Контрольная работа по «Экономическая география»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн. чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

Содержание

I. Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов:

а). Состав………………………………………………………………………2

б). Факторы развития (транспортно-географическое положение, оценка природных условий и ресурсов, особенности населения и трудовых ресурсов, уровень развития социальной и производительной инфраструктуры, научно-исследовательская база)………………………………………………………2-4

в). Отраслевая структура экономики федеральных округов и ее особенности…………………………………………………………………….4-5

г). Отраслевая структура промышленности федеральных округов………5-8

д). Территориальная структура хозяйства…………………………………9-11

е). Проблемы и перспективы развития отрасли…………………………11-12

II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и Приволжского федеральных округов:

а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)…...........13

б).Приволжский федеральный округ (машиностроение)………………...…14

III. Список литературы…………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по экономической географии (1 курс, I семестр).doc

— 80.00 Кб (Скачать)
>     Зерновое  хозяйство и подсолнечник. ПФО наряду с Южным — основной производитель зерна в России. В посевных площадях и сборах зерна преобладают пшеница (западнее Волги — озимая, восточнее Волги — яровая), ячмень, рожь и овес. Наиболее густые посевы зерновых расположены в лесостепной зоне и наиболее увлажненных районах степной зоны.

     По  мере продвижения на юг увеличивается  мясная ориентация скотоводства. Продуктивность крупного рогатого скота в Приволжском  округе — одна из самых низких в стране. 

     -8-

д). Территориальная  структура хозяйства

-Северо-Западный  федеральный округ

     Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

     Основные  районы лесозаготовок концентрируются  на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская  и Вологодская

области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

     Крупнейшие  из них: Сегежский и Кондопогжский  целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская  область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

     Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский  север. Здесь 

выделяется  Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

     В морском грузообороте России особо велика роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты. 
 

     -9-

     Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север — вся остальная территория.

     Северо-Запад — район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.

     Европейский север — типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других

видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями  лесного комплекса, химической и  рыбной промышленности. Развит морской  транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК.

-Приволжский федеральный округ

     Головные  предприятия машиностроения и металлообрабатывающей  промышленности размещены в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Уфе, Кумертау, Перми и Воткинске. А их многочисленные смежники рассредоточены по всей территории округа.

     ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли:

     *  ГАЗ (Нижний Новгород);

     *  ВАЗ (Тольятти);

     *  КАМАЗ (Набережные Челны);

     *  УАЗ (Ульяновск);

     *  производство легковых автомобилей  «Москвич» (Ижевск);

     *  производство троллейбусов (Энгельс  — Саратовская область);

     *  производство автобусов (Павлово  — Нижегородская область). 

     -10-

     Нижний  Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.

     Специализирующее  значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей  промышленности и химии органического  синтеза. Размещение этих производств  в значительной мере приближено к  крупнейшим городам округа и областным центрам (Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов).

     Добыча  нефти главным образом осуществляется на территории республик Татарстан  и Башкирии и в значительно  меньшей степени в Куйбышевской, Оренбургской областях, Пермском крае.

     Крупнейшие  нефтеперерабатывающие заводы находятся на Волге и ее притоках: в Самаре, Новокуйбышевске, Перми, Уфе, Салавате, Саратове, Кстово (Нижегородская область).

     Крупнейшие  районы предприятий химии органического  синтеза — Нижнекамский, Нижегородский, Самарский промышленные районы, а также города: Казань, Пермь, Саратов, Уфа, Салават, Стерлитамак и Ишимбай. В Соликамске и Березниках (Пермская область) добывается более 9/10 калийных солей России, здесь же производятся почти все калийные удобрения страны.

     Цветная металлургия в основном расположена в Предуралье.

     В округе функционируют три крупнейших цел-бум. комбината. Балахнинский (Нижегородский  промышленный район), Пермский и Красновишерский (Пермский край). В сумме они производят около четверти отечественной бумаги и картона. 
 

е). Проблемы и перспективы развития отрасли

-Северо-Западный  федеральный округ 

-11-

     В настоящее время значительная часть  российских грузов из-за нехватки мощностей  отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

-Приволжский федеральный округ

     Рост мощностей нефтеперабатывающих предприятий в бассейне Волги ограничивает неблагоприятная экологическая ситуация: уровень загрязнения Волги стоками промышленности, сельского хозяйства, городских поселений очень высок, а нефтеперерабатывающая промышленность - один из основных загрязнителей водного бассейна.

     Наращивание мощности предприятий цветной металлургии весьма проблематично в связи с:

     *  напряженным топливно-энергетическим  балансом округа;

     *  ограниченностью сырьевой базы  медной промышленности;

     *  сложной экологической обстановкой  в районах размещения предприятий  цветной металлургии.

     Рост производства продукции целлюлозно-бумажная промышленности в ПФО ограничен возможностями местной лесосырьевой базы и экологическим состоянием Волги и ее притоков. 
 
 

II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и  

-12-

Приволжского федеральных округов. 
 

а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)

     С-З  ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

     Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

     В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область). 

     -13-

б). Приволжский федеральный округ (машиностроение)

     Машиностроение  и металлообрабатывающая промышленность — крупнейшая отрасль промышленной специализации ПФО. Это основной район транспортного машиностроения России. Наиболее развита авиакосмическая промышленность, а в ней производство ВПК. Головные предприятия этой отрасли размещены в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Уфе, Кумертау, Перми и Воткинске. А их многочисленные смежники рассредоточены по всей территории округа.

     ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли:

     *  ГАЗ (Нижний Новгород);

     *  ВАЗ (Тольятти);

     *  КАМАЗ (Набережные Челны);

     *  УАЗ (Ульяновск);

     *  производство легковых автомобилей  «Москвич» (Ижевск);

     *  производство троллейбусов (Энгельс  — Саратовская область);

     *  производство автобусов (Павлово — Нижегородская область).

     Нижний  Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.

     Специализирующее  значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей  промышленности и химии органического синтеза. Размещение этих производств в значительной мере приближено к крупнейшим городам округа и областным центрам (Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов). 
 
 
 
 

-14-

     Содержание. 

I. Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов:

   а). Состав………………………………………………………………………2

   б). Факторы  развития (транспортно-географическое  положение, оценка природных условий  и ресурсов, особенности населения  и трудовых ресурсов, уровень  развития социальной и производительной инфраструктуры, научно-исследовательская база)………………………………………………………2-4

   в). Отраслевая структура экономики федеральных округов и ее                   особенности…………………………………………………………………….4-5

   г). Отраслевая  структура промышленности федеральных округов………5-8

   д). Территориальная структура хозяйства…………………………………9-11

   е). Проблемы и перспективы развития отрасли…………………………11-12

II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и Приволжского федеральных округов:

   а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)…...........13

   б).Приволжский федеральный округ (машиностроение)………………...…14

III. Список литературы…………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая география»