Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России (Вместо заключения)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования — от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер и т. д.) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному шару. Сильное воздействие на него оказал научно-технический прогресс. Так, например, в грузоперевозках используется в основном трубопроводный и автомобильный транспорт, в пассажирских — авиа- и автотранспорт. Но лидирующие позиции занимает, конечно, железнодорожный и морской.

Содержание

Введение________________________________________________
1. Общая характеристика транспортного комплекса России_____
2. Виды транспорта_______________________________________
2.1. Автомобильный______________________________________
2.2. Водный (речной и морской)____________________________
2.3. Железнодорожный____________________________________
2.4. Трубопроводный_____________________________________
2.5. Воздушный_________________________________________
2.6. Электронный________________________________________
3. Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России (Вместо заключения)_____________________________________
Список используемой литературы__________________________

Работа содержит 1 файл

экономическая география.docx

— 35.64 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение________________________________________________

1. Общая характеристика  транспортного комплекса России_____

2. Виды транспорта_______________________________________

2.1. Автомобильный______________________________________

2.2. Водный (речной  и морской)____________________________

2.3. Железнодорожный____________________________________

2.4. Трубопроводный_____________________________________

2.5. Воздушный_________________________________________

2.6. Электронный________________________________________

3. Перспективы  и проблемы развития транспортного  комплекса России (Вместо заключения)_____________________________________

Список используемой литературы__________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Движение —  это жизнь. И действительно, благодаря ему циркулирует кровь, планеты движутся по своим орбитам, происходит диффузия в веществах, совершается круговорот воды в природе, протекает ток в сетях. Его проявления можно обнаружить, как в макро-, так и микромире(движение электронов, ионов). Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта. В древности, чтобы преодолеть расстояние от поля битвы до своего замка, рыцарь должен был проделать верхом на коне долгий и опасный путь. Сейчас же, купив билет на самолет, за один день можно проделать такое расстояние, на какое рыцарю и его коню пришлось бы потратить несколько месяцев, а может быть, и лет.

Но кроме рыцарей, лошадям (и не только) приходилось  перевозить на себе еще и разные грузы. Таким образом, можно сделать  вывод: без транспорта жизнь на Земле  была бы очень трудной. Транспорт  являет собой как бы “кровеносную систему” каждого государства в  отдельности. Если вспомнить историю, то от натурального хозяйства люди перешли к общественному разделению труда, что привело к появлению  различных профессий. Но специалисты-профессионалы  в той или иной сфере труда  могли жить в разных концах страны, и чтобы общаться между собой, необходим был транспорт, без  которого обойтись не могли.

Транспорт претерпел  долгий процесс развития и совершенствования  — от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер и т. д.) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному  шару. Сильное воздействие на него оказал научно-технический прогресс. Так, например, в грузоперевозках  используется в основном трубопроводный и автомобильный транспорт, в  пассажирских — авиа- и автотранспорт. Но лидирующие позиции занимает, конечно, железнодорожный и морской. Электронный же транспорт находится в стадии развития и поиска новых возможностей его применения. На эту тему можно привести еще множество примеров, но ясно одно: переоценить значение его в жизни людей сложно. 
 
 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ

Транспорт является неотъемлемой составной частью экономики  страны, в нашем случае России. Он является связующим звеном между  районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение предприятий, фабрик и т. д., без его  учета невозможно достичь рационального  размещения производства. Транспортные связи являются необходимым, если не сказать обязательным условием специализации  любого района страны в производстве различной продукции, которая впоследствии будет потребляться за его пределами.

Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей  деятельности занимает промежуточное  положение между производством  и потреблением товаров. Другими  словами, специфика транспорта как  части экономики такова, что, ничего не производя, однако косвенно участвует  в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием  и доставляя готовую продукцию  на места потребления.

Совсем недавно  мировое сообщество признало Россию как “страну с рыночной экономикой”, то есть подтвердила наличие рыночных отношений внутри страны. С одной  стороны, от транспортного фактора  зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с жизнеспособностью, а  с другой стороны — сам рынок  подразумевает под собой обмен  товарами и услугами, что без транспорта невозможно. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Для России в  связи с ее огромными территориями и суровым климатом необходим  “неприхотливый” транспорт, надежный и не зависящий от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д. и т. п.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации  различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей  длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное  сибирское направление восток—запад  и обратно; оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные  с использованием рек Камы  и Волги;

2. Меридиональное  магистральное центральноевропейское направление север—юг с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное  Волго-Кавказское магистральное  направление север—юг по реке  Волге, железнодорожным и трубопроводным  путям, связывающее Поволжье и  Кавказ с Центром, Севером европейской  части страны и с Уралом.

По этим главным  магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны и тесно взаимодействуют  железнодорожный, внутренний водный и  автомобильный виды транспорта. Магистральные  авиатрассы также в основном совпадают  с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов “система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня:  

обновления материально-технической  базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса”.

Транспортные  сети имеют различную конфигурацию. Она бывает радиальной, подразделяясь, в свою очередь, на одноцентровую и многоцентровую. Первую конфигурацию легко себе представить, вспомнив паутину. В случае многоцентровой радиальной сети у паутины может быть несколько центров (что следует из названия), от которой во все стороны расходятся нити. Такую конфигурацию имеют транспортные сети больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Брянск и др. Также существует ортогональная конфигурация, при которой развитие направлений транспортного потока происходит параллельно широтам и меридианам. Ярким примером такой конфигурации является Южный Урал. Наряду с приведенными существует также древовидная конфигурация, которая доминирует на большей части Сибири и Дальнем Востоке. Очевидно, что по отдельности они не встречаются, поэтому выше указаны районы преобладания той или иной конфигурации.

2. ВИДЫ ТРАНСПОРТА

2.1. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Трудно представить  себе сегодня человеческую цивилизацию  без автомобиля. В развитых странах  это не только основное транспортное средство, но и часть быта. Естественное стремление человека к свободе передвижения, сама жизнь в больших городах, пригородах — все это обусловливает  рост числа легковых и грузовых автомобилей  индивидуального пользования и  увеличение объема грузовых перевозок. Уровень автомобилизации уже  давно стал одним из основных показателей  экономического развития страны, качества жизни населения. При этом в понятие  “автомобилизация” включают комплекс технических средств, обеспечивающих движение: автомобиль и дорогу.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков  грузов на короткие расстояния. Это  связано с “дороговизной” данного  вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от “двери до двери” без дополнительных затрат на перегрузку.

Наличие хороших  автодорог с твердым покрытием  служит важным показателем развития транспорта в стране. Как известно, одна из проблем в нашей стране, которая уже вошла в поговорку, это дороги. В России 40 % сельских населенных пунктов не имеют связи  с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11 %  

автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием  — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, которые не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы сокращаются и проводятся не в том режиме, в каком следует. Также необходимо учесть, что в России производится только 10–12 % грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта. В 1996 г. в России было 745 тыс. км дорог с твердым покрытием. Основные пассажирские перевозки совершаются по линиям автобусных маршрутов, протяженность которых составляет около 2 млн км.

2.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ  (РЕЧНОЙ И МОРСКОЙ)

Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения  валютных средств. Россия с 1992 г. имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина  их причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54 % потребности переработки  грузов. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге. Так как наша страна находится в северном полушарии, то плавание, или, более научно — навигация, часто бывает затруднена из-за суровых сезонных погодных условий. Разработка природных ресурсов на Крайнем Севере сложна без Северного морского пути.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ  ПУТЬ (СМП) (до начала ХХ в. назывался Северо-Восточный проход) — главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до Бухты Провидения) — 5600 км. Основными портами СМП являются Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, порт Провидения. Продолжительность навигации — 2–4 месяца (на отдельных участках дольше с помощью ледоколов). Трудно переоценить значение СМП для России и даже для остального мира. Ведь гораздо короче (проще говоря — вдвое) путь по СМП из Европы в Китай, чем через несколько океанов. Причем России без полномасштабного использования СМП, оказывается, невыгодно разрабатывать многочисленные природные богатства Севера, такие как алмазы, природный газ, нефть и др. Россия имеет пункты переправы сухогрузов, а также наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один портовый элеватор по приему импортного зерна и специализированный комплекс приема сахара-сырца.

Накануне распада  СССР суммарный грузооборот приходился на грузы России (или РСФСР, что  примерно одно и то же по территориальным  меркам), а обработка их велась в  портах ныне союзных государств, которые  имеют более выгодное географическое положение, нежели некоторые российские порты. Например, 60 % российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные  суда из-за недостаточных глубин. Очень  нерациональна структура транспортного  флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое  влияние на экономическое положение  страны. Речной транспорт имеет небольшой  удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Он составил всего около 3 % грузоперевозок в 1995 г. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление.

Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Период, когда лед  стоит, на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам  и в скорости движения. Но существует и ряд преимуществ: более низкая стоимость перевозок, меньшая потребность  в  капитальных затратах на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Значительное количество оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает значение роли таких рек как Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Особенно заметна их роль в обеспечении районов освоения там, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних судоходных путей, количества причалов. 

Информация о работе Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России (Вместо заключения)