Особенности крупных городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Крупные города представляют собой центры экономической, политической и культурной жизни целых государств и народов, являются главными двигателями научно-технического прогресса. В них сконцентрирована основная часть городского населения. Эта закономерность проявляется во всем мире, несмотря на различные меры сдерживания их роста. Именно крупные города определяют динамику населения в Беларуси. Они наращивают численность населения во много раз быстрее, чем республика в целом.

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

Социальный и инфраструктурный факторы выступают все больше в качестве доминирующих. Первоочередное значение при размещении производства имеет наличие развитой инфраструктуры и социальной сферы в староосвоенных районах.  В районах пионерного освоения должен быть отдан приоритет именно этим отраслям, а затем уже производственным.

Резко возрастает роль поведенческого фактора, который отражает общественное мнение в социально-экономическом развитии и размещении объектов. Общественное мнение негативно, например, в большинстве случаев при строительстве или увеличении мощностей атомных электростанций, загрязняющих производств, производств по утилизации ядерных, химических отходов.

Формирование и развитие рыночного механизма вызвали  к жизни и резко усилили роль управленческого фактора. Кадры высококвалифицированных управленцев, специалистов рыночной инфраструктуры оказывают прямое влияние на развитие и успешное проведение реформ. Практика показала, что в тех регионах, где такие кадры есть, реформирование идет более успешно, быстрее создается конкурентная рыночная среда. Большая роль принадлежит и такому фактору, как рост международных интеграционных связей и фактору времени. Временной фактор требует более быстрого развития тех отраслей, тех районов, которые более восприимчивы к инновациям. В них необходимо развивать отрасли, определяющие переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

 

3. Достоинства и недостатки сосредоточения населения и производства в больших городах

Понятие и определение  городской агломерации и урбанизированных районов надагломерационного уровня неоднозначны, природа этих явлений, достаточно выяснена: концентрация различных видов деятельности достигает столь высокой степени, что рамки автономного города становятся для нее недостаточны и возникают сложные системы срастающихся или взаимосвязанных поселений, в которых сосредоточиваются миллионы и десятки миллионов людей. Исследования сущности, иерархии, структуры, типов этих систем, породивших обширную литературу, оставили еще многие фундаментальные и прикладные проблемы нерешенными.

Повсеместный и неудержимый  рост больших городов и агломераций  требует анализа внутренних закономерностей  и причин этого явления, выявления  недостатков этих форм расселения и оценки их подлинных достоинств.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны. К ним относятся:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Улицы больших городов оказались каналами, не приспособленными для пропуска современного транспорта. Автомобилизация городов быстро растет. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом продолжает увеличиваться, тогда как скорость движения всех видов индивидуального и общественного транспорта снижается обратно пропорционально. Создалось парадоксальное противоречие между техническими возможностями средств современного транспорта и его фактической скоростью в городах, обычно не превышающей 15–20 км/ч.

2. Удорожание инженерного оборудования. Необычайно разросшиеся большие города и агломерации сталкиваются с нарастающим дефицитом водных ресурсов, огромными трудностями со сбросом сточных вод, большими осложнениями в освоении новых территорий под застройку.

Для снабжения крупных  городов водой приходится сооружать  сложные водопроводные системы и коллекторы канализации большой протяженности, вкладывать значительные средства в инженерную подготовку неблагоприятных для освоения территорий. Стоимость 1 га инженерного оборудования территории в большом городе примерно вдвое выше, чем в среднем, а в крупнейших городах эта разница еще выше.

3. Загрязнение воздушного бассейна. В больших городах имеет место чрезвычайно сильное загрязнение воздушного бассейна. Конечно, воздушный бассейн загрязнен и во многих малых городах, где есть промышленные предприятия. Но в больших городах промышленные предприятия окружают жилую застройку почти со всех сторон; при интенсивном насыщении их автомобильным транспортом создается почти сплошной фон загрязнения.

Наряду с загрязнением воздушного бассейна у жителей городов  появился новый враг – шум. Шум интенсивностью свыше 80–100 децибел превышает допустимые нормы. Однако в городах, в особенности в зоне интенсивного транспортного движения, а тем более, вблизи аэродромов, шумовой фон нередко значительно выше.

  1. Удаление населения больших городов от природы. Чем больше разрастаются большие города, тем дальше уходит от них природа. Зеленые массивы – «легкие» городов – все дальше отступают под напором жилой и промышленной застройки. Между тем это один из самых неблагоприятных факторов, существенно ухудшающих условия жизни людей в больших городах. Общение людей с природой имеет очень важное значение, хотя все аспекты ее психо- и физиологического воздействия на человека еще не до конца изучены.
  2. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов. Во французской градостроительной и географической литературе появился специальный термин «французская пустыня», обозначающий отвлечение всех жизненных сил страны к Парижской агломерации, вокруг которой малые города в провинциях влачат жалкое существование.

Однако парадоксальное расхождение  между настойчивым стремлением  правительств, ученых и градостроителей ограничить рост больших городов и их фактическим ростом не могло бы иметь места, если бы эти города не развивались в силу объективных закономерностей и не имели бы крупнейших достоинств как формы людского расселения.

Эффект концентрации в  одном месте большого количества людей, которые вместе создают громадный  экономический, научный и интеллектуальный потенциал, огромен и в конечном счете стимулирует рост этих городов.

Большие города обладают быстро вводимыми в действие ресурсами роста производительных сил. Они имеют наиболее благоприятные условия для кооперирования промышленности, развития – науки и высшего образования, для осуществления административных, организационных и распределительных функций, привлекают людей необычайно широким набором услуг, которые могут предоставить в их распоряжение, высоким уровнем культурной жизни.

Непрерывная поддержка темпов развития научно-технического прогресса и поддержания инфраструктуры, обеспечивающие обмен информацией и общения людей необходимы для функционирования зон взаимосвязанного расселения, иначе неизбежна деградация города, самая страшная болезнь, которая ему грозит. Взаимосвязанность населения    обеспечивает    наиболее    высокую    производительность концентрацию интеллектуальных усилий.

Повсеместный и неудержимый  рост больших городов и агломераций  заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических  проблем крупнейших городов. Более  того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

 


Информация о работе Особенности крупных городов Беларуси