Немецкие миграции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемый анализ построен на проведенной автором реконструкции событий, связанных с религиозными подвижниками, которых Русская православная церковь причислила к лику святых. Восстановить весь ход событий, связанных с русским православным подвижничеством, во времени и пространстве практически нереально в связи со скудостью и противоречивостью сведений. В территориальном разрезе это явление изучено крайне слабо. Это неудивительно, поскольку жития святых и другие подобные источники крайне ненадежны как исторические источники, в них немало искаженной, противоречивой и даже заимствованной из других житий информации (Ключевский, 1989).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 821.50 Кб (Скачать)

Тверь стала развиваться  в качестве самостоятельного центра после того, как стала княжеской  столицей в 1247 г. Однако реальный всплеск тверской пассионарности начинается все в том же 14 в., когда Тверь вступает в острую конкуренцию с Москвой. В то же время из тверских деятелей 14 в. к лику святых причислены в основном представители правящей элиты, многие из них - пострадавшие в Орде. К числу религиозных подвижников скорее можно отнести вдову князя Михаила Ярославича – Анну Кашинскую, которая после смерти мужа приняла постриг и жила в Кашине, где скончалась в 1338 г. С тех пор Кашин становится очень важным центром православной культуры, с которым связаны имена многих подвижников.

Рост тверской религиозной  пассионарности продолжается в 15 в. уже вне зависимости от того, что в политической сфере Тверь все больше проигрывает Москве и приближается к своему краху. На этом этапе в регионе появляются первые монахи-подвижники. В первой половине 15 в. их деятельность распространяется на окрестности Твери. На следующем этапе роль ключевого центра выполняет Кашин. Главной фигурой здесь стал Макарий Калязинский, родившийся в этих местах.

 

 

 

 

Глава 3. Северный ареал

 

Как показывает анализ, православное подвижничество наиболее успешно развивалось в удаленных от крупных центров районах. Это неудивительно, поскольку наиболее характерной его формой стало пустынножительство. Оно полностью изменило систему центро-периферийных отношений на карте русского православия. Наиболее яркие проявления православной пассионарности оказались связаны не со столичными центрами, а с удаленными пустынями, куда уходили подвижники. Русский Север стал наиболее важным регионом, который дал русскому православию наибольшее количество подвижников. Ранее мы рассмотрели развитие этого процесса на Северо-Западе, ограничившись территориями, примыкающими к Новгороду, Ладожскому и Онежскому озерам. Но пример Кирилла Челмогорского уже показал, что подвижничество распространялось и на более удаленные новгородские земли, но не сразу и постепенно. Русский Север заселялся из Новгорода и Ростово-Суздальской земли и традиционно был зоной их конкуренции. Хотя бы поэтому имеет смысл рассматривать его отдельно от Северо-Запада. Ниже мы увидим, как новгородская и волго-окская линии православного подвижничества смешивались и пересекались в этом регионе.

Первые ядра кристаллизации православного подвижничества возникают  на Русском Севере еще в 12 в. и чаще связаны с людьми пришлыми. Так, в 1147 г. выходец из Киева Герасим Вологодский основал в Вологде Троицкий монастырь (Вологда тогда была новгородским поселением). В 13 в. повышенная религиозная активность отмечается в Великом Устюге – северном форпосте Ростово-Суздальской земли. Причем интересно, что первый прославившийся здесь русский святой был местным уроженцем: это – Киприан Устюжский. Еще одним ядром кристаллизации в 13 в. стал знаменитый Спасо-Каменный монастырь, возникший на острове Кубенского озера в 1260 г.

Мощное развитие православного  подвижничества на Русском Севере начинается в середине 14 в. и в значительной степени связано с Сергием Радонежским. Начинается формирование «Северной Фиваиды», как удачно назвал эту территорию писатель А.Муравьев. В этом процессе можно достаточно четко выделить несколько линий, каждая из которых имела свою географическую специфику.

 

Линия Сергия Радонежского.

 

Пустынное лесное Заволжье между Ярославлем и Вологдой оказывается во второй половине 14 в. привлекательнейшим регионом для тех православных подвижников, которые принимают более радикальные решения, нежели создание монастырей в «московском кольце» под боком у удельных князей. Линия Сергия, таким образом, связывает Троице-Сергиев монастырь с ближним северным Заволжьем.

Первый шаг в этом направлении совершили Афанасий и Феодосий Череповецкие, которых предание обычно связывает с Сергием. В 1360 или 1362 гг. они основали Череповецкий Воскресенский монастырь (ныне – город Череповец). Немного позднее пустынники начинают заселять знаменитый Комельский лес, раскинувшийся к югу от Вологды. Первым известным пустынножителем здесь был по-видимому ученик Сергия Сильвестр Обнорский. Вскоре в этой же местности появился еще один сподвижник Сергия – Сергий Нуромский. Он символизирует важную тенденцию - переселение в русские пустыни православных греков (Сергий Нуромский пришел в Троице-Сергиев монастырь с Афона). В 1389 г. свой монастырь основал в Комельском лесу еще один известный русский святой – Павел Обнорский. Его житие обносится к числу наиболее подробных. Из него мы узнаем, что Павел родился в Москве (что важно – он один из первых русских святых – уроженцев Москвы), много странствовал и, наконец, поселился в Комельском лесу.

Ученики Сергия создают  пустыни и немного восточнее, ближе к такому древнему городу, как Галич4. Наиболее известен своей активностью Авраамий Чухломской, который считается учеником Сергия (но житие замечает, что он был много старше Сергия, когда пришел в его обитель). В середине 14 в. Авраамий стал первым православным подвижником в Галиче. Вскоре Авраамий переместился еще дальше на север и основал монастырь в Чухломе, на родине своего предшественника Авраамия Ростовского.

 

Линия Дионисия Глушицкого и влияние Спасо-Каменного  монастыря.

 

Вслед за развитием подвижнической деятельности учеников Сергия Радонежского на Русском Севере начинается аналогичный процесс, связанный с местными уроженцами и монастырями.

Наибольший интерес  представляет фигура Дионисия Глушицкого. Он родился в Вологде и принял постриг в Спасо-Каменном монастыре. В начале 15 в. Дионисий переносит  свою активность с Кубенского озера в Комельский лес. Влияние монастырей Дионисия Глушицкого распространялось в основном на их ближнее окружение. Например, среди монахов Глушицкого монастыря был Григорий Пельшемский (из родного Галича, где он принял постриг, Григорий перешел в Ростов, а уже оттуда к Дионисию). В 1426 г. Григорий основал в Комельском лесу Лопотов Богородицкий монастырь.

Спасо-Каменный монастырь  с конца 14 в. начинает играть роль важнейшего центра распространения православного  подвижничества. Среди его пострижеников был Александр Куштский, как и Дионисий Глушицкий – уроженец Вологды. В отличие от Дионисия, Александр основан свой монастырь в непосредственной близости от Спасо-Каменного монастыря – на берегу Кубенского озера. От Александро-Куштского монастыря линия распространения православного подвижничества ведет в лесные края к востоку от Вологды. Сподвижником Александра Куштского был еще один постриженик Спасо-Каменного монастыря – Евфимий Сянжемский. Впоследствии он вместе с Харитоном Сянжемским основал свой монастырь (в глухом районе к северо-востоку от Вологды, где впоследствии деятельность русских святых не отмечена). Активность русских святых в районе Кубенского озера прослеживается, правда, с перерывом, до начала 17 в.

 

Линия Кирилла  Белозерского и православное подвижничество в районе Белого озера.

 

Район Белоозера переходит  к Москве в 1370-х гг. (в 1389 г. возник Белозерский уезд в составе Московского княжества). Вскоре после этого данная территория начинает привлекать православных подвижников с территории Волго-Окского междуречья. Главным новым центром распространения православного подвижничества стал знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, основанный Кириллом Белозерским в 1397 г.

Кирилл Белозерский  родился в Москве в 1337 г. (в тот  же год, когда Сергий Радонежский поселился в пустыни между Москвой и Ростовом). С бурно развивающейся Москвой связано начало его подвижнической деятельности: Кирилл принял постриг в Симоновом монастыре и был его архимандритом. Его сподвижником в Симоновом монастыре был Ферапонт Белозерский, уроженец Волоколамска. Вместе они отправились из Москвы на Север, основав два соседних монастыря, известные ныне как Кирилло-Белозерский и Ферапонтов Белозерский. Однако Ферапонт отказался от должности игумена и через 10 лет ушел в Можайск, где стал основателем нового монастыря. Кирилл же остался на Севере, и его монастырь стал новым крупным центром распространения православного подвижничества.

Среди наиболее известных  пострижеников Кирилло-Белозерского монастыря на первом этапе его истории – Мартиниан Белозерский, одногодок Кирилла Белозерского, но местный уроженец (родился на Кубенском озере). После смерти Кирилла Мартиниан основал Спасский монастырь на большом озере Воже, расположенном к северу от Кириллова. Правда, основная часть биографии Мартиниана связана с Ферапонтовым монастырем, где он на протяжении многих лет был игуменом и строителем.

Дорога православных подвижников уходит из Кириллова монастыря далеко на север: здесь принял постриг Савватий Соловецкий, один из основателей Соловецкого монастыря (см. ниже). Уже после смерти Кирилла в середине 15 в. пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря стал Александр Ошевенский, родившийся на озере Воже. Александр основал свой монастырь к северу от Каргополя. В 15 в. Кирилло-Белозерский монастырь начинает влиять и на православное подвижничество в расположенном южнее Комельском лесу (вообще между двумя этими районами устанавливается тесная взаимосвязь). Именно здесь приняли постриг Корнилий Комельский – основатель своей линии в Комельском лесу и Иннокентий Комельский.

А неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря в конце 15 в. – начале 16 вв. возникает новый центр православного подвижничества, связанный с именем знаменитого заволжского старца Нила Сорского. Яркий представитель «северного» направления православного подвижничества, Нил Сорский получил известность как представитель т.н. «нестяжателей», противостоявших не менее яркому представителю «московского кольца» Иосифу Волоцкому.

 

Линия Корнилия Комельского и новые поколения подвижников в Комельском лесу.

 

С конца 15 в. в Комельском лесу можно говорить о смене поколений. До того времени подвижники Комельского  леса были выходцами из Троице-Сергиева монастыря (ученики Сергия Радонежского) или представителями местного Спасо-Каменного монастыря (линия Дионисия Глушицкого). Корнилий Комельский, как и Сергий Радонежский, родился в Ростове, только, разумеется, много позже – в 1453 г. Значительная часть его биографии связана с Москвой, а постриг он принял в новом крупном центре православного подвижничества на Севере – Кирилло-Белозерском монастыре (основанном, как известно, москвичом). После странствий в 1497 г. Корнилий основал свой Введенский монастырь в Комельском лесу.

Корнилий Комельский стал создателем новой крупной школы православного подвижничества. Он и его ученики основали монастыри как в самом Комельском лесу, так и за его пределами. Из числа «ближних» следует выделить Любимский Спасо-Геннадиев монастырь, основанный Корнилием и его учеником Геннадием Любимским на Сурском озере. Геннадий был выходцем из Литвы, и после пребывания в Москве и Новгороде пришел в монастырь к Корнилию. Еще одна, более протяженная линия связывает Корнилиев монастырь примерно с теми местами, где он принял постриг, а именно с районом Белого озера (как мы видим, между Комельским лесом и Белозерьем идет постоянный «взаимообмен»). Еще при жизни Корнилия его ученик Кирилл Новоозерский, уроженец Галича, основал монастырь на острове на Новом озере, расположенном неподалеку от Белого озера. Кстати, и сам Корнилий незадолго до смерти уходил в район Белого озера.

 

Путь на Север.

 

Районы Комельского  леса, Кубенского и Белого озер представляют собой подлинную «Северную Фиваиду». В конце 14 – начале 16 вв. здесь  проявило себя, пожалуй, самое значительное число русских святых за всю историю. Однако многие подвижники уходили еще дальше на Север. Этот процесс стал наиболее ярко проявляться в 15 и особенно 16 вв., в основном – уже после присоединения этой ранее новгородской территории к Москве.

Примеры православных подвижников в Поморье или близких к нему северных окраинах Новгородчины отмечаются еще в 14 в., одновременно с «освоением» более приближенной к Новгороду Ладожско-Онежской зоны. В первой половине 15 в. в этих краях появляются новые, но опять-таки единичные примеры православных подвижников. Следует заметить, что новгородского по происхождению пустынничества в Поморье практически не было: оно было почти целиком сосредоточено в расположенной ближе к Новгороду Ладожско-Онежской зоне.

Ключевой центр православного подвижничества в Поморье начинает свою историю еще в новгородский период - в 1429 г. Это – Соловецкий Преображенский монастырь, возникший на острове в Белом море. Основателями монастыря являются три русских святых – Савватий, Герман и Зосима. Савватий Соловецкий – постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, но в дальнейшем он подвизался на новгородской территории – на Валааме. Герман Соловецкий родился в Тотьме. Встретившись на северной реке Выг (нынешняя Карелия), они посетили Соловки и поставили там в 1429 г. первую келью. После этого Савватий вернулся на реку Выг, а Герман нашел себе нового компаньона – Зосиму, вместе с которым они в 1436 г. основали на островах обитель. Зосима имеет сугубо новгородское происхождение: он родился на Онежском озере (село Толвуй), принял постриг в Новгороде, а затем жил в устье реки Сумы, на берегу Белого моря, откуда и отправился на Соловки. Зосима был игуменом монастыря с 1452 г. и умер в 1478 г. – в год присоединения Новгорода к Москве. Через год непосредственно в Новгороде скончался Герман.

Таким образом, начало истории  православного подвижничества на Соловках все-таки больше связано с новгородской линией5, к которой, однако, явственно примешивается московская. Православная пассионарность развивается на островах Белого моря необычайно бурно, Соловецкие острова становятся чрезвычайно привлекательным новым местом для подвижников и играют эту роль не одну сотню лет, дольше всех других северных районов. В 16 в. развитие православной пассионарности на Соловках продолжается. Расцвет монастыря связывают с именем будущего трагически погибшего митрополита Филиппа, яркого представителя «московской линии» на Соловках (он родился в Москве). Выходцы из Соловецкого монастыря принимают активное участие в распространении православного подвижничества на Севере. Одна из типичных линий связывает Соловки с самым северным регионом – Кольским полуостровом.

В 17 в. Соловецкий монастырь является, пожалуй, самым крупным на Руси центром  православного подвижничества. Роль Троице-Сергиевого монастыря в этом процессе как раз к тому времени резко снижается, и далекая северная обитель выходит на первые позиции. В рамках Соловецкого архипелага тогда развивается пустынножительство с появлением отдельных скитов. Так, в 1612 г. в скит на Анзерском острове уходит Елеазар Анзерский (уроженец Козельска, вблизи которого уже существовала, но еще не пользовалась такой славой Оптина пустынь). Вообще же в 17 в. число соловецких подвижников достигает максимального числа, а по биографиям и именам некоторых из них можно понять разнообразие мест их происхождения. Причем пик их деятельности приходится именно на первую половину 17 в. Тогда же на Соловках принял постриг будущий патриарх Никон, деятельность которого впоследствии привела к жесткому конфликту соловецких монахов и властей (после никоновской реформы, которую Соловки не поддержали, здесь возник раскол, закончившийся штурмом и захватом монастыря царскими войсками в 1676 г.). Однако и после этих событий подвижничество на Соловках не прекратилось совсем, примером чему служит деятельность москвича Иова Анзерского.

Информация о работе Немецкие миграции в России