Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в условиях формирования рыночной экономики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования.
Трудность введения реального режима платности природопользования была обусловлена искаженной системой ценообразования в народном хозяйстве в целом. Определение платежей а природные ресурсы, в основе которых должна лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, для чего требовалась реформа ценообразования, на что руководство страны пойти в то время не решалось.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика природоохранной деятельности 4
2. Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

2 реф Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности.docx

— 37.80 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Общая характеристика  природоохранной деятельности 4

2. Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности 8

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

Введение 

     В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в условиях формирования рыночной экономики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования.

     Трудность введения реального режима платности  природопользования была обусловлена  искаженной системой ценообразования  в народном хозяйстве в целом. Определение платежей а природные ресурсы, в основе которых должна лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, для чего требовалась реформа ценообразования, на что руководство страны пойти в то время не решалось.

     Важно иметь в виду, что и в период становления рыночной экономики  экономические рычаги управления тесно  связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу и т.д.

 

1. Общая характеристика  природоохранной  деятельности 

     Одно  из важнейших составных частей природоохранительного  законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является  необходимым условием практической  реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-природопользователи в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение  стандартов  влечет за  собой юридическую ответственность.

     Под стандартизацией понимается установление  единого  и  обязательного для  всех объектов данного  уровня  системы  управления  норм  и  требований.

     Стандарты  могут  быть  государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе  стандартов по охране природы присвоен  общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами.

     Например, 17.1 означает  «Охрана  природы.  Гидросфера»,  а  группа  17.2  — «Охрана природы. Атмосфера» и  т.  д.  Этот  стандарт  регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и  воздушных  ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для  наблюдения  за  качеством  воздуха  и воды [1, с. 6].

     Важнейшими  экологическими  стандартами являются нормативы  качества окружающей среды + предельно допустимые концентрации (ПДК)  вредных веществ в природных средах.

     ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности  и действует на территории всей страны.

     В последнее время  ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует  сохранения качества среды на достаточно высоком уровне  хотя  бы потому, что влияние многих веществ в  перспективе и при  взаимодействии  друг с другом еще слабо изучено.

     На  основе ПДК разрабатываются научно-технические  нормативы  предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в  атмосферу  и  сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти  нормативы устанавливаются  индивидуально для каждого источника  загрязнения с таким  расчетом,  чтобы  совокупное  воздействие  на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило  к  превышению ПДК.

     Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных  сил регионов, приходится  периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС.  Выбор  наиболее  эффективных  вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

     К сожалению, в настоящее время  многие предприятия в силу технических  и экономических причин не способны сразу уложиться в эти  нормативы.  Закрытие такого предприятия или  резкое ослабление его экономического  положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по  экономико-социальным причинам.

     Кроме чистой окружающей среды, человеку для  нормальной  жизни  нужно есть,  одеваться,  слушать  магнитофон  и  смотреть  кино  и   телепередачи, производство пленок и электроэнергии для которых является весьма  «грязным».

     Наконец, нужно иметь работу по специальности  рядом  с  жильем.  Лучше всего  реконструировать отсталые в экологическом  смысле предприятия так, чтобы  они  перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме  выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как  природоохранное  оборудование, да и сам процесс  реконструкции стоят очень дорого.

     Поэтому таким предприятиям могут быть установлены  временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы  загрязнение окружающей среды в  течение строго определенного срока, достаточного для проведения  необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

     От  того,  укладывается  или  нет  предприятие в установленные  ему нормативы и в какие  именно - ПДВ, ПДС или только в  ВСВ,- зависят  размер  и источники  платы за загрязнение окружающей среды.

     Природоохранительное  законодательство — это система  законов  и  других юридических актов (постановлений, указов,  инструкций),  которая  регулирует природоохранные отношения в целях  сохранения  и  воспроизводства  природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

     Так, в законе «Об охране окружающей природной  среды» устанавливается общая  схема  достижения   совпадения   интересов   общества   и   отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы,  а конкретные параметры в виде точных значений  нормативов,  размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых  инструкциях  и  т.д. [6, с. 34].

     В  нашей  стране  впервые  в  мировой  практике  требование  охраны  и рационального использования природных богатств включено в  Конституцию.

     Существует  около двух сотен юридических  документов, касающихся природопользования.  Одним  из  важнейших  является  комплексный  закон  «Об охране окружающей природной среды».

     Он  гласит, что каждый гражданин имеет  право  на  охрану  здоровья  от неблагоприятного воздействия загрязненной  окружающей  природной  среды, на участие в экологических объединениях и общественных  движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и  мерах  по ее защите.

     Вместе  с тем  каждый  гражданин  обязан  принимать  участие  в  охране окружающей  природной  среды,  повышать  уровень  своих  знаний  о  природе, экологическую культуру, соблюдать требования  природоохранительного законодательства и установленные  нормативы  качества  окружающей  природной среды. Если же они нарушаются, то виновный  несет  ответственность,  которая подразделяется   на   уголовную,    административную,    дисциплинарную    и материальную.

     В случаях наиболее  тяжелых  нарушений,  например  при  поджоге  леса, виновный может быть  подвергнут  уголовном у наказанию в виде  лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

     Однако  чаще  применяется  административная  ответственность  в   виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения  природных  объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по  восстановлению  нарушенной  окружающей среды, браконьерства и т. д.

     Необходимо  отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным  и  разносторонним,  на  практике  действует  еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления,  в  частности  низкие ставки взимаемых штрафов.  Например,  для  должностного  лица  он  равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной  оплаты  труда (не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником,  которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат  часто  не  превышают одного-двух реальных месячных окладов этих должностных  лиц,  так  как  речь идет  обычно  о  руководителях  предприятий  и  подразделений.  Для  рядовых граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

     Уголовная ответственность и возмещение нанесенного  ущерба  применяются значительно реже, чем надо бы. Да и  невозможно  его  полностью  возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще  не  поддается денежному измерению.

     2. Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности 

     В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в условиях формирования рыночной экономики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии со ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды» экономический механизм включает следующие элементы:

     - разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

     - финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

     - создание фондов охраны природы;

     - установление платежей за природопользование;

     - проведение экономической оценки природных объектов;

     - проведение экономической оценки воздействии хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

     - установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

     - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;

     - экологическое страхование;

     - иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды [11, с. 96].

     Трудность введения реального режима платности  природопользования была обусловлена  искаженной системой ценообразования  в народном хозяйстве в целом. Определение платежей а природные ресурсы, в основе которых должна лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, для чего требовалась реформа ценообразования, на что руководство страны пойти в то время не решалось.

     Помимо  платежей за природные ресурсы, в  условиях централизованной экономики  практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были весьма малоощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия, во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком незначительны (50-200 р., т.е. менее одной среднемесячной зарплаты) и легко компенсировались из премиальных источников. В условиях государственной собственности наложение более серьезных штрафов означало бы перекладывание государственных средств из одного кармана в другой. Новые отношения собственности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление действенности этой меры ответственности.

     Приведенные выше меры по экономическому регулированию  природопользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), которые  призваны как бы противодействовать нарушениям установленных законодательных  актов и нормативов. Но экономическое  стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности, которые нацелены на поощрение природопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды. В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались налоговые льготы (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), льготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, премирование по результатам экологической деятельности, оставление в распоряжении предприятий и зачисление в фонды экономического стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства.

Информация о работе Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности