не в помощи постсоветским республикам, «освободившимся из-под гнета имперского СССР», а в максимизации собственной прибыли. Поэтому в конкретных управленческих решениях и в разработке конкретных инвестиционных проектов предпочтение нередко отдается вариантам сотрудничества с Россией, а не с западными партнерами — просто на основе итогов расчетов сравнительной эффективности. Так, недавно началась сборка грузовых автомобилей марки «КамАЗ»12 на Гянджинском автомобилестроительном заводе в Азербайджане. Ранее рассматривалась возможность восстановления этого автозавода для выпуска грузовиков «Мерседес» и «Рено», однако из-за высокой стоимости и недостаточной емкости внутреннего рынка проекты с участием соответствующих западных фирм были отклонены.

В общем, в хозяйственном  взаимодействии стран СНГ на рубеже веков наметились тенденции к реальной производственной интеграции на микроуровне и к оживлению торговых связей, ориентированных на постсоветский, особенно на российский, рынок. Однако эти процессы (прогнозировавшиеся специалистами еше в середине 90-х годов, а ныне набирающие силу) суть лишь исходные, необходимые, но явно недостаточные предпосылки рыночной интеграции новых независимых государств. Подкрепить отмеченные предпосылки можно, лишь активизировав субъективный фактор — экономическую политику, которая должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной. т.е. коллективно обособляющей региональную группировку от остальных конкурентов (пропагандируемая же иногда модель «открытой интеграции», как говорится, противоречива по определению). Активизация интеграционной политики России в постсоветском ареале тем более важна, что наряду с охарактеризованными выше позитивными тенденциями к хозяйственному сближению сохраняются, как уже отмечалось, тенденции к дезинтеграции и фрагментации соответствующего пространства.

 

Глава3. Проблемы торгово-экономических отношений  Р.Ф. со странами СНГ  и пути их решения

3.1.Проблема экономической интеграции  стран СНГ

Когда распался Советский  Союз, сохранение многовековых экономических  связей между новыми независимыми государствами  большинству их руководителей (за исключением  лидеров стран Прибалтики) представлялось задачей первостепенной важности, хотя мотивы этого были различными. Для  одних государств, в том числе  для России, важно было сохранить  традиционные рынки сбыта своих  неконкурентоспособных готовых  изделий, для других – как можно  дольше сохранить сложившуюся в  недрах командно-распределительной  экономики систему явного и скрытого донорства в пользу менее развитых союзных республик за счет более  развитых. Тогда казалось, что сохранить  целостность постсоветского экономического пространства не составит труда. Ведь здесь давно сложились устойчивые межреспубликанские хозяйственные связи, а между новорожденными государствами еще не было никаких торговых барьеров, на первых порах существовала единая валюта, действовали единые технические стандарты, сертификаты качества товаров и т. п. Наконец, все это пространство связывалось развитой транспортной и коммуникационной инфраструктурой, единой энергетической системой и единым языком межнационального общения. В СНГ куда больше предпосылок для интеграции, чем в Евросоюзе. Однако упускались из вида два важнейших обстоятельства.

Во-первых, переход от командно-распределительной  экономики к рыночной перемещает национальные хозяйства стран СНГ  в совершенно иную систему координат, где действуют принципиально  новые правила игры. Здесь появляются такие неведомые бывшим союзным республикам факторы, как национальная конкурентоспособность; свободный выбор внешнеэкономических партнеров не только в ближнем, но и, что особенно важно, в дальнем зарубежье; асимметрия национальных экономических интересов, обусловленная разным уровнем техника- экономического развития стран, разной структурой их производства, и многие другие.

Во-вторых, реально интегрироваться способны далеко не все страны. Дело в том, что основой реального интегрирования национальных экономик является высокий уровень индустриализации и диверсификации производства и обмена, когда страны взаимодополняют друг друга в широком диапазоне самых разнообразных товаров и услуг, когда внутриотраслевая торговля достигает высокого уровня, дополняя и даже вытесняя межотраслевую торговлю. Лишь на таком этапе технико-экономического развития страны все теснее привязываются друг к другу тысячами торговых, производственных, финансовых и прочих связей и все более превращаются в целостный экономический организм.

Понятно, что такое их сращивание достигается лишь на весьма продвинутом этапе развития обрабатывающей промышленности и прежде всего ее высокотехнологичных отраслей .

Напротив, аграрно-сырьевые страны, производя в значительной мере схожий ассортимент продуктов, выступают по отношению друг к  другу не столько как взаимодополняющие  партнеры, сколько как конкуренты. Поэтому они не открываются навстречу  друг другу, а напротив, стремятся  друг от друга отгородиться и искать рынки сбыта для своих товаров  в других, более 

Не удивительно, что, несмотря на все усилия интеграторов и на отдельные примеры относительно удачного хозяйственного взаимодействия стран СНГ на двусторонней основе, экономическое пространство. Содружества неуклонно расползается по швам. Общепризнанным показателем интенсивности межстрановых экономических связей является доля их взаимной торговли в общем объеме товарооборота со всеми странами мира. В этом показателе находит отражение и уровень технико-экономического развития стран- партнеров, и масштабы обмена инвестициями, и состояние производственного кооперирования их предприятий, и многие другие аспекты реального сращивания их национальных экономик.

Еще важнее, с точки зрения интеграции, процентное отношение объема взаимной торговли (либо взаимного  экспорта) стран-партнеров к совокупному  объему их ВВП. Этот показатель характеризует  степень экономической открытости стран по отношению друг к другу. Расчеты показывают, что такое  взаимосцепление убывает еще быстрее, чем доля взаимной торговли стран Содружества . В целом по СНГ этот показатель с 1990 г. упал в 6,4 раза, в том числе у России - в 7,3 раза. Это значит, что национальные хозяйства этих стран все более обособляются друг от друга. Иначе говоря, неуклонно углубляется их дезинтеграция.

Положение усугубляется тем, что в товарообороте внутри СНГ  доля готовых изделий, в особенности  машин и транспортных средств  неуклонно уменьшается, а доля базовых  ресурсов растет. С 2003 г. по 2006 г. удельный вес базовых ресурсов во взаимном экспорте СНГ возрос в 2,2 раза, в том  числе топлива и сырья –  более чем вчетверо. В то же время  доля машин и транспортных средств  упала в 1,7 раза, а изделий легкой промышленности – в 2,5 раза.

Это происходит, прежде всего, из-за неконкурентоспособности местных  готовых изделий по сравнению  с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья.

И рядовые потребители, и  инвесторы предпочитают покупать пусть  более дорогие, но зато качественные и надежные товары, изготовленные  в развитых странах рыночной экономики, где конкуренция вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию. Импортируемые из дальнего зарубежья товары как бы выдавливают готовые изделия из внутри регионального товарооборота Содружества, что ведет к возрастанию в нем доли топливно-сырьевых ресурсов, металлов и других базовых товаров .

Таким образом, объективные  предпосылки для интегрирования национальных экономик здесь не улучшаются, а ухудшаются.

С одной стороны, для взаимной торговли остаются все больше аграрные и топливно-сырьевые товары, которые, как уже сказано, далеко не способствуют интеграции национальных экономик.

С другой стороны, именно такие  товары наиболее конкурентоспособны на мировых рынках, поскольку их качество определяется в основном самой природой и потому всюду более или менее  одинаково, а издержки их производства в

Содружестве достаточно низки по мировым меркам. Поэтому их конкурентоспособность в странах дальнего зарубежья гарантирована.

 

3.2.Проблемы торгово-экономического  сотрудничества .

В настоящее время наиболее серьезной и системной проблемой  для российского экспорта является активно используемая Белоруссией  система мер административного  характера в целях ограничения  импорта.

Выявлено значительное количество мер, действующих в Белоруссии и  препятствующих доступу российских товаров на рынок Республики Белоруссия. Данные меры нарушают обязательства, добровольно  принятые на себя Республикой Белоруссия перед Российской Федерацией и являются барьером на пути создания полноценного Таможенного союза.

На рубеже 2006-2007 годов  сторонами достигнуты договоренности о практическом переводе на рыночные рельсы торговли природным газом  и нефтью сырой. При этом Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим донором экономики Республики Белоруссия.

Контрактом между ОАО  «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз», подписанным 31 декабря 2006 г., предусматривается увеличение цены на газ до 100 долл. США за 1000 куб.м.

В соответствии с Соглашением  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Белоруссия от 12 января 2007 г. о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и  нефтепродуктов, Республика Белоруссия будет оплачивать вывозные таможенные пошлины в согласованных объемах. Исходя из того, что Белоруссия является одним из главных торгово-экономических партнеров России, а также принимая во внимание динамичное развитие экономики республики главными задачами сотрудничества являются: Создание совместной газотранспортной российско-белорусской организации в форме акционерного общества.

Унификация перечня ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин национальных таможенных тарифов.

Сведение к минимуму применения мер нетарифного регулирования  во взаимной торговле.

Разработка технико-экономического обоснования освоения Калининградских  портов с тем, чтобы увеличить  до 1 млн.тонн в год перевалку белорусских калийных удобрений.

Содействие работе Белорусско-Российского  Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Белоруссия с  Калининградской областью Российской Федерации.

Осуществление проекта по строительству трансконтинентальной магистрали Брест-Минск-Москва-Владивосток

Участие российского капитала в строительстве атомной электростанции на территории Республики Белоруссия.

Решение вопроса в области  ценовой политики при перевозках экспортных и импортных грузов в  сообщении между железными дорогами Российской Федерации и Республики Белоруссия на взаимовыгодной основе.

Развитие сотрудничества в области научных исследований и инновационных проектов по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств.

Создание условий для  реализации плана совместных действий по введению единой денежной единицы.

Дальнейшая реализация взаимовыгодных совместных программ в рамках Союзного государства.

Укрепление и развитие межрегиональных связей.

Экономическая и социально-политическая система России является для украинской элиты гораздо менее привлекательной, чем социальное устройство стран Европейского союза. Украинский правящий класс и значительную часть простых украинцев, естественно, привлекает тот уровень материального благосостояния и личных свобод, который существует в западноевропейских странах. Россия же воспринимается ими как авторитарная страна, постоянно оказывающая давление на Украину посредством "газовой трубы".

Между тем можно было бы попытаться удержать Украину в российской геополитической орбите совсем другими средствами, - например, предложить украинскому правящему классу выгодные для него интеграционные проекты. Также стоило бы активнее работать с гражданским обществом, особенно на востоке Украины, используя раскол между ним и прозападной элитой. Представляется, что для предотвращения ухода Украины из сферы влияния России гранты российских фондов могут сделать значительно больше, чем угрозы и давление с помощью "газовой трубы".

В настоящее время Азербайджан  представляет собой не только жизнеспособное, но и бурно развивающееся государство, демонстрирующее самые высокие в СНГ темпы экономического роста. В 2005 г. его ВВП увеличился на 25%, а в 2006г. уже на 34 %

Выдающиеся успехи Баку во внутренней и внешней политике, с  одной стороны, убеждают его ценить мир, а с другой создают условия  для будущего реванша. Примириться  с военными потерями азербайджанское руководство не сможет. Оппозиция уже сейчас настойчиво требует от него вернуть Карабах или отказаться от власти.

Вместе с тем в настоящее  время на силовое решение спора с Арменией Баку все-таки пойти не может слишком живы ужасы недавней войны и слишком велик риск потерять все то, что с таким трудом было создано за годы мира. По оценкам российских и американских военных экспертов вооруженные силы страны, несмотря на внушительную численность обладают низкой боеготовностью и не способны к ведению широкомасштабных военных действий.И. Алиев придерживается пока тактики экономического, политического, психологического и информационного давления на Ереван, имея на руках весьма крупные козыри, в том числе и политико-дипломатическую поддержку Запада, о чем речь впереди.

Многие годы страна живет  во враждебном окружении. Экономические  связи с Россией через Грузию затруднены и не очень надежны  ввиду напряженных и все более обостряющихся грузино-российских отношений. А единственным соседом Армении, с которым возможно деловое сотрудничество является Иран. Отсюда поступают газ и нефть в обмен на электроэнергию. Производство последней превосходит внутренние потребности и является одним из немногих ликвидных товаров, с которым Армения может выйти на внешний рынок.

Углеводородного сырья на армянской земле нет. И с этой точки зрения Армения в отличие  от Азербайджана ведущим западным державам не интересна. Трубопроводные сети и  транспортные коридоры от Каспия в  Турцию прокладываются в обход ее территории даже вопреки коммерческой выгоде. Прежде всего речь идет об уже  функционирующих нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводе Баку (месторождение Шах-Дениз)-Тбилиси-Эрзрум. В обсуждаемых ныне новых проектах, в частности в проекте строительства прямого железнодорожного пути из Баку в турецкий Каре через Грузию, участие Армении также не предусматривается. Причина региональной изоляции этой страны в жесткой позиции Баку и солидарной с ним Анкары, которые не желают идти навстречу экономическим интересам Еревана до возвращения Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана и освобождения оккупированных земель.

Однако трудности Армении13 состоят не только в проблемах, порожденных конфликтом и усугубленных бедностью природных ресурсов. Не менее важной причиной социально-экономической стагнации страны является сложившаяся здесь в постсоветский период хозяйственная система криминального характера, сросшаяся с коррумпированной властью, которая работает не на государство, а сама на себя.

Информация о работе Экономические отношения Российской Федерации со странами СНГ