Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России (Вместо заключения)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования — от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер и т. д.) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному шару. Сильное воздействие на него оказал научно-технический прогресс. Так, например, в грузоперевозках используется в основном трубопроводный и автомобильный транспорт, в пассажирских — авиа- и автотранспорт. Но лидирующие позиции занимает, конечно, железнодорожный и морской.

Содержание

Введение________________________________________________
1. Общая характеристика транспортного комплекса России_____
2. Виды транспорта_______________________________________
2.1. Автомобильный______________________________________
2.2. Водный (речной и морской)____________________________
2.3. Железнодорожный____________________________________
2.4. Трубопроводный_____________________________________
2.5. Воздушный_________________________________________
2.6. Электронный________________________________________
3. Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России (Вместо заключения)_____________________________________
Список используемой литературы__________________________

Работа содержит 1 файл

экономическая география.docx

— 35.64 Кб (Скачать)

2.3. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ  ТРАНСПОРТ

Первая железная дорога в России была построена в 1837 г. Она имела протяженность 26 км и пролегала по маршруту Санкт-Петербург  — Царское Село — Павловск. За три года до этого начала функционировать  железная дорога в Нижнем Тагиле. Формирование российских железных дорог началось в 1851 г. со строительства двухколейной, которая  стала связующим звеном между Москвой и Санкт-Петербургом. Далее последовало строительство по радиальной конфигурации множества железнодорожных магистралей от Москвы на Саратов, Ярославль, Нижний Новгород. Перед революцией 1917 г. сложился “костяк” железнодорожной системы страны. Он состоял из Транссибирской магистрали, направления Москва — Владивосток, Москва — Кавказ, Москва — Средняя Азия. Позднее направления Санкт-Петербург — Варшава — Берлин — Западная Европа, Одесса — Мурманск — Санкт-Петербург дали Петербургу выход к Черному и Баренцеву морям.

Во времена  существования СССР проводилась  политика реконструкции уже существующих магистралей, и это позволило  вложить сэкономленные средства на прокладку новых магистралей, хотя строительство новых направлений  было одной из приоритетных задач  страны. Такими направлениями были БАМ — дублер Транссиба, множество  других направлений, связавшие Европейский  Север, Сибирь и Дальний Восток с  центральными районами.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место  в Грузообороте — 56,7 %, а в перевозе пассажиров — 33,7 %. Он имеет целый  ряд достоинств, которые и определили его преимущество и большое развитие в стране. Железнодорожный транспорт  характеризуется относительно свободным  размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости  от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что  укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно  снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить  жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги.

Железнодорожный транспорт особенно эффективен при  перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется  ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние  расстояния, а также пригородном  сообщении. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть  и нефтепродукты, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные  удобрения, продукция машиностроения и др. Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются центральной и сибирской металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного Кавказа, северо-запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные районы.

Размещается железнодорожный  транспорт неравномерно. Густой и  разветвленной железнодорожной  сетью обладает европейская часть  страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая  с центром в Москве. От Московского  железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с  малой разветвленностью. Важнейшими магистралями, связывающими Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, являются трансконтинентальная железная дорога Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км и Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.

Плотность железнодорожной  сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000 км, поэтому очень высока напряженность  в плане грузоперевозок. Железными дорогами в 2001 г. перевезено 1130 млн т грузов и 1,6 млрд пассажиров, однако общий объем перевозок упал на 2 % по сравнению с 2001 г. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имеют тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южно-Сибирской магистралях. А это самые важные магистрали, обслуживающие связи восток—запад России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны. 
 

2.4. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Трубопроводный  транспорт используется для транспортировки  жидких, газообразных и сухих сыпучих  веществ посредством создания специальными станциями разности давления между  пунктами приема. Этот относительно молодой  вид транспорта в России (начал  широко использоваться в 50-х гг. ХХ в.) имеет общую протяженность линий 206 тыс. км (143 тыс. км газопроводных линий, 48 тыс. км — нефтепроводных, 15 тыс. км — нефтепродуктопроводных). Причем, в противоположность США, в России преобладают трубопроводы большего диаметра и гораздо большей протяженности. Из-за этого факта уменьшаются затраты на транспортировку нефти и газа. Также необходимо отметить, что в России используются трубопроводы широтного направления.

Трубопроводный  транспорт отличается наименьшим количеством  затрат на эксплуатацию. Преимуществами этого вида транспорта также являются возможность функционирования в  течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов  по кратчайшему расстоянию практически  вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. Крупнейшими нефтепроводами являются “Дружба” (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Восточная и Западная Европа), Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва и др. Протяженность трубопроводов с нефтепродуктами в 4 раза меньше, чем протяженность нефтепроводов. Важными магистралями являются Уфа — Брест (с ответвлением на Ужгород), Уфа — Омск — Новосибирск. История газопроводов в нашей стране началась со строительства в 1946 г. газопровода Саратов—Москва. Далее были построены Страврополь — Москва (50-е года), газопроводы в республике Коми и особенно из Западной Сибири: Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск (1970 г.).

2.5. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Мы уже привыкли к тому, что за границу, в Восточную  Сибирь и на Дальний Восток нам  приходится все чаще и чаще не ездить на поезде, а летать самолетами. В  северных районах России самым долгожданным событием для многих жителей является не приход лета, а прибытие вертолета  с продуктами, на котором дети улетают  учиться в город или, наоборот, возвращаются с учебы. Для эвакуации  российских граждан и жителей  стран Содружества (СНГ) из зон конфликтов в первую очередь отправляют самолеты Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Всем этим современное российское общество обязано Гражданской авиации  СССР, которая была самой мощной и оснащенной авиацией мира.

В транспортной системе современной России воздушный  транспорт, являющийся основой Гражданской  авиации, является одним из основных видов. В его общей работе перевозки  пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, Санкт-Петербургом, курортными районами и со столицами стран  СНГ. В такие города, как Ташкент, Новосибирск, Сочи, 60–70 % московских пассажиров доставляются самолетами, а в Хабаровск  и Ашхабад — до 90 %.

На международных  линиях воздушный транспорт России обслуживает 25 % всех пассажиров. Общая  протяженность авиатрасс составляет ныне 1115 тыс. км, в том числе 915 тыс. км внутренних. Использование авиационного транспорта дает большой временной  выигрыш (за счет большой скорости самолетов  и от трассы полета) по сравнению  с другими видами на средних и  особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в  пассажирских перевозках начинает преобладать  воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки  одного пассажира воздушным транспортом  на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный  показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем  сообщении).

Особую роль играет воздушный транспорт для  слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения. Наиболее массовые и устойчивые потоки пассажиров сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, южному, восточному, Центрально-Азиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные потоки граждан концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Воздушный транспорт  занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в  народном хозяйстве для перевозки  срочных грузов, при строительстве  трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время  техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам — не более 30 %.  Износ основных фондов оценивается в 70 %. Поэтому необходимо более интенсивно финансировать воздушный транспортный комплекс, чтобы скоро не остаться без него, причем стимулировать необходимо наши знаменитые конструкторские бюро государственными заказами.

2.6. ЭЛЕКТРОННЫЙ ТРАНСПОРТ

Электронный транспорт  в нашей стране развит достаточно сильно. Электрификация страны была бы очень дорогостоящей программой без электронного транспорта. Этот транспорт не перевозит грузы  или пассажиров. Он “перевозит”  электроэнергию на большие расстояния. Для этого используются высоковольтные ЛЭП, которые можно увидеть практически  в любом уголке нашей страны.

Целесообразность  использования такой системы  проста и логично объяснима. Гораздо  дешевле построить несколько (хотя “несколько” здесь измеряется десятками  и сотнями километров) ЛЭП, чем  строить электростанцию. В наше время  электричество потребляется непрерывно во времени. Но существуют пиковые и  базовые режимы потребления электроэнергии. Первые обслуживаются ГЭС, так как  это наиболее “мобильные” станции, и они способны быстрее реагировать  на изменение спроса на электроэнергию, второй же обслуживается тепловыми  электростанциями. Но так как эти  станции распределены неравномерно по площади страны, то без электронного транспорта здесь не обойтись.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем  транспортного комплекса. В настоящее  время разрабатывается комплексная  программа “Транспорт России”. В  первую очередь требуют решения  вопросы увеличения инвестиций в  эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков  транспортного комплекса — транспортного  машиностроения, электротехнической и  электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями  народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так  как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных  частей привело к деградации транспортного  хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР.

Остро стоят  проблемы транспортного обеспечения  сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную  среду и человека. Переход к  рыночным отношениям транспортного  комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

В условиях рыночных отношений на первый план в развитии выдвигается задача более полного  и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах  народного хозяйства и населения  страны, на что и нацелена программа  “Модернизация транспортной системы  России”, принятая в 2001 г.

Если же рассматривать  другие проблемы комплекса, помимо финансовых, то в первую очередь возникает проблема загрязнения окружающей среды. И здесь речь идет не только о вредных выбросах в атмосферу. Встает проблема о шумовом и тепловом загрязнении мобильными источниками. К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Выхлопные газы двигателей содержат более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства — это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. К опасным видам транспорта можно отнести трубопроводный, ибо повреждения в системе могут очень быстро вылиться в экологическую катастрофу мирового масштаба.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития транспортного комплекса России (Вместо заключения)