Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

Содержание

Введение
1. История формирования экономических районов России
2. Формирование административно - территориального деления после революции
3. Разработка сетки районов
4. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России
5. Территориальное деление Российской Федерации
Заключение

Работа содержит 1 файл

Экономическое районирование россии.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

     Особенно  это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую  самостоятельность. Экономическое  районирование, неразрывно связанное  со специализацией районов на определенных видах производства, является одним  из факторов повышения производительности общественного труда, рационального  и эффективного размещения производительных сил.

     Современный экономический район - это целостная  территориальная часть народного  хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический  район неразрывно связан с другими  частями страны общественным территориальным  разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование  экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

     Экономический район - это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой  территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется  целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.

     Каждый  экономический район активно  участвует в обмене своей продукции  с другими районами страны. Для  каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи  между отдельными его частями, что  превращает район в целостную  систему.

     Экономический район отражает уровень развития производительных сил и соответствующих  ему производственных отношений. В  то же время хозяйственный комплекс экономического района представляет собой  совокупность предприятий материального  производства, внепроизводственной  сферы, функционирующих на данной территории.

     Формирование  экономического района представляет собой  скачок в экономическом развитии данной территории, когда накапливаемые  количественные изменения, появление  новых предприятий, совершенствование  экономических - приводят к коренному  качественному изменению ее экономики  возникновению единого хозяйственного комплекса.

     Первичные элементы региональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. в середине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда, явились различия в природных  условиях. Но переход количественных изменений в коренные качественные - происходит тогда, когда территориальное  разделение труда приобретает всеобщий характер.

     В систему производственных процессов, осуществляющихся в регионе, входят: воспроизводство регионального  продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.

     Экономике региона, независимо от его типа, присуща  внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной  целостности региона выступает, прежде всего потенциальная способность рынка развиваться за свой счет. Для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этих ресурсов характеризуется следующим образом:

     а)рынок потребительских товаров: наличие в торговой сети товаров по ценам «средней потребительской корзины»;

     б) рынок денежно-кредитных и финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство региона;

     в) рынок трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе.

     Главные принципы выделения экономических  зон - это уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между  важнейшими ресурсами и степенью их использования.

     В России существуют две экономические  зоны - Западная (европейская часть  России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группы районов  в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север  и Центр европейской части  России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток. В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. 
 
 
 

     5. Территориальное деление Российской Федерации

     Многочисленность  субъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желание  сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего  времени роль таких единиц играли 11 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической  статистики по экономическим районам  унаследована еще с социалистических времен, причем районы тогда рассматривались, как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями  входящих в них регионов.

     Несоответствие  экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими  экспертами. На практике тенденция  к пересмотру границ появилась при  создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития.

     Указом  Президента РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе» были созданы  новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных  округов.

     Состав  федеральных округов Российской Федерации

      
Федеральные округа      Субъекты  Федерации       
Центральный      Белгородская  область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская  область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская  область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская  область, г.Москва       
Северо-Западный      Республика  Карелия, Республика Коми, Архангельская  область, Вологодская область, Калининградская  область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская  область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ       
Южный      Республика  Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский  край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область       
Приволжский      Республика  Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская  Республика Ц Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ       
Уральский      Курганская  область, Свердловская область, Тюменская  область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ       
Сибирский      Республика  Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский  край, Красноярский край, Иркутская  область, Кемеровская область, Новосибирская  область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский  автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский  автономный округ, Эвенкийский автономный округ       
Дальневосточный      Республика  Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский  край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская  область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский  автономный округ       
                    
 

     Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют  исключительную роль промежуточного звена  между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть - федеральная, исполнительная, законодательная - дополняли друг друга.

     Подводя итоги роли и значения федеральных  округов в преобразовании системы  территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в  конце 1990-х годов на ряд «региональных  баронств», стремившихся к предельно  расширительному толкованию предложенного  в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов  Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка  сепаратистских поползновений отдельных  субъектов:

     «Конституция  Российской Федерации не допускает  какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,- предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 - в Западном макрорегионе и 3 - в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

     Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже - в республиках, областях и краях).

     Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

     В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком - огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

     Другими словами, сетка районов не соответствует  огромным изменениям, происшедшим в  экономике страны. В то же время  осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

     И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных  границах.

     Необходимо  не одностороннее экономическое, а  комплексное социально-экономическое  районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия  жизни людей, проблемы и географию  городов (от крупнейших до маленьких) и  сельских поселений, миграции населения.

Информация о работе Экономическое районирование России