Немецкие миграции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемый анализ построен на проведенной автором реконструкции событий, связанных с религиозными подвижниками, которых Русская православная церковь причислила к лику святых. Восстановить весь ход событий, связанных с русским православным подвижничеством, во времени и пространстве практически нереально в связи со скудостью и противоречивостью сведений. В территориальном разрезе это явление изучено крайне слабо. Это неудивительно, поскольку жития святых и другие подобные источники крайне ненадежны как исторические источники, в них немало искаженной, противоречивой и даже заимствованной из других житий информации (Ключевский, 1989).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 821.50 Кб (Скачать)

После присоединения Пскова к Москве, случившегося в 1510 г. (в тот же год инок Филофей пишет свое знаменитое письмо новому для псковитян политическому лидеру - великому князю Василию III), собственная религиозная пассионарность в Пскове и его окрестностях начинает сходить на нет, но, как и в Новгороде, не сразу. Например, в 16 в. яркие личности приходят в Псково-Печерский монастырь. Обитель переживает расцвет при игумене Корнилии Псково-Печорском (в 1529-70 гг.). Однако это уже – практически последние примеры проявлений православной пассионарности на Псковской земле.

Отдельного внимания заслуживает своего рода обратное движение православных подвижников с Северо-Запада на Тверскую землю. Тенденция, конечно, условная, поскольку речь идет о территориях, которые в свое время принадлежали Новгороду и Пскову. Но деятельность там православных подвижников начинается много позже – в 16 в. Главный пример – это Нил Столобенский, уроженец Новгородской земли и постриженик Крыпецкого монастыря в районе Пскова. Из Пскова он ушел в пустынь в районе Ржева, а затем в 1528 г. поселился на Селигере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Волго-Окское междуречье

 

В качестве другого важнейшего центра развития русского религиозного подвижничества следует рассмотреть Волго-Окское междуречье. Из истории эта территория на далекой лесной северо-восточной окраине Киевской Руси известна как Ростово-Суздальская земля. Название земли во многом отражает особенности распространения православия и связанного с этим процессом подвижничества: первым и ключевым центром стал Ростов Великий, расположенный на берегу озера Неро. Дальнейшее развитие политико-исторических процессов привело, как известно, к дроблению этой территории, выдвижению новых центров, неоднократной перекройке центро-периферийных отношений. В то же время Ростов на протяжении многих веков сохранял свою роль ключевого центра религиозного подвижничества, несмотря на то, что он довольно быстро потерял свое политическое значение. Процессы христианизации были здесь, как известно, очень сложными в связи с сопротивлением финно-угорских племен.

В Ростове рассматриваемые нами процессы развивались по аналогии с Новгородом. К лику святых в большом количестве были причислены епископы и архиепископы. Город служил основным центром распространения православия в Волго-Окском междуречье, и епископская деятельность здесь на протяжении многих веков воспринималась как подвижническая. Биографии ростовских епископов – гораздо более скудные в сравнении с новгородскими, а нередко и вовсе отсутствуют. Поэтому проследить, когда произошел переход от присланных из Киева деятелей к местным представителям сложно. Складывается впечатление, что в 11 в. кафедру в Ростове занимали как правило киевляне. В точности это известно в отношении Исайи, который был епископом в 1077-90 гг.

В то же время совершенно очевидно, что во второй половине 11 в. (даже раньше, чем в Новгороде) в Ростове начинается деятельность православных подвижников местного происхождения. Главным примером служит Авраамий Ростовский, который по преданию родился в еще более глухом краю – северной мерянской Чухломе. В Ростове Авраамий основал Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь и был его первым архимандритом. Точные временные рамки его деятельности установить непросто, можно лишь отметить, что она продолжалась до его кончины примерно в 1073-77 гг.

Авраамий Ростовский не стал создателем школы русской  святости, и напрашивающиеся аналогии с Варлаамом Хутынским, действовавшим на сто лет позже в районе Новгорода, не являются полными. Вообще религиозная активность в Волго-Окском междуречье, в т.ч. по политическим причинам, в связи с раздробленностью, рассеивается по территории (в Новгороде она была гораздо более централизованной). Ростов – это прежде всего город прославленных епископов и архиепископов и место рождения большого количества знаменитых подвижников, основная деятельность которых проходила в других землях.

В полицентрической системе  Волго-Окского междуречья на этапе 11-13 вв., т.е. во времена Киевской Руси и непосредственно после монгольского нашествия, православное подвижничество проявляется и в других местах, но тоже, однако, в единичных случаях. Например, на роль такого центра начинает претендовать расположенный по соседству с Ростовом Переяславль (Переславль-Залесский). В конце 12 в. здесь прославился первый и притом местный по происхождению святой Никита Переяславский.

Хотя первый местный  святой – Авраамий Ростовский появился на территории Волго-Окского междуречья намного раньше, чем то же самое произошло в Новгороде, бурная активность православных подвижников начинается здесь только в 14 в. Свою важнейшую роль в этом процессе действительно играет Ростов. Прежде всего, надо сказать о том, что в Ростове в 1315 г. родился, пожалуй, самый прославленный русский святой – Сергий Радонежский. И хотя его основная деятельность не связана с Ростовом, очевидно, что этот город с его глубокими духовными традициями не случайно стал местом рождения. Сергия, некоторых его сподвижников, а также ряда других русских святых, родившихся позднее.

Сергий Радонежский  создал самую многочисленную школу  русской святости, а его ученики  разошлись по различным русским  землям, но в соответствии с определенными  закономерностями. Деятельность Сергия происходит на фоне возвышения Москвы и ее превращения в ключевой политический и, со временем, культурный центр на Руси. Одновременно происходит интеграция Ростова и Москвы: Ростов не претендует на особую политическую самостоятельность и постепенно подпадает под влияние Москвы. При таких условиях неудивительно, что ростовчанин Сергий Радонежский осуществляет свою подвижническую деятельность на московских землях.

Итак, 1337-92 гг. – это  годы подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Эта деятельность протекает в благоприятных для Москвы политических условиях. Монастырь Сергия становится крупнейшим центром православного подвижничества, с которым по количеству русских святых конкурируют только Киево-Печерская лавра (но ее расцвет происходит значительно раньше) и Соловецкий монастырь (несколько позднее). Что особенно важно с точки зрения культурной географии, многие ученики Сергия покинули обитель и стали основателями новых монастырей в разных концах Русской земли.

Прежде всего, следует отметить, что важным центром православной культуры во второй половине 14 в. становится сама Москва. В Москву перемещается митрополичья кафедра, и первые московские митрополиты тоже были причислены к лику святых. Причем динамика развития процесса аналогична новгородской. Первым в Москву из Владимира переехал митрополит Петр, уроженец далекой Волыни. Его преемником стал митрополит Феогност – грек по происхождению. Но вот за ними последовал митрополит Алексий, современник Сергия Радонежского, уроженец Москвы (хотя и из пришлого боярского рода). Что касается учеников Сергия, то они становятся основателями и игуменами важнейших московских монастырей (характерно, что православное подвижничество на Руси часто распространялось не от крупных городов к периферии, а от удаленных пустыней к городам).

На московских землях вокруг главного столичного центра формируется кольцо из православных монастырей, с которыми связана деятельность русских святых – учеников Сергия. Сам Сергий со своим учеником Романом Киржачским уже в 1358 г. удалялся на четыре года в новую пустынь, расположенную там, где впоследствии возник город Киржач. Еще одним важным центром становится на том этапе Серпухов. Но здесь уже начинают сказываться политические причины, оказавшие определяющее влияние на географию православного подвижничества в окружении Москвы. Возникает характерная ситуация, когда православные подвижники создают свои монастыри в центрах удельных княжеств, входящих в состав великого княжества Московского. Происходит это обычно по просьбе удельного князя, стремящегося таким образом прославить свою столицу.

Серпухов, как известно, стал наиболее мощным удельным центром во времена  Дмитрия Донского. Первый монастырь  в Серпухове – Владычный бы основан самими митрополитом Алексием. Первым игуменом второго монастыря – Высоцкого стал Афанасий Серпуховской, геобиография которого представляет интерес. Дело в том, что Афанасий родился в Обонежье, т.е. на новгородских землях, но пришел в московские пределы и принял постриг у Сергия (что можно связать с определенным смещением пассионарности с Северо-Запада в Центр в 14 в.).

Следующая характерная ситуация возникает  в Звенигороде. В 1389 г., при разделе  земель, проведенном по завещанию  Дмитрия Донского, был создан сдвоенный  Галицко-Звенигородский удел, который получил во владение один из сыновей покойного князя – Юрий Дмитриевич. По его просьбе Савва Сторожевский основал в 1398-99 гг. поблизости от города Саввино-Сторожевский монастырь. Для этого Савва оставил должность игумена в Троице-Сергиевом монастыре и переселился в новый монастырь (где скончался в 1407 г.).

Неподалеку от Ростова  в 1363 г. возникает еще один крупный  центр русского православия –  Борисоглебский монастырь. Его основателем  является выходец из новгородских краев (ср. с геобиографией Афанасия Серпуховского!) Феодор Ростовский. Новая крупная фигура из числа православных подвижников появляется на том этапе и в Переславле-Залесском. В начале 14 в. в Переславле-Залесском родился местный подвижник - Димитрий Прилуцкий. Он основал здесь Николаевский монастырь, и некоторое время был в нем игуменом. Однако затем Димитрий Прилуцкий ушел на Север, в Вологду, где основал известнейший пригородный монастырь.

В 15 в. ведущие центры религиозного подвижничества и православной культуры Волго-Окского междуречья сохраняют свое значение, как бы получив в 14 в. мощный заряд. В то же время по мере превращения Москвы в ведущий политический центр страны православное подвижничество становится для самого города мало характерным, перемещаясь на более «тихие» периферии. Из религиозных деятелей, начиная со второй половины 15 в., канонизированы были преимущественно фигуры «официальные», т.е. митрополиты. Интересно, что первый митрополит, самостоятельно поставленный Русской православной церковью, - Иона является уроженцем северного Галича, претендовавшего тогда на самостоятельность и даже лидерство. С 1437 г. Иона был епископом в совершенно другом месте - Рязани, а митрополитом окончательно стал в 1449 г. 

Важнейшим процессом 15 в. становится расширение православного подвижничества в центрах «московского кольца». При этом просматривается явственная тенденция к развитию подвижничества к западу и юго-западу от Москвы, ближе к литовским границам. Вслед за Серпуховом и Звенигородом процесс охватывает другие центры удельных княжеств. Так, в 1389 г. наряду с остальными был создан Можайский удел. В 1408 г. по просьбе князя Андрея Можайского сюда возвращается с Севера Ферапонт Белозерский и основывает Лужецкий монастырь.

Но наиболее крупным и важным центром «московского кольца» в первой половине и середине 15 в. становится Боровск3. В 1382 г. этот город перешел от Рязани к Москве и затем стал второй столицей Серпуховского княжества. Немногим позднее в этом городе уже начинает свою деятельность первый местный святой – Никифор Боровский, основатель Высоцкого Покровского монастыря. В этом монастыре подвизался и ученик Сергия Радонежского - Никита Боровский (что позволяет включить Боровск в единое «московское кольцо» с первым историческим центром в Троице-Сергиевом монастыре). Но самым прославленным русским святым из числа жителей Боровска является, конечно, Пафнутий Боровский. Он родился в окрестностях этого города, принял постриг в Высоцком Покровском монастыре, учился у Никиты, затем стал игуменом монастыря. В 1444 г. Пафнутий основал свой монастырь, известный ныне как Боровский Пафнутьев, и пребывал в нем до своей кончины в 1477 г.

Большую важность имеет возникшая на том этапе историко-географическая связь между Боровском и Волоколамском. Именно у Пафнутия Боровского принял постриг знаменитый деятель Русской православной церкви Иосиф Волоцкий (родился в 1440 г. в районе Волоколамска). После кончины Пафнутия Иосиф стал игуменом, но вскоре вернулся в район родного Волоколамска, где в 1479 г. основал свой монастырь, известный как Иосифо-Волоколамский. Это событие, как можно догадаться, имело и свои политические причины: по разделу 1462 г. Волоколамск стал центром удельного княжества во главе с Борисом Васильевичем, братом Ивана Великого. Именно при нем Иосиф Волоцкий создал свой монастырь вблизи от княжеской столицы. Иосиф Волоцкий стал, как известно, одной из самых известных и авторитетных фигур в русском православии.

Троице-Сергиев монастырь стал в 14 в. мощным центром распространения  православного подвижничества по двум основным направлениям – «московское кольцо» и Север. При этом в рамках «московского кольца» в 15 в. стало активно развиваться юго-западное направление с наиболее ярким центром в Боровске. В 16-17 вв. религиозное подвижничество в Волго-Окском междуречье постепенно ослабевает.

 До сих пор мы рассматривали  религиозное подвижничество в  Волго-Окском междуречье в связи  с его распространением из  таких ключевых центров, как  Ростов и Москва. В то же время нельзя не сказать об отдельных и самостоятельных историко-географических системах, возникших в процессе развития конкурентов Москвы – Суздаля и Твери.

Суздаль и Нижний Новгород, как  центры Суздальско-Нижегородского княжества, особенно активно проявляют себя в 14 в., в т.ч. и в плане религиозной пассионарности. Этот процесс имеет и свои политические причины, связанные с конкуренцией Суздаля и Москвы. На этом политическом фоне суздальско-нижегородская ось православной пассионарности конкурирует с ростовско-московской осью.

Первым суздальско-нижегородским  святым является Дионисий, поселившийся в 1329 г. близ Нижнего Новгорода в пещере на берегу Волги. Так в Нижнем Новгороде возник свой Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь, по культурно-ландшафтным характеристикам аналогичный Киево-Печерской лавре на Днепре (что подчеркивает амбиции Нижнего Новгорода – тогдашнего восточного форпоста Руси и одновременно ворот в совершенно новый для русского освоения Волго-Камский бассейн). Важно отметить, что Дионисий и сам был выходцем из Киева, а потому связь нижегородских пещер с Киево-Печерской лаврой является прямой. Около 1335 г. на основе пещер был создан монастырь, в котором Дионисий жил до 1374 г. Далее он являлся архиепископом Суздальским до своей кончины в 1385 г. Дионисий был создателем собственной школы православного подвижничества, влияние которой распространялось на стольный Суздаль и вдоль течения Волги. Одним из самых известных учеников его был Евфимий Суздальский, подвижник уже местного происхождения, уроженец Нижнего Новгорода. В 1352 г. Евфимий перешел в другой центр княжества – Суздаль, где основал знаменитый Спасо-Евфимиев монастырь. Другим известным учеником Дионисия является Макарий Унженский. Его подвижническая деятельность распространяется на обширные территории вдоль Волги как выше, так и ниже по течению реки от Нижнего Новгорода.

Информация о работе Немецкие миграции в России