Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, когда Российская Федерация вышла из экономического кризиса, и перед ней стоит цель создания высокоразвитой, конкурентоспособной национальной экономики, изучение успешного опыта Азиатских НИС, является как никогда актуальной задачей. Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность обозначенной темы исследования.
Цель исследования - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие и описать виды развивающихся стран;
охарактеризовать экономические модели новых индустриальных стран;
описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии.

Содержание

Введение………………………………………………………………...................................3

1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства

1.1. Понятие и виды развивающихся стран……………………….................5

1.2. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран……………………………………………........................................................10

2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии

2.1. Причины и факторы развития экономики стран на современном этапе …………………………………………………...........................................................19

2.2. Анализ показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга………………………………………………............................................……25

2.3. Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия как новое поколение новых индустриальных стран Азии...……................................…………….38


Заключение………………………………………………………................................…...42

Работа содержит 1 файл

Новые индустриальные страны факторы экономического роста на примере новых индустриальных стран.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

    Структура  ВВП Тайваня  имеет  еще  более  выраженную промышленную ориентацию: 3% — доля сельского хозяйства, почти 33% — промышленности и около 64% приходится на сферу услуг. Сельское хозяйство страны производит рис, цитрусовые, чай, сахар. Промышленность имеет экспортную ориентацию. Здесь производятся текстиль, одежда, электроника, пищевая продукция, химические изделия. Страна активно импортирует иностранный капитал и технологии в новые прогрессивные сектора экономики. Однако ввиду нестабильности отношений с КНР напряженность от такого противостояния ощущается во всем регионе, а самому Тайваню приходится в большей степени, чем другим странам-«драконам» заботиться о своей обороноспособности и развитии контактов с США.                                                                                                                                                            

Экономическая политика последнего десятилетия связана  со стимулированием развития капиталоемких  технических производств, переносом  традиционных трудоемких экспортно-ориентированных предприятий в страны Юго-Восточной Азии и континентальный Китай.      Входящий  в четверку НИС Азии, Тайвань продемонстрировал образец эффективного использования внешнеэкономических связей. За последние 15 лет, экономика острова развивалась исключительно динамично, практически все основные показатели выросли в 10 – 15 раз. Имея один из самых высоких в мире темпов роста экономики и экспорта, Тайвань превратился в сравнительно мощное в экономическом отношении административное образование, и, вместе с другими странами НИС играет все более значительную роль в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).    С середины 50-х годов, ВВП увеличился  в 14 раз, а доход на душу  населения составил от 145$ в год  в 1950 году, до 10570$ в год в 1993 году.     

В последние  годы  темпы  прироста  ВВП  острова  составляет от семи до восьми с лишним  процентов, что в целом существенно выше аналогичных показателей ведущих промышленно-развитых государств. Важнейшими торговыми партнерами Тайваня являются США, Япония, Гонконг, ФРГ и КНР.                                                                                                              

В структуре промышленности Тайваня  выделяются микроэлектронная и компьютерная промышленность, а также нефтехимия, машиностроение и текстильная промышленность. По производству компьютеров, их блоков и некоторых видов ЭВМ, Тайвань обгоняет 3 других «азиатских драконов», уступая лишь признанным лидерам, таким как Япония, США, ФРГ, Великобритания и Франция. Микроэлектронная и компьютерная промышленности дают более половины ВВП острова.                            Особенностью  Тайваньской  индустриализацией  является поощрение развития мелкого  и среднего частного предпринимательства. Их важность для экономики определяется тем, что они обеспечивают 65% стоимости экспорта и 70% занятости на острове.                                                  Наряду  с государственной политикой  поощрения мелкого и среднего частного предпринимательства, в их росте и быстром развитии немаловажную роль сыграл социокультурный фактор – ориентация деловых тайваньских людей, преимущественно на фамильные ресурсы и на родственные узы в рамках клана. Претендовать на монополию при таком подходе ни один предприниматель не мог, по чисто финансовым соображениям. Это уберегло Тайвань от структурных и отраслевых кризисов[7].  Фамильный бизнес обеспечил высочайший уровень  конкуренции внутри самого Тайваня, которая сформировала требовательный к качеству внутренний потребительский  рынок; это само по себе стало важным звеном для успешного экспортного  рынка; поставки на экспорт не требовали сверхусилий по подготовке персонала и освоению тонкостей маркетинга, т.к. разница в уровне между тем, что идет на экспорт и тем, что потребляет «дома», практически нет.                                                                                        Как и все азиатские НИС, Тайвань  ставит перед собой задачу структурной перестройки экономики, основная цель которой – приоритетное развитие наукоемких отраслей, повышение конкурентоспособности промышленности на мировом рынке.                                                                                             

Тайвань заслужил славу одного из пионеров внедрения земельных льгот, как  формы поощрения бизнеса –  создания специальных экономических зон и научно-промышленных парков (НПП). Наиболее крупный НПП в НИС Азии, находится именно на Тайване. Он был образован в 1980 году в местечке Синчжу, в 70 километрах от Тайбэя. В парке базируются: 

    • Научно-исследовательский институт промышленной технологии.
    • Объединенная корпорация по разработке микроэлектронике.
    • Научно-исследовательский институт электроники.

 

     На  данный момент, Тайвань официально признается мировым сообществом  и большинством стран мира, как  одна из провинций Китайской Народной Республики. 

2.3. Малайзия, Таиланд,  Филлипины, Индонезия                              как новое поколение новых  индустриальных стран Азии

 

В настоящее время  в мире выделяют разнообразную классификацию  НИС «второй волны», но в нашей  работе к данной группе мы отнесли Малайзию, Таиланд, Филлипины и Индонезию, так как эти страны обладают большими запасами природных ресурсов, но индустриальная система производительных сил находится еще в стадии формирования.                                                                           Экономические показатели этой группы государств в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но все же имеются черты, присущие всем развивающимся странам.                      Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля прямых иностранных инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА)[4].                                                         

Аграрный сектор экономики  Малайзии получает поддержку посредством  субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий                          на приобретение машин и удобрений.                                                                            

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998. Однако правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования.                                                                  Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам. То есть поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий, что сохраняет здоровую конкурентную среду.                                           

В экономике Индонезии  до начала 60-х годов приоритет  отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере.                                                                                         

     В 80-90-е  годы произошла ещё одна модификация  стратегии экономического развития. Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда. При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора[3].                                                                         

Рассмотрим теперь вкратце  отличительные черты экономики  Таиланда. Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том  числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Дело в том, что колебание политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.                                                         

Следует отметить, что  Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь меняя 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен, прежде всего, добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее, в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования [табл.1]

Таблица 1.   Доля различный отраслей экономики в создании ВВП[9]

 

Отрасли

экономики

Доля рассматриваемых  отраслей экономики в создании ВВП  соответствующих стран, в %

    Малайзия

      Таиланд

     Филиппины

  Индонезия

Сельское

хозяйство

15,5

12

22,1

18,6

Промышленность

43,5

26,1

35,1

57,5

Нематериальное                                                       производство

41

62

(в том числе туризм  – 48,4)

42,8

13,9


           Несмотря на существующие проблемы  новые индустриальные страны  «второй волны» обладают большими перспективами развития. До недавнего времени эти страны представляли собой слаборазвитые государства с преимущественно сельским хозяйством и добывающими отраслями промышленности, но на сегодняшний день их позиции в мировой экономике значительно утверждаются.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Данная курсовая работа показала, что страны НИСа – это будущие  страны-лидеры мирового рынка.  Потому что они очень быстро  набирают силы, и в скором будущем  они смогут вытеснить многие  страны-лидеры и встать на их  место.

Так же мы выяснили, что  в интенсивном экономическом  развитии стран лежали: высокий уровень  сбережений и инвестиций, экспортная ориентация экономики, высокая конкурентоспособность  в связи с относительно низкими  ставками заработной платы, значительный приток прямых иностранных и портфельных инвестиций в силу, относительной либерализации рынков капиталов, благоприятные институциональные факторы становления "рыночно ориентированной" экономики.

В НИС Азии роль ведущих  отраслей циклического подъема играли, прежде всего, экспортные отрасли, в особенности, электроника и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо прослеживались черты "догоняющего цикла жизни продукта".

Среди особенностей индустриализации новых индустриальных стран так  же мы выделили чрезвычайно высокую долю иностранного капитала в финансировании инвестиций.

          Таким образом, можно смело  сказать, что НИС Азии образуют  новый мировой центр, по экономическому  потенциалу и темпам роста,  имеющим преимущество даже над  старейшими центрами в мировом хозяйстве - Европой и США.

 

Азиатская модель развития  имеет и многочисленные побочные эффекты.

  Во-первых, она приводит к возникновению  кланово-олигархического капитализма, который крайне неэффективен в современных условиях, когда требуется принимать быстрые и независящие от кумовских уз решения.

 Во-вторых, экспортная ориентация экономики может завести в тупик при отсутствии спроса на внешнем рынке и узости внутреннего рынка, при массовом заимствовании иностранного капитала без должной отдачи. Национальная экономическая, да и политическая стабильность в таком случае становится слишком зависимой от действия внешних факторов. Скорее всего, азиатская модель развития эффективна только для ограниченного числа стран, которые уже осуществили на ее базе восхождение с низшей на высшую стадию развития. Массовое внедрение этой модели уже не сможет принести желаемых результатов.

 Азиатская  модель оказалась неспособна адекватно реагировать на валютно-финансовые кризисы, которые она же сама и спровоцировала.

Полезными уроками азиатской модели являются: четкая стратегия поведения государства, курс на экономический рост и увеличение благосостояния граждан за счет увеличения ВВП на душу населения, поэтапное развитие отраслей промышленности, трудолюбие и настойчивость в получении позитивных результатов. В самом деле, настоящим чудом является то, как за каких-нибудь пятьдесят лет (всего за два поколения) страны-«драконы» превратились из отсталых аграрных экономик в одних из лидеров мирового научно-техническсого прогресса. Высокий уровень образова- тельных стандартов и государственная поддержка образования, науки и техники тоже может послужить неплохим примером.

Для России опыт НИС Юго-Восточной Азии может послужить хорошим уроком того, как можно в кратчайшие сроки построить развитую экономику практически не располагая в начале пути никакими существенными ресурсами, но имея четкую и последовательную стратегию движения вперед.

 

 

 

 

 

библиографический список

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристь, 2002.- 235 с.
  2. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. М., 2004.- 158 с.
  3. Липец Ю. Г и др. География мирового хозяйства: Учеб. пособие/ Пуляркин В. А.., Шлихтер С. Б.  - М.: Гуманит, 2005.-321с.
  4. Максаковский В.П. Новые индустриальные страны Азии // География в школе, 2002, № 4, 40-48 с.   Сергеев П.В. «Мировая экономика. Вопросы и ответы» Москва, Юриспруденция, 2002.- 124 с.
  5. Погорлецкий А.И и др. Мировая экономика: Учеб. пособие/ Шеров –Игнатьев В.Г., Цыцарева А.Ю.  под ред. С.Ф. Сутырина.-СПб.:Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.-435 с.
  6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник под ред. В. П. Колесова и М.Н. Осьмовой.- М: 2000.-432 с.

Информация о работе Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)