Модернизация Индии во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном изучении современного этапа экономического развития Индии с акцентированием внимания на динамике и характере структурных сдвигов в национальном хозяйстве, анализе и выявлении специфических особенностей развития страны в условиях реформ и изменений ее позиций в международном разделении труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1
I глава. Экономическая история…………………………………………………4
II глава. Особенности модернизации…………………………………………...12
III глава. Воздействие модернизации на различные сферы общества……….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Глоссарий…………………………………………………………………….......27
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Капиталистическая система экономики, которая признает «экономического человека» в качестве ее центрального субъекта, не может быть адекватной, считал Ваджпаи. Корыстное стремление получить наибольшую прибыль является движущей силой этой системы, а конкуренция — ее регулятором. Это не соответствует индийской философии. Социализм, по его мнению, возник как реакция на проблемы, созданные капитализмом. Цели социализма похвальны, но его результаты не принесли блага человечеству. Причина в том, что анализ общества и личности в соответствии с учением Маркса в своей основе — материалистический, а поэтому и неверный. Концепция конфликта классов не способствует сотрудничеству между гражданами. Капитализм и социализм расходятся в своей оценке значения частной собственности. Но оба ведут к централизации и монополизации. В результате человек, личность, оказывается вне их внимания.

     Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать инициативе личности, но в ее взаимоотношениях с обществом не должен причиняться ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута в децентрализованной экономике.

     Западный  мир достиг большого материального прогресса, но в духовной сфере, по мнению Ваджпаи, ему не удалось добиться многого. Индия, со своей стороны, отставала в материальном развитии, и поэтому ее духовность превратилась в пустой звук. «Слабый не может реализовать свою духовность» — гласит санскритская мудрость. Не может быть духовного спасения без материального благополучия. Поэтому Индия должна стремиться к тому, чтобы быть сильной и материально обеспеченной, чтобы на этой основе укрепить здоровье нации, внести свой вклад в мировой прогресс, вместо того чтобы быть бременем для мирового сообщества.

     Против  бедности

     В начале 1970−х годов правительство Индиры Ганди приступило к осуществлению программы, важнейшей частью которой было дальнейшее проведение аграрных реформ — снижение «потолка» землевладения в деревне (до 10–18 акров) и распределение излишков земель среди безземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Действия правительства натолкнулись на сопротивление крупных землевладельцев. Борьба в деревне отразилась на политической схватке между партиями и в самом Конгрессе. Острая борьба в стране разгорелась также вокруг вопросов, связанных с национализацией свыше 100 иностранных и индийских страховых компаний, ряда промышленных предприятий. 
В это время под контроль государства перешло около 100 текстильных фабрик. В качестве компромисса между государством и предпринимателями возникла идея создания «совместного» сектора в экономике. Речь шла об использовании финансовых возможностей государства для контроля за деятельностью монополий (через покупку их акций). Со своей стороны, крупные промышленники настаивали на реприватизации предприятий государственного сектора.

     Получив в парламенте подавляющее большинство депутатских мандатов, правительство Индиры Ганди разработало программу ликвидации бедности как инструмента обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Эта программа нашла свое выражение в пятом пятилетнем плане Индии (1974/1975–1978/1979), который, по мнению ряда экономистов, был новым словом в осуществлении индийских реформ. План предусматривал существенный рост сельскохозяйственного производства, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, гарантированную занятость населения в сельской местности, развитие трудоемких малых производств в городах. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения.

     Но на деле осуществление этой программы столкнулось с огромными трудностями, в том числе в связи с засухой в 1972–1975 годах. Положение ухудшилось и из-за войны с Пакистаном (1971), которая привела к образованию Бангладеш, что сопровождалось наплывом миллионов беженцев в Индию. Затем последовал нефтяной кризис 1973–1974 годов. Все это оказало крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

     Чрезвычайное  положение

     Во второй половине 1970−х процессы консолидации правой консервативной оппозиции, опиравшейся на крупных землевладельцев и отдельные группы городской буржуазии, заметно усилились. Оппозиция выдвинула лозунг «тотальной революции», что означало демократизацию политической жизни, борьбу против монополии Конгресса на власть и авторитарных методов правления Индиры Ганди, против коррупции в различных эшелонах власти и в обществе. Оппозиция сплотила значительную часть зажиточного крестьянства, средние городские слои, в том числе немало интеллигенции и студенчества.

     26 июня 1975 года Ганди ввела в стране чрезвычайное положение, которое было одобрено парламентом, где большинство мест принадлежало ее партии. Был арестован ряд руководителей оппозиционных партий, запрещена деятельность некоторых религиозно-общинных и левоэкстремистских организаций, ограничена свобода печати. Оппозиционные партии осудили репрессивные действия властей, в первую очередь аресты многих участников движения неповиновения.

     1 июля 1975 года правительство Индиры Ганди провозгласило «Программу из 20 пунктов», которая во многом была продолжением предыдущей социально-экономической политики. Наиболее важными были снижение цен на продовольствие и другие жизненно важные товары, реализация на деле аграрной реформы — изъятие излишков земли сверх «потолка» землевладений, распределение полученной таким образом земли среди безземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих, освобождение сельской бедноты от кабальной задолженности, а фактически от крепостной зависимости. Одновременно программа предусматривала либерализацию в сфере частного предпринимательства, отказ от продолжения национализации.

     Для укрепления своих позиций в народе правительство Индиры Ганди провело в 1976 году в парламенте 42−ю поправку к конституции, в соответствии с которой Индия объявлялась «суверенной социалистической секулярной демократической республикой». (Это положение конституции до сих пор остается в силе.)

     И тем не менее на выборах 1977 года Конгресс во главе с Индирой Ганди впервые потерпел поражение и потерял власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления. Чрезвычайное положение подорвало престиж правящей партии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III глава. Воздействие модернизации на различные сферы общества. 

     Новый этап в политическом развитии Индии ознаменовался поиском иных путей развития. Однако пришедшее к власти коалиционное правительство Джаната парти (Народной партии), состояло из идеологически плохо совместимых политических группировок и поэтому было обречено на поражение.

     В это время в стране возникли новые трудности, связанные с засухой 1979 года и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения вновь пришедшее к власти в 1980 году правительство Конгресса вступило в переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) с целью получения крупного кредита. Были оговорены условия его предоставления: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, развитие экспорториентированной индустрии, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. Эта программа начала реализовываться в ноябре 1981 года. Однако еще до истечения срока, в мае 1984−го, ее выполнение было приостановлено, так как она не дала требуемого результата, а лишь привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала 3,9 млрд из 5 млрд долларов, предусмотренных программой МВФ.

     По оценке Всемирного банка, используемая Индией модель экономического развития в период, предшествовавший либерализации начала 1990−х годов, была достаточно успешной. Это нашло выражение не только в ликвидации угрозы голода и снижении уровня бедности, но и в создании диверсифицированной индустриальной базы, относительно крупного и развитого финансового сектора. В предреформенной Индии удавалось сохранять инфляцию на низком уровне, не допускать невыплат по иностранным долгам. Несмотря на высокую степень государственного регулирования, частный сектор стал важной частью экономики. Эти успехи, несмотря на их относительность, были достигнуты в условиях очень сложного общества, разделенного по этническому, лингвистическому и религиозному признакам. И все это осуществлялось демократически избранными правительствами.

     За десятилетие (1980–1990) темпы развития Индии заметно ускорились, ежегодный рост ВВП составил в среднем 5,8%. К началу 1990−х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая система. Не без труда, но достаточно успешно она амортизировала толчки и удары, порой очень жесткие и болезненные, в разных сферах общественной, политической и экономической жизни. Эта система опиралась на такие базовые ценности, как демократия, политический плюрализм, смешанная экономика, социальная справедливость. Идеологические ориентиры этой системы ценностей были весьма размытыми, а иногда внешне даже противоречивыми. Но, может быть, именно в этих нечетких идеалах и была сила Индии, которая синтезировала в них как свои традиции, так и определенные достижения современного развития человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     По  рассмотренной экономической истории  Индии и полученным исследованиям можно сделать следующие выводы:

  1. Главные технические культуры Индии - хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные.
  2. Главный экспортный доход приносят чай и кофе.
  3. В восьмидесятых годах прошлого века Индия вступила в эпоху реформ и либерализация экономики, которые позволили достичь устойчивых темпов развития, повысить роль частного сектора.
  4. Реализуются программы по развитию образования, здравоохранения и других социальных услуг, адресованных, прежде всего, беднейшим слоям населения.
  5. За десятилетие (1980–1990) темпы развития Индии заметно ускорились, ежегодный рост ВВП составил в среднем 5,8%.
  6. К началу 1990−х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая система

     В 1991 году началась «Новая экономическая политика», которая включает в себя три ключевых направления: либерализацию торговли и инвестиций, финансовую стабилизацию и реформу предприятий госсектора. Реализуются программы по развитию образования, здравоохранения и других социальных услуг, адресованных, прежде всего, беднейшим слоям населения. Планируется увеличение роста объемов экспорта, более широкое привлечение иностранных инвестиций.

     Государство проводит экономические реформы, расширяя налоговую базу и совершенствуя  банковскую систему, ускоряя процесс разгосударствления промышленных предприятий. С конца девяностых годов начался второй этап реформ, которые по замыслу должны сделать Индию промышленно развитой страной. На этом этапе планируется сократить дефицит бюджета, завершить либерализацию торговли, провести реструктуризацию государственного сектора экономики. Ожидается, что в результате реформ в ближайшие 8—10 лет возможно достижение главной цели экономического развития - удвоение дохода на душу населения и сокращение уровня бедности до 15-20%.

     Несмотря  на некоторые трудности, в Индии  продолжается стабильный 
рост увеличения ВВП. В стране постоянно корректируется и 
обновляется правительственная инвестиционная и экспортно-импортная 
политика. Совершенствуются валютное и налоговое законодательство, 
защитные меры для приоритетных направлений экономики. Особое 
внимание уделяется энергетическому комплексу: к 2012 году планируется 
удвоить производство электроэнергии. Динамично развивается нефтегазовый сектор. Индийские и зарубежные компании ведут разведку новых месторождений и добычу углеводородного сырья, в том числе и на шельфе Индии. Первостепенное внимание Индия уделяет развитию внешних экономических связей. Правительство разработало систему мер поддержки экспортеров (традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия и одежду, кожевенные товары, сырье) и стремится диверсифицировать структуру экспорта страны за счет товаров высоких технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Глоссарий

  1. Акциз - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления.
  2. Амортизация - исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.
  3. Диверсификация - расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
  4. Импорт - ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.
  5. Инвестиции - долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
  6. Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.
  7. Индустриализация страны - перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства во всем народном хозяйстве или в отдельных его отраслях.

Информация о работе Модернизация Индии во второй половине ХХ века