Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в условиях формирования рыночной экономики приоритетными становятся экономические регуляторы, совокупность которых представляет собой экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования.
Трудность введения реального режима платности природопользования была обусловлена искаженной системой ценообразования в народном хозяйстве в целом. Определение платежей а природные ресурсы, в основе которых должна лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, для чего требовалась реформа ценообразования, на что руководство страны пойти в то время не решалось.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика природоохранной деятельности 4
2. Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

2 реф Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности.docx

— 37.80 Кб (Скачать)

     Однако  и эти рычаги оказывались не всегда эффективными. Бесплатные природоохранные  фонды использовались чаще всего  нерационально, очистные сооружения бывали или перегружены, или неисправны. По данным контролирующих организаций, причиной не менее четверти объема загрязнений атмосферного воздуха  являются неисправности газоочистных сооружений. По-видимому, лучшему использованию  природоохранных объектов способствовало бы введение платы за них, аналогичной  плате за основные производственные фонды.

     С целью совершенствования хозяйственного механизма природопользования в  соответствии с решением Государственной  комиссии Совмина СССР по экономической  реформе в 1990 г. началось проведение эксперимента, в ходе которого впервые  была установлена плата за выбросы  загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязнителей в водные объекты  и размещение отходов в 49 регионах страны, в том числе и в Беларуси.

     В результате введения этих платежей и  реализации связанных с ними природоохранных мероприятий имело место снижение общих выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Однако ход эксперимента показал недостаточную оснащенность предприятий, организаций и комитетов по охране природы контрольно-измерительной аппаратурой и средствами наблюдения за состоянием окружающей среды, а также несовершенство действующих форм статистического учета и отчетности. В стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его отдельные звенья и инструменты действовали разрозненно, бессистемно, без необходимого взаимодействия друг с другом.

     Важно иметь в виду, что и в период становления рыночной экономики  экономические рычаги управления тесно  связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу и т.д

     В системе государственного планирования СССР формирование эколого-экономического планирования прошло несколько этапов. Впервые раздел «Охрана природы  и рациональное использование природных  ресурсов» был включен в государственный план развития народного хозяйства на X пятилетку (1975—1980). Задания по охране природы устанавливались по СССР в целом, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. К сожалению, эколого-экономическое планирование, как и вся система централизованного планирования, оказалось недееспособным из-за несбалансированности планов, т.е. несоответствия между плановыми заданиями и определенными для их осуществления финансовыми и материальными ресурсами.

     Новые подходы к эколого-экономическому планированию были применены при  разработке Государственной программы  охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов. Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения  впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась  задача разработать и ввести в  действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

     Соответственно  была разработана и принята Республиканская  комплексная программа охраны окружающей среды (программа «Экология») на 1991—1995 годы и на перспективу до 2000 года. Однако развитие кризисных явлений  в экономике страны, прекращение  финансирования ряда экологических  программ из общесоюзных фондов не позволили выполнить эту программу  в полном объеме [2, с. 76].

     После получения статуса независимого государства эколого-экономическое  прогнозирование и планирование в стране осуществляются на основе действующих нормативных правовых документов международного сообщества. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные  показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).

     Принятая  политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых  в соответствии с Законом «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития» (1998). Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи  с системой государственных прогнозов  социально- экономического развития страны можно условно классифицировать.

     Наиболее  детальные показатели содержит годовой  прогноз: лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ; показатели использования  природных ресурсов; расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды; перечень природоохранных мероприятий и  затраты на их проведение; доведение заданий до областей, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

     Прогнозы, программы, планы эколого-экономического содержания, разрабатываемые по периодам времени на уровне государства, особо  важных природных комплексов и экологических  систем, как правило, носят межотраслевой  и межрегиональный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. В нем провозглашается достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды, необходимой для благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновимых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.

     Решение экологических проблем требует  глубоких и всесторонних комплексных  научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической  программы «Природопользование  и охрана окружающей среды», в которой  обосновываются научные и технические  решения, способствующие повышению  уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедряются экологобезопасные и ресурсосберегающие технологии, направленные на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

     Территориальное прогнозирование и планирование призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической  емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются  соответствующими территориальными исполнительными  органами управления с участием общественных экологических организаций. Мероприятия областных, районных, городских программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды увязываются с основными положениями общенациональной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

     Отраслевое  природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями  и предприятиями исходя из основных показателей территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных  видов природных ресурсов. Ряд  отраслевых программ отражает экологические  аспекты народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики: «Экология  и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация сельского хозяйства» и др.

     Прогнозирование и планирование рационального использования  отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (баланcовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются следующие показатели.

     Охрана  атмосферного воздуха: лимит (относительное  ограничение) загрязняющих веществ, выбрасываемых  в атмосферу стационарными источниками  загрязнения; снижение общего количества выбросов; ввод в действие установок  для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих  газов; необходимые капитальные  вложения.

     Охрана  водных ресурсов: объем используемой воды; объем оборотной и последовательно  используемой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно- чистых сточных вод), отдельно — на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения; объемы капитальных вложений.

     Охрана  земельных ресурсов: рекультивация  земель; капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных  ресурсов, а также на строительство  комплексов и полигонов по переработке  отходов.

     Охрана  лесных ресурсов: данные о защите лесов  от вредителей и болезней биологическими методами и авиационной охране лесов  от пожаров.

     Охрана  других биологических ресурсов: численность  основных видов охотничье-промысловых  животных в соотношении с оптимальным  уровнем; данные по организации государственных  заповедников и национальных парков.

     Реабилитация  территорий, пострадавших в результате катастрофы: финансирование природоохранных  мероприятий; объем капитальных  вложений, выделенных на ликвидацию последствий.

     Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и  рационального использования природных  ресурсов должна способствовать обеспечению  технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности.

     - мероприятия по развитию национальных парков и природоохранного государственного учреждения «Березинский биосферный заповедник» (около 20 %);

     - мероприятия по развитию минерально-сырьевой базы, предусмотренные Государственной программой геологоразведочных работ (15 %);

     - расходы на Государственную инвестиционную программу

     - мероприятия в рамках Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды (более 8 %);

     - мероприятия, включенные в Республиканскую программу развития государственной гидрометеорологической службы (более 5 %);

     - укрепление материально-технической базы и финансирование мероприятий по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях (более 5 %) [9, с. 108].

     Средства  местных фондов охраны природы используются на финансирование программ и мероприятий  по охране окружающей среды и воспроизводству  природных ресурсов на территории соответствующих  административно-территориальных единиц, а также на предоставление субвенций  в государственный целевой бюджетный  республиканский фонд охраны природы.

     Значимость  целевых бюджетных фондов охраны природы состоит в том, что  их средства являются тем необходимым  минимумом, который гарантирован экологической  сфере и не может быть использован  ни на какие иные нужды. Снижение бюджетного инвестирования в экологическую  сферу компенсируется в последние  годы ростом капитальных расходов из местных целевых фондов охраны природы, а также из средств предприятий и организаций, благодаря чему общие годовые затраты на охрану окружающей среды имеют тенденцию к росту.

     Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет международная  организация Глобальный экологический  фонд (ГЭФ). Начиная с 1990-х гг. она  помогает в первую очередь развивающимся  странам решать экологические проблемы, важные в планетарном масштабе.

 

Заключение 

     Важное  место в экономическом механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления.

Информация о работе Методические подходы к прогнозированию показателей эффективности природоохранной деятельности