Научная картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца 20 века. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов 20 века, но до сих пор понимание его не достигнуто. Вероятно, это связано с размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между философским и естественнонаучным уровнями обобщения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 4
1.1 Понятие и основные компоненты научной картины мира 4
1.2 Физическая, механическая, электромагнитная картины, квантово-полевая картины мира 7
2 СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 14
2.1 Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира 14
2.2 Взаимосвязь общей научной и естественнонаучной картин мира 15
2.3 Преимущество и функциональность научной картины мира 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Тема 8 - Науч. картина мира.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

      Электромагнитная  картина мира требовала нового решения  проблемы физического взаимодействия. Ньютоновский принцип дальнодействия заменялся фарадеевским принципом  близкодействия, который утверждал, что любые взаимодействия передаются полем от точки к точке, непрерывно и с конечной скоростью.

      Электромагнитная  картина мира произвела настоящий  переворот в физике. Она базировалась на идеях непрерывности материи, материального электрического поля, неразрывности материи и движения, связи пространства и времени как между собой, так и с движущейся материей. Новое понимание сущности материи поставило ученых перед необходимостью пересмотра и переоценки этих основополагающих качеств материи.

      Случайность все еще пытались исключить из физической картины мира. Но в середине XIX в. впервые появилась фундаментальная физическая теория нового типа, которая основывалась на теории вероятности. Это была кинетическая теория газов, или статистическая механика. Случайность, вероятность наконец-то нашли свое место в физике и были отражены в форме так называемых статистических законов. Правда, пока физики не оставляли надежды найти за вероятностными характеристиками четкие однозначные законы, подобные законам Ньютона, и считали вновь созданную теорию промежуточным вариантом, временной мерой. Тем не менее, прогресс был налицо: в электромагнитную картину мира вошло понятие вероятности  [2, C. 124 - 125].

      Не  менялось в электромагнитной картине  мира представление о месте и  роли человека во Вселенной. Его появление считалось лишь капризом природы.

      Электромагнитная  картина мира объяснила большой  круг физических явлений, непонятных с  точки зрения прежнего механического  представления о мире. Однако дальнейшее ее развитие показало, что она имеет относительный характер. Поэтому на смену ей пришла новая — квантово-полевая — картина мира, объединившая в себе дискретность механической картины мира и непрерывность электромагнитной картины мира.

      В основе современной квантово-полевой  картины мира лежит новая физическая теория — квантовая механика, описывающая состояние и движение микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми на опыте. Законы квантовой механики составляют фундамент изучения строения вещества. Они позволяют выяснить строение атомов, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов, изучить свойства элементарных частиц.

      В соответствии с квантово-полевой  картиной мира любой микрообъект, обладая  волновыми и корпускулярными  свойствами, не имеет определенной траектории движения и не может иметь  определенных координат и скорости (импульса). В квантовой механике, в отличие от классической физики, поведение каждой микрочастицы подчиняется нединамическим, а статистическим законам  [2, C. 126].

      Общая картина реальности в квантово-полевой  картине мира как бы двупланова: с одной стороны, в нее входят характеристики исследуемого объекта, а с другой — условия наблюдения, от которых зависит определенность этих характеристик. Это означает, что картина реальности в современной физике является не только картиной объекта, но и картиной процесса его познания.

      Ушли  в прошлое представления о неизменности материи, о возможности достичь конечного предела ее делимости.

      Кардинально меняется представление о движении, которое становится лишь частным  случаем фундаментальных физических взаимодействий, которых известно четыре вида: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое.

      Окончательно  утверждаются представления об относительности  пространства и времени, их зависимости  от материи. Они перестают быть независимыми друг от друга и согласно теории относительности сливаются в  едином четырехмерном пространстве-времени, которое не существует вне материальных тел.

      Спецификой  квантово-полевых представлений  о закономерности и причинности  является то, что они всегда выступают  в вероятностной форме, в виде так называемых статистических законов, которые способствуют более глубокому уровню познания природных закономерностей. Таким образом, оказалось, что в основе мира лежат случайность, вероятность.

      Также новая картина мира впервые включила в себя наблюдателя, от присутствия  которого зависели получаемые результаты исследований. Более того, был сформулирован так называемый антропный принцип, который утверждает, что наш мир таков, каков он есть, только благодаря существованию человека. Отныне появление человека считается закономерным результатом эволюции Вселенной

2 СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

      2.1 Современная научная картина мира и ее отличие от ненаучных картин мира

 

     Особенностью  современной научной картины мира является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологии. Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма [4].

     Развитие  современной научной картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией. Общекультурный смысл научной картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей ци-вилизационного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в научной картине мира, коррелируют с поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются в различных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т.д.). Современная научная картина мира воплощает идеалы открытой рациональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций [1, C. 45].

     Основой современной научной картины  мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области  физики. Однако в последние десятилетия  прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

     Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий [5, C. 150].

      2.2 Взаимосвязь общей научной и естественнонаучной картин мира

 

     Важнейшие концепции естествознания служат основой  научных представлений об общей  картине природы, поскольку в них формулируются фундаментальные понятия, принципы и законы естествознания в каждую историческую эпоху его развития. Именно они составляют научную основу картины природы в целом и поэтому в значительной степени определяют научный климат эпохи. В теснейшем взаимодействии с развитием наук о природе, начиная с XVII в., развивалась математика, которая создала для тогдашнего естествознания такие мощные математические методы, как дифференциальное и интегральное исчисления, а также дальнейшие их ответвления.

     Основой картины природы и мира в целом служили мировоззренческие и философские идеи о строении мироздания, законы его изменения и развития. Человек всегда стремился понять окружающий его мир и свое место в нем. Поэтому уже на ранних этапах цивилизации возникают мифологические и религиозные представления о мире, которые со временем вытесняются научными взглядами на него [5, C. 100].

     Однако  без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом  будут заведомо неполными и ограниченными. Человек не только природное существо, он теснейшими узами связан с обществом, в котором протекает вся его деятельность. Фундаментальные понятия и принципы жизнедеятельности общества составляют вторую, дополнительную часть целостной научной картины мира. Поэтому следует различать естественнонаучную картину природы, которая составляет первую часть общей картины мира и формируется из результатов исследований и достижений наук о природе. Общая же научная картина мира представляет собой синтез фундаментальных понятий, принципов и закономерностей естествознания и обществознания.

      2.3 Преимущество и функциональность научной картины мира

 

     Преимущество  научной картины мира, благодаря  которому она вытеснит все прежние  картины, состоит в ее «единстве  — единстве по отношению ко всем исследователям, всем народностям, всем культурам». Следовательно, она имеет  объективный характер, и поэтому  ее цель «состоит не в полном приспособлении наших мыслей к нашим ощущениям, а в полном освобождении физической картины мира от индивидуальности творческого ума».

     Разумеется, без творческой деятельности ученого, его воображения и интуиции, невозможно создание картины мира, но в окончательном виде эта картина не должна содержать каких-либо ссылок на индивидуальные особенности исследователя. Именно поэтому есть возможность ее использования учеными разных народов и культур.

     Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Наука стремится найти объективные, не зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Ясно, что не всякая система знаний представляет собой картину природы. Для этого необходимо, во-первых, чтобы эта система отображала наиболее фундаментальные свойства и закономерности природы; во-вторых, все такие свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины, так как никакой отдельный фундаментальный закон естествознания не составляет еще картины природы; в-третьих, естественнонаучная картина мира должна быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о мире; в-четвертых, научную картину мира следует постоянно соотносить и сверять как с самой природой, так и с изменением фундаментальных знаний о ней [5, C. 170].

     В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий  новыми понятиями, менее общих теорий более общими и фундаментальными теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости. Электромагнитная картина мира не отвергла механистическую картину мира, а уточнила область ее применения. Аналогично этому квантово-релятивистская картина не отбросила электромагнитную картину, а указала пределы ее применимости.

     По  мере развития науки и практики в  научную картину мира будут вноситься  изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не обретет  характера абсолютной истины. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом, научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин «картина мира» используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность мировоззрения.

      Научная картина мира – это одна из возможных  картин мира, поэтому ей присуще  как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и  нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это конечно же “научность” этой картины мира.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Концепции современного естествознания : Учебник  для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
  2. Моисеев, В.И. Что такое научная картина мира?. - М.: Наука, 1999.
  3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. 476 с.
  4. Новейший философоский словарь // http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_new_philosophy
  5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 2006. 287 с.

Информация о работе Научная картина мира