Экономика промышленности Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение особенностей развития японской экономики и ее структуры; выявление проблем и перспектив для этой страны (что особенно актуально в связи с начавшейся рецессией); роль Японии в мировом хозяйстве. Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи: выявить особенности экономики Японии; выявить место Японии в структуре мирового хозяйства; выявить проблемы и перспективы развития японской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Структура экономики Японии……………………………. 4
1.1 Отрасли экономики Японии……………………………………….. 4
1.2 Отрасли первого сектора экономики……………………………... 4
1.2.1 Сельское хозяйство………………………………………………. 4
1.2.2 Рыбная промышленность………………………………………... 5
1.2.3 Лесная промышленность………………………………………… 5
1.3 Отрасли второго сектора экономики……………………………... 6
1.3.1 Горная промышленность………………………………………… 6
1.3.2 Обрабатывающая промышленность……………………………. 6
1.3.3 Пищевая промышленность………………………………………. 8
1.3.4 Химическая промышленность………………………………….... 8
1.3.5 Бумажная промышленность……………………………………... 9
1.3.6 Строительство…………………………………………………….. 9
1.4 Отрасли третьего сектора экономики……………………………..10
1.4.1 Торговля………………………………………………………….. 10
1.4.2 Сфера услуг……………………………………………………… 11
1.4.3 Транспорт и связь……………………………………………….. 12
Глава II. Анализ динамики экономики Японии…………………. 13
2.1 Динамика макроэкономических показателей………………... 13
2.2 Особенность экономики Японии………………………………….. 17
2.2.1 Лидерство в развитии НИОКР………………………………….. 17
2.2.2 Высококвалифицированные кадры…………………………….. 17
2.2.3 Политика дефляции……………………………………………… 18
2.2.4 Отличия в структуре частного предпринимательства…………18
2.2.5 Трудовые отношения…………………………………………….. 19
2.3 Внешнеэкономическая стратегия Японии………………………… 20
Заключение……………………………………………………………... 25
Список литературы…………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

КУрсач.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

2.2.4 Отличия  в структуре частного предпринимательства

 

Особенность экономического строя - вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает значительную часть системы деловых отношений в стране. Различаются два типа, образования экономических группировок. Первый - корпоративные группы «киге судан». Центр корпоративной группы составляет основной банк, иногда вместе с торговой компанией. Далее связи строятся по вертикали. На втором уровне находятся группы «кейрецу», которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Многие крупные промышленные компании не существуют как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры западных стран (рынок - предприятие), значительная часть японской экономической системы имеет три слоя (рынок-группа предприятий- собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процессы централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров поглощаемых компаний.

Помимо производственных связей, структуру корпоративной группы «киге судан» охватывают другие виды зависимостей: участие головного банка компаний в капитале зависимых фирм; направление в советы директоров фирм представителей головной компании; оказание различного рода услуг.

В результате в зависимости  от интенсивности производственных и других связей каждая «киге судан» представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру и при  этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей - вертикальная. В связи с тем, что «киге судан» представляют собой совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им легче приспосабливаться к требованиям внешней среды.

Для корпоративных групп  характерно взаимное владение акциями  компаний-участниц, но каждая из них  владеет относительно небольшим  пакетом акций других компаний -5-10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. Перекрестное владение акциями не превышает трети акционерного капитала. Юридические лица приобретают акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных связей между банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование.

2.2.5 Трудовые  отношения

Одной из характерных  черт японской модели экономического механизма является использование  национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип  пожизненного найма. Ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Т.е. на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводилась просто, к более продолжительным срокам найма. Постоянные рабочие составляют 64% рабочей силы. Их доля в 2000-е годы сократилась, а доля нерегулярно занятых возросла с 19 до 28%.

Уровень заработной платы  определяется различными доплатами  к базовой ставке. Система распределения  доходов отличается большим равенством в сравнении с другими ведущими странами. Это достигается небольшими разрывами в оплате и прогрессивной шкалой подоходного налога и налога с наследства.

Своеобразное положение  в трудовых отношениях занимает женская  рабочая сила. В государственной  статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин значительно ниже, чем мужчин.

 

 

2.3 Внешнеэкономическая  стратегия Японии

 

Экономические успехи Японии в послевоенные годы были бы немыслимы  без четко продуманной и весьма эффективной на практике внешнеэкономической  стратегии. Еще во второй половине XIX в. стало очевидным, что без налаживания широких экономических связей с зарубежными странами рост экономической мощи Японии невозможен. Обладая намного более слабой сырьевой и энергетической базой по сравнению с большинством развитых стран мира, Япония в гигантских масштабах вынуждена импортировать нефть, газ, железную руду, коксующийся уголь, хлопок, шерсть, продовольствие и т.п. для обеспечения потребностей развивающейся промышленности и нужд потребительского рынка.

Японское хозяйство  не отличалось открытостью своего внешнеэкономического порядка. По величине экспортной квоты, масштабам иностранного капитала она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 12% ВВП. Последний показатель близок внешнеторговой квоте США, но в 1,5 раза уступает величине экспортной квоты ЕС. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов, кассовых аппаратов, копировальных машин). Около 1/4 продукции машиностроения направляется на внешний рынок.

Существенные изменения  претерпела структура экспорта. При высокой доле автомобилей (16,3%) и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения, научного оборудования. Доля наукоемкой продукции снизилась до 24% экспорта обрабатывающей промышленности.

По отдельным видам  продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: суда - 25,6%, легковые автомобили - 17,9, сталь - 17,4, двигатели внутреннего сгорания - 14,7, электромашиностроение - 14,5, полупроводники - 12, транзисторы - 12, конторское оборудование - 9,4, телекоммуникационное оборудование - 5,8%. Структура экспорта обрабатывающей промышленности имеет свои особенности в сравнении с другими ведущими странами. В нем большую долю занимают суда, черные металлы, продукция общего машиностроения, пластмассы и низка доля продукции тонкого химического синтеза.

Структура импорта отражает процессы международной специализации  промышленности, интернационализации  хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом. На нее приходится свыше 10% мирового импорта нефти, камень угля, хлопка и шерсти, крупные позиции занимает рыба. В структуре импорта, как и в других развитых странах, основное место, но более низкое, занимает продукция машиностроения - 32%, его доля значительно возросла. Снизилась доля импорта руд металлов. Япония выступает одним из крупнейших в мире импортером продовольственных товаров: около 10% мирового импорта зерновых, масличных семян, мяса и около 5% бананов, молочных продуктов, волокон, сахара и тропических напитков. Эти данные показывают влияние Японии на сельскохозяйственную политику других стран.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США и КНР, На американском рынке реализуется 25% японского экспорта и обеспечивается 15,4% импорта. В свою очередь Япония - один из крупнейших торговых партнеров США после Канады, КНР, Мексики - до 10% американского экспорта. В импорте из США возросла доля минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной  и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии - 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру - 21% его импорта и 17% экспорта, Южной Корее - 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР.

Япония прилагает усилия для расширения двустороннего и  многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Осуществляются крупномасштабные национальные программы, цель которых - поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП.

В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она  импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну  в развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции.

Основным рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где заметна тенденция  внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах идет Западная Европа.

Произошло массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии (20% общего объема прямых капиталовложений). Здесь основные центры притяжения японского капитала - КНР и Индонезия, Таиланд. Следствием политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров. Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта свыше 40%. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт, туда из Северной Америки и Западной Европы.

Япония не является крупным  объектом приложения иностранного капитала. Объем ИПК в Японии составляет только 1,2% общемировых иностранных инвестиций. В середине 2000-х годов на компании с иностранным капиталом приходилось 1,5% общих продаж в Японии. С конца 1990-х годов приток ИПК резко возрос в значительной мере за счет поглощения японских компаний. Финансовый кризис 1997 г. способствовал значительному открытию японского хозяйства для капитала западных стран. Почти наполовину он сосредоточен в финансовой сфере. Основными донорами капитала были компании США (16%), Нидерландов, Германии, Сингапура.

Япония стала одним  из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической помощи. Она играет важную роль в предоставлении правительственной  помощи развитию, став одним из крупнейших доноров (2000-е годы  20%). Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 70%), где Япония является его крупнейшим донором (около 50%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов.

И все же, несмотря на некоторые новые моменты во внешнеэкономической  стратегии Японии, ее главной задачей  остается обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.

В качестве одной из главных  задач при определении нового курса во внешнеэкономической сфере  Японии выдвигается необходимость  сокращения импорта сырья и энергоносителей. Критиками нынешнего курса предлагается и другой путь - ориентация преимущественно на внутренний рынок и различные меры по снижению себестоимости готовой продукции. По мнению некоторых японских экспертов, этого можно было бы достигнуть за счет переноса некоторых производств за границу, в основном в те регионы мира, где уровень зарплаты значительно ниже, чем в Японии. Дополнительные выгоды можно было бы иметь, если та, куда инвестируется японский капитал, располагает промышленным сырьем, в котором нуждается Япония. Эта идея уже получила практическое воплощение в некоторых отраслях.

Заключение

Экономика Японии обладает рядом особенностей:

- Лидерство в развитии НИОКР

- Использование высококвалифицированных кадров

- Проведение политики дефляции в финансовой сфере

- Отличия в структуре частного предпринимательства (группы «киге судан», «кейрецу»)

- Особенности трудовых отношений (снижение доли постоянно занятых, большая доля женской рабочей силы, низкий уровень забастовок)

 

Структура экономики  Японии классифицируется следующим  образом:

 

- Первый сектор: Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство

- Второй сектор: Горная промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство

- Третий сектор: Электроэнергетика, газовое и тепловое хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, торговля, финансы, страхование, услуги, управление и др. Япония стремится к увеличению доли третьего сектора в национальной экономике, считая целью любого цивилизованного общества создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения конечных потребителей. Чтобы усилить роль сферы обслуживания, в Японии было обеспечено повышение эффективности промышленности за счет роста производительности труда и из-за этого производилось сокращение численности работников. Освободившиеся рабочие были направлены в сферу обслуживания.

Экономика Японии экспортоориентированна, т.к. обладая намного более слабой сырьевой и энергетической базой  по сравнению с большинством развитых стран мира, Япония в гигантских масштабах вынуждена импортировать  нефть, газ, железную руду, коксующийся уголь и т.п. для обеспечения потребностей развивающейся промышленности и нужд потребительского рынка. Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США и КНР.

Япония стала одним  из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической помощи. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став одним из крупнейших доноров.

В январе - сентябре 2009 г. российско-японский товарооборот составил 8,9 млрд. долларов. В структуре российского экспорта на четыре основные товарные группы (металлы и изделия из них, минеральное сырье и топливо, рыба и морепродукты, деловая древесина) приходится 95%. Импорт в значительной степени поддерживается программами экономического содействия.

Сейчас экономика Японии находится в состоянии рецессии. По мнению экономистов на экономику Японии негативно влияют такие проблемы как резко возросшие издержки на рабочую силу. Ценовые конкурентные преимущества японских товаров ослабли по сравнению со многими странами. Также Япония не преодолела отставание от ряда западных стран в области развития социальной инфраструктуры, уровня внутреннего спроса. На экономическое развитие начинает оказывать влияние сокращение численности населения и увеличение в нем доли пожилых.

Информация о работе Экономика промышленности Японии