Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, когда Российская Федерация вышла из экономического кризиса, и перед ней стоит цель создания высокоразвитой, конкурентоспособной национальной экономики, изучение успешного опыта Азиатских НИС, является как никогда актуальной задачей. Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность обозначенной темы исследования.
Цель исследования - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие и описать виды развивающихся стран;
охарактеризовать экономические модели новых индустриальных стран;
описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии.

Содержание

Введение………………………………………………………………...................................3

1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства

1.1. Понятие и виды развивающихся стран……………………….................5

1.2. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран……………………………………………........................................................10

2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии

2.1. Причины и факторы развития экономики стран на современном этапе …………………………………………………...........................................................19

2.2. Анализ показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга………………………………………………............................................……25

2.3. Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия как новое поколение новых индустриальных стран Азии...……................................…………….38


Заключение………………………………………………………................................…...42

Работа содержит 1 файл

Новые индустриальные страны факторы экономического роста на примере новых индустриальных стран.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии.

 

2.1. Причины  и факторы развития экономики  стран на современном этапе. 

          Рассмотрим более подробно факторы,  которые способствовали успешному  социально-экономическому развитию  НИС Азии: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, и Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия  как нового поколения новых  индустриальных стран.

Особого внимания заслуживает  фактор трудовых ресурсов. Не располагая в ряде случаев значительными природными ресурсами, эти страны сделали главную ставку на трудовые ресурсы, к тому же все время пополняющиеся благодаря довольно высокому естественному приросту населения. Именно многочисленность и дешевизна рабочих рук (стоимость рабочей силы в НИС Азии в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых странах) в значительной мере и привела сюда западный капитал, тем более что рабочая сила в этих странах оказалась не только дешевой, но и дисциплинированной, а также достаточно квалифицированной.

Это последнее ее качество в первую очередь связано с  уровнем образования. В самом  деле, все НИС обеспечили свой прорыв к международным позициям благодаря тому, что ввели общее среднее образование, сделали общедоступной среднюю школу, подняли уровень общей и профессиональной подготовки до современных стандартов. Приоритетность образования среди всех государственных проблем привела к настоящему «образовательному взрыву», изменившему качество трудовых ресурсов. В основе «экономического чуда» Азии лежит именно приоритет образования- в данном случае не декларативный, а вполне реальный.

Эти страны выделяют на нужды  образования от 2,5 до 4.5% своего ВВП, что с учетом общих объемов их ВВП составляются довольно внушительные суммы. В результате они уже приблизились к уровню полной грамотности: еще в начале 1990-х годов охват детей базовым образованием достиг 90%. В том числе полным средним образованием в Республике Корея и на Тайване было охвачено более 80% детей и подростков, что даже выше уровня, достигнутого Японией и большинством стран Западной Европы. В НИС Азии до одной третьей всех выпускников средней школы продолжают учебу в университетах. Кроме того, эти страны широко используют возможность направлять своих студентов на учебу в США и Западную Европу. Например, микро государство Сингапур обучает за границей столько же своих граждан, сколько такая большая страна, как Пакистан. Важно и то, что студенты, обучающиеся за границей, в большинстве своем возвращаются домой, хотя на родине их зарплата меньше[9].

Таким образом, высокий  уровень образования положительно влияет и на такой важный фактор, как индекс человеческого развития (ИЧР). Хотя по уровню ИЧР Сингапур и Республика Корея пока еще входят только в третью десятку стран мира, а Таиланд и Филиппины - в шестую[10].

Но не стоит забывать об особенностях хозяйственного развития, которые лежали в основе интенсивного экономического роста в ряде стран  Юго-Восточной Азии:

-высокий уровень сбережений  и инвестиций;

-экспортная ориентация  экономики;

-высокая конкурентоспособность  в связи с относительно низкими  ставками заработной платы;

-значительный приток  прямых иностранных и портфельных  инвестиций в силу; относительной либерализации рынков капиталов;

-благоприятные институциональные  факторы становления "рыночно  ориентированной" экономики.

 

Следует отметить, что  в развитии экономических циклов особую роль всегда играли различные  отрасли промышленности. В разные исторические периоды (XIX - XX вв.) в роли локомотивов циклического подъема выступали хлопчатобумажная и металлургическая отрасли, железнодорожное строительство и машиностроение. При этом последующий спад оказывался наиболее глубоким тогда, когда во времени совпадали два процесса: спад как фаза экономического никла в целом и истощение ресурсов экстенсивного развития соответствующих "циклообразующих" отраслей (переход к нисходящей стадии в цикле жизни отрасли).

В новых индустриальных странах роль ведущих отраслей циклического подъема играли, прежде всего, экспортные отрасли, в особенности, электроника и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо прослеживались черты "догоняющего цикла жизни продукта" (catching-up product cycle). Сочетание ряда благоприятных факторов вплоть до середины 90-х годов обеспечивало особую продолжительность и интенсивность промышленного подъема в рассматриваемых странах. В последнее время, однако, на первый план стали выдвигаться внутренние конфликты, присущие рассматриваемым формам индустриализации.

Добавлю к этому, что  в рассчитанных Э.Янгом, а также  Дж. Кимом и Л.Лау уравнениях регрессии, описывающих процессы экономического роста в новых индустриальных странах, высокие темпы роста  производства определялись, главным образом, рекордной долей накопления в совокупном   продукте   и   численностью   работников,    переходящих   от низко производительного сельскохозяйственного труда к работе в современной промышленности. Ясно, однако, что рост обеих переменных имеет четкие экономические ограничения[17].

           Можно добавить, что по мере  увеличения производства все  отчетливей ощущались границы  возможного роста нормы накопления  и экстенсивного использования  сравнительно дешевой слабо обученной  рабочей силы. Так, длительный процесс роста нормы накопления (измеряемой отношением совокупной суммы капиталовложений к валовому внутреннему продукту), наблюдавшийся с начала 50-х годов практически во всех странах - "тиграх" Юго-Восточной Азии, к середине 80-х годов стал постепенно выдыхаться. В 90-е годы в этих  странах отчетливо обнаружилась тенденция к снижению показателей рентабельности.

К тому же во второй половине 90-х годов на индустриализации в  новых индустриальных странах все  сильней сказывались серьезные  затруднения.

По ряду ведущих экспортных товаров наметился переход к фазе замедленного роста в "догоняющем цикле жизни". Во второй половине 90-х годов в этих странах обозначилась тенденция к сокращению темпов роста (или даже объема продаж) не только электроники, автомобилей, но и продукции обувной и легкой промышленности региона. Однако происходило сокращение не только экспортной продукции, но и импортной.

           Таким образом, исчерпание возможностей данного типа экстенсивного промышленного развития стало проявляться в резком снижении темпов роста производительности труда и эффективности капиталовложений. В последнее время наблюдалась отчетливо выраженная зависимость между динамикой инвестиций и строительством, тогда как отсутствовала столь же четкая зависимость между динамикой инвестиций и промышленным производством. Кризис, развернувшийся в новых индустриальных странах Азии, свидетельствует о необходимости серьезной структурной перестройки и перехода к преимущественно интенсивным формам экономического роста.

Отметим, что к числу специфических факторов, способствовавших существенному ослаблению конкурентоспособности "азиатских тигров" на мировых рынках, можно отнести также особую конфигурацию валютных связей и динамику курсов ведущих валют. Дело в том, что в сложившейся системе валютного регулирования денежные единицы "тигров" по существу оказались привязанными к доллару США (тогда как в их экономических связях гораздо большую роль играла Япония). Привязка национальных валют к корзине, некоторой доллар составлял около 4/5, на протяжении длительного периода, создавала условия для привлечения иностранного капитала (отсутствие курсового риска, более высокие процентные ставки и др.).

Подобная система особенно успешно функционировала в ситуации, когда курс доллара США к японской йене снижался. Однако после 1995 года с удорожанием доллара США стали быстро повышаться и курсы национальных валют "азиатских тигров". В результате, согласно некоторым расчетам, филиппинское песо оказалось переоцененным па 20%, таиландский бат - на 10%, малайзийский рингит и индонезийская рупия - на 7%. С 1995 года стали все сильней падать темпы роста валовой выручки стран-"тигров" (соответствующие суммы исчислялись в долларах США). При четко обозначившемся к этому времени отрицательном сальдо по текущим операциям указанные изменения провоцировали все новые спекулятивные атаки и игру на понижение курса валют новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.

Добавлю, что среди  особенностей индустриализации новых  индустриальных стран особенно выделялась чрезвычайно высокая доля иностранного капитала в финансировании инвестиций. Это уменьшало устойчивость процессов  индустриального развития.

Приток долгосрочного иностранного капитала в эти страны, в т.ч. прямых инвестиций, был велик, но не достаточен, чтобы уменьшить разрыв между нормой сбережений (от 20% ВВП на Филиппинах до 35% в Таиланде) и нормой инвестиций (40% в среднем в регионе), В результате потребность в финансировании покрывалась краткосрочными кредитами[15].

При циклических подъемах всегда происходила "трансформация" части краткосрочных ссуд (вкладов) в среднесрочные и долгосрочные инвестиции. В качестве институтов, обеспечивающих возможность такой "трансформации", обычно выступают банки и другие финансовые посредники. В новых индустриальных странах эти процессы в последнее время приобрели особый размах, что усиливало "хрупкость" их финансово-банковских систем. Поскольку движение краткосрочного капитала ориентировано, прежде всего, на столь частые изменения процентных ставок, а также на перспективы движения валюты страны-реципиента. Кроме того, краткосрочный характер таких вложений обусловливает и особенную масштабность его оттока при кризисе.

Быстрый уход из страны этих "горячих денег" может резко подорвать всю хозяйственную активность в стране. Особенность краткосрочных внешних займов заключается также в том, что национальный кредитор в последней инстанции не может вмешиваться, если возник кризис доверия. Поэтому, если доверие нарушено, то возникает замкнутый круг девальваций, массовых банкротств, атак на валюту, новых девальваций и т.д.

Ко второй половине 90-х  годов проблемы нарастания краткосрочного внешнего долга обнаружились с особой отчетливостью. Так, по данным Банка Международных Расчетов (BIS), к концу 1996 года внешний долг с дюрацией менее одного года в Таиланде составлял около 120% от резервов в иностранной валюте, а в Южной Корее и Индонезии -около 200%[23].

Отток иностранного капитала дестабилизирует национальную валютную систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно при этом то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности.

Указанные обстоятельства определили масштабы оттока капитала при первых признаках развертывания  валютно-финансового кризиса.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга.

 

 

Азиатские страны различны по размерам территорий и населению, географическим условиям и предыстории, культуре, религии и даже по социальным и экономическим системам, но есть фактор, который их объединяет –  всем странам были свойственны самые высокие темпы экономического роста в мире. Именно этот вопрос мы попытаемся рассмотреть в данной главе.

    • Южная Корея

На протяжении трех последних  десятилетий человечество имело  возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру «экономические чудеса». Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название «НИС». Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом  росте Республики Корея говорилось немало. Эту «историю успеха» связывают  с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 г. и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой – уровень ВНП на душу населения (боле 5000 $) и 13 место в списке ведущих торговых государств мира[17].

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: ориентирование на экспорт, на взаимодействие с внешним миром; стратегия развития: благоприятный международный экономический климат 60-х первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; -сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; -относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); -привлечение иностранных капиталовложений – как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование; -этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Что касается фактора  экспортной политики, то было бы справедливо  считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

О роли государства, т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики  Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить рол этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России[16].

Информация о работе Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)