Перевод экономики США на военные рельсы в годы Второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Проведение масштабных военных действий априорно является серьёзным экзаменом на предмет проверки правильности выбранного пути экономического развития. Война влечёт за собой перенапряжение основных структурных механизмов экономической модели, создавая тем самым определённый набор условий необходимых для объективной оценки главных принципов, по которым существует та или иная экономика. Любая военная кампания изначально требует большое количество ресурсов, необходимое для обеспечения полноценной деятельности предприятий военно-промышленного комплекса, формирующего материально-техническую базу для армии. Наиболее эффективное использование имеющихся в наличии ресурсов напрямую зависит от определённых рамок и методов регулирования процессов, направленных на организацию и обеспечение всех составных элементов экономической составляющей войны

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Также Министерством финансов США, как уже отмечалось ранее, была инициирована крупная программа по выпуску знаменитых облигаций военных займов (war bonds), которые были раскуплены в большом количестве и обладали огромной ценностью для американцев. Первая облигация была приобретена  президентом Рузвельтом 1 мая 1942 года. Хотя доход от такой облигации составлял всего 2,9 процента со сроком погашения в 10 лет, они служили важным источником доходов для федерального бюджета и стали существенным объектом для инвестирования среди простых американцев. Они являлись своего рода символом того, что каждый гражданин США мог сделать свой материальный вклад в общий успех, так как проценты, которые накапливались, не отражали быстрый рост потребительских цен, что нивелировало их доходность. Их продажа была прекращена в 1946 году, 85 миллионов американцев приобрели ценных бумаг более чем на 185 миллиардов долларов. Различные финансовые институты, коммерческие учреждения также потратили примерно 24 миллиарда долларов на скупку облигаций. 12

Резкий рост государственных денежных вливаний в экономику привёл к тому, что возникала определённая угроза стремительного повышения инфляции. Чтобы не допустить этого, правительством Соединённых Штатов было создано управление по регулированию цен (Office of Price Administration), которое установило максимальный общий уровень цен (General Maximum Price Regulation). Это была попытка обуздать инфляцию путём поддержания цен на уровне марта 1942 года.

В июле этого  года национальный совет по разрешению трудовых конфликтов в военное время (National War Labor Board) ограничил ограниченное увеличение заработной платы до 15 процентов. Это послужило росту уровня жизни с января 1941 по май 1942 года. Период с апреля 1942 года по июнь 1946 был отмечен наиболее жесточайшим контролем со стороны государства над уровнем цен. Именно в это время , годовой уровень инфляции составил всего 3,5 процента. Для сравнения темпы роста инфляции за шесть месяцев до апреля 42-ого года равнялись 10,3 процента, а после июня 46-ого года, когда резко был снижен государственный контроль, они возросли до 28 процентов за те же шесть месяцев. 13С ростом заработной платы примерно на 65 процентов в течение того времени, пока Соединённые Штаты участвовали в активной фазе военного конфликта, этот успех в сокращении темпов инфляции означал, что уровень жизни многих американцев за этот период не был подвержен негативному влиянию снижения покупательной способности доллара.

Таким образом, видно, что финансовая ситуация в  США в годы Второй мировой войны сохраняла относительную стабильность, что только способствовало успехам американской экономики в этот период. Изменение налогообложения, повсеместное распространение «военных облигаций», увеличение числа налогоплательщиков, самоотверженность американцев, готовых внести свой материальный вклад в военный успех нации наряду с эффективной государственной ценовой политикой обеспечили благоприятную финансовую конъюнктуру, тем самым частично устранив возможные негативные тенденции, связанные с расширением военной экономики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В США В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Эффективное управление людскими и трудовыми ресурсами  есть один из ключевых факторов, определяющих  степень успешности функционирования экономики в условиях военного конфликта. Мобилизационная система экономики, безусловно, имеет непосредственное отношение к тому, как будут использованы трудовые ресурсы, являющиеся необходимым фактором любого производственного процесса. Поэтому вопрос регулирования трудовых ресурсов в условиях военного времени есть важнейшое существенное обстоятельство, наравне с финансовой составляющей, диктующее определённые условия, которые в свою очередь детерминируют фундаментальный материальный базис для всей военной экономики. Поэтому данный аспект крайне важен для рассмотрения в общем контексте изучения механизмов, использованных в США в годы Второй мировой войны для мобилизации основных ресурсов с целью удовлетворения потребностей армии.

Естественно, что политическая элита США в складывающихся условиях должна была пойти на выработку и имплементацию особых мер, цель которых способствовать резкому расширению занятости среди американского населения и эффективному применению этих ресурсов.

Но, фактически в отличие от других стран - участниц войны, где большой процент работоспособного населения был мобилизован в вооруженные силы, США не испытывали серьезного недостатка в рабочей силе. В 1941 г. в стране насчитывалось 5,6 млн. безработных. Развертывание вооруженных сил США в ходе войны не вызывало напряжения с рабочей силой, которое испытывали другие воюющие державы. В 1943 г. в вооруженных силах США было только 15 процентов общего числа занятых, в то время как, например, в Великобритании— 21 процент.14

 Крайне высокий спрос государства на товары военного назначения стимулировал расширение производства, что параллельно вело за собой резкий рост занятости. В 1944 году безработица снизилась до 1,2 процента, рекордно низкого уровня в американской экономической истории. Самое примечательное то, что работу в тот момент времени нашли не только те, кто имели статус безработного в ходе Великой депрессии, но и те, кто по тем или иным причинам просто не могли иметь работу до этого момента времени или просто её не искали. Это примерно 10,5 миллионов американцев, из которых 3 миллиона 250 тысяч молодых людей, только вступивших в трудоспособный возраст после атаки на Пёрл-Харбор, и 3,5 млн. женщин. Также к 1945 году доля афроамериканцев, занятых на военном производстве, составляла восемь процентов, что в целом коррелировалось с общей долей афроамериканцев в американском населении – около 10 процентов.  15

Таким образом, видно, что количество занятых за годы войны резко возросло, чему способствовало стремительное расширение производства и появление новых производственных мощностей.

Но, как это  не кажется парадоксальным, возникали определённые трудности с привлечением рабочей силы на предприятия военного назначения. Главным образом, это касалось квалифицированных рабочих. Стремление американских граждан внести свой вклад в победу и относительно высокая заработная плата на предприятиях военной промышленности способствовали переходу туда значительного количества рабочих из гражданских отраслей производства, не имеющих высокой квалификации. С июля 1942 г. но июль 1943 г. число рабочих и служащих в отраслях, производящих вооружение, увеличилось на 1,8 млн. человек, а в торговле, строительстве, сфере обслуживания — сократилось на 2,6 млн, человек. Весной 1942 г. в военной промышленности было занято 7 - 9 млн. человек, а летом - более 12 млн., осенью - 15 млн. человек. 16

Наиболее остро, как уже отмечалось, ощущалась потребность в квалифицированных кадрах. Появилась необходимость более рационально распределять рабочих высокой квалификации между различными отраслями промышленности. Для выполнения этой функции в апреле 1942 г. была создана специальная военная комиссия по людским ресурсам. Организовывалось профессиональное обучение миллионов рабочих, которое велось по сокращённым программам. Осуществлялось приспособление технологических процессов к малоквалифицированному рабочему: сложные операции разделялись на простые; производство, транспорт и контроль максимально механизировались и автоматизировались.

Также во время  войны одна из главных задач правительства и политического истеблишмента заключалась в том, чтобы в целом сохранять определённую социальную стабильность, которая могла быть подорвана различного рода конфликтами между рабочими и работодателями. В 1941 году по инициативе президента Рузвельта в Вашингтоне встретились представители крупного промышленного бизнеса, профсоюзов и администрации, чтобы договориться на время войны о  «мире в промышленности», о формах и методах урегулирования трудовых отношений. Руководители профсоюзов согласились зафиксировать отказ от забастовок и предложили создать военное управление по урегулированию трудовых отношений в составе представителей американской администрации и равного числа представителей от профсоюзов и предпринимателей. Между участниками конференции было достигнуто соглашение, в котором говорилось, что рабочие не будут прибегать к забастовкам, а возникающие конфликты будут разрешаться исключительно мирным путем. Для этого президентом Рузвельтом был создан национальный совет по разрешению трудовых конфликтов в военное время (National War Labor Board).

Таким образом, Соединённые Штаты изначально не испытывали серьёзных полномасштабных затруднений с привлечением новой рабочей силы для решения поставленных экономических задач. Быстрое развитие военной экономики решило проблему гигантской безработицы. При этом в трудовой процесс были вовлечены новые слои населения. Определённые программы по повышению квалификации способствовали росту уровня рабочих, занятых на предприятиях военного назначения. Достигнутый консенсус между профсоюзами и крупным капиталом при непосредственном участии государства позволил уже на ранней стадии предотвращать трудовые конфликты или переводить их в наиболее мирное русло, что дало качественный скачёк в уровне эффективности использования трудовых ресурсов, тем самым заложив ещё одну первооснову экономических успехов Соединённых Штатов в годы Второй мировой войны.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вторая мировая  война стала ключевым фактором для  экономического развития американской экономики в последующие годы двадцатого века. Механизмы, использовавшиеся американскими властными структурами, позволили максимально эффективно и в кратчайшие сроки перевести экономику США на военные рельсы. При наложении определённых обстоятельств это предопределило успешное оздоровление Соединённых Штатов после пагубных последствий Великой депрессии. Конечно, не стоит забывать, что США не испытали разрушительного воздействия войны, так как военных действия на территории Америки не велись, что воссоздавало благоприятнейшие конъюнктурные условия для полноценного расширения военной экономики. Роль ленд-лиза тоже трудно переоценить. Президент Трумэн справедливо отмечал: "Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи". Благотворность ленд-лиза для экономического развития США, как уже отмечалось ранее, имела одно из решающих значений.

Но смысл  работы был не в этом. Главная  задача заключалась в том, чтобы провести причинно-следственную связь между государственными инструментами, которые способствовали стремительному росту роли в экономической жизни США в годы Второй мировой войны военно-промышленной составляющей, и их влиянием на последующее развитие гражданского сектора экономики и трансформацией Соединённых Штатов в лидера мировой экономики.

Высокая степень  эффективности, действенности и  результативности увеличивающейся роли государства в максимально экстремальных условиях глобального военного конфликта при господстве главных постулатов рыночной модели стала одним из существенных явлений, предрешивших экономическое становление США во второй половине двадцатого века.

Создание специализированных государственных органов, контролировавших военную экономику США производство военной продукции, масштабное финансирование инфраструктурных и инновационных  проектов, эффективное перераспределение  трудовых ресурсов с предприятий гражданского сектора на предприятия военного назначения, новая система налогообложения, регулирование финансовой ситуации позволили американцам за годы войны аккумулировать и создать огромную материально-техническую и научную базу, которая в мирное время стала фундаментом формирования современной американской экономики.  

Очевидно, война обеспечила качественный скачок в экономическом развитии США. Для Соединённых Штатов Вторая мировая война стала событием, мобилизующим основной потенциал страны, который при высокой эффективности государственного регулирования обеспечил невероятный рост экономической мощи Соединённых Штатов Америки.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «История Второй мировой войны», том 4 «Фашистская агрессия против СССР. Крах стратегии «молниеносной войны», глава шестнадцатая «Военная экономика капиталистических государств во второй половине 1941г.- первой половине 1942г.», http://protown.ru/russia/rushistory/.
  2. «История Второй мировой войны», том 6 «Коренной перелом во второй мировой войне» глава четырнадцатая «Военно-экономический потенциал СССР, США и Великобритании», http://protown.ru/russia/rushistory/.
  3. М.В. Конотопов, С.И. Сметанин, «История экономики», раздел шестой «Формирование современного хозяйства капиталистических стран в 1914-1990г.», глава первая «Экономическое развитие США»,  Академический проект, Москва, 2000г.
  4. В.В. Шлыков, «Смелость невежества», Информационный вестник РФПЦ, 1997г.
  5. Д.В. Гордиенко «Взаимосвязь, войны, политики, экономики. Основы военной экономики», Центр стратегических оценок и прогнозов, Москва, 2008г.
  6. Г.Н. Севостьянов, «История США в четырёх томах», том третий, глава тринадцатая «От Пёрл-Харбора до высадки американо-английских войск в Северной Африке», раздел второй «Перестройка экономики», Москва, 1985г.
  7. Л.С. Черной, «Глобализация: прошлое или будущее? Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем», часть вторая «Военные конфликты и военные риски как трансформеры хозяйственных систем и хозяйственных механизмов», Академкнига, Москва, 2003г.
  8. Harold G. Vatter, «The U.S. Economy in World War II», Columbia University Press, New York, 1985.
  9. Crostopher J. Tassava, «The American Economy during World War II», Economic History Association, 2008.
  10. Marilyn M. Harper, «World War II and the American Home Front», A National Historic Landmarks Theme Study, 2007.
  11. Henry E. Siu, « The Fiscal Role of Conscription in the U.S. Wold War II Effort», 2007
  12. Alan S. Milward «War, Economy, and Society, 1939-1945». Berkeley: University of California Press, 1979.
  13. Paul A.C. Koistinen, «Arsenal of World War II: The Political Economy of American Warfare, 1940-1945». Lawrence, KS: University Press of Kansas, 2004.
  14. Blum, John Morton. «V Was for Victory: Politics and American Culture during World War II». New York: Harcourt Brace, 1976.

Информация о работе Перевод экономики США на военные рельсы в годы Второй мировой войны