Перспективы сближения регионов по объему платных услуг на душу населения на примере Уральского Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг на душу населения регионов Уральского ФО., и перспективы их сближения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
 раскрыть сущность платных услуг как объекта исследования;
 определить состав и структуру платных услуг населению;
 сформировать систему статистических показателей, комплексно
характеризующих потребление населением платных услуг;
провести анализ показателей, характеризующих состояние и динамику социально – экономического развития регионов Уральского ФО.
 провести сравнительный анализ динамики (темпы роста) показателей социально- экономического развития регионов с динамикой аналогичного показателя по Уральскому ФО в целом, выделив при этом те регионы, в которых темпы роста соответствующего показателя выше или ниже темпов роста по федеральному округу;
 провести анализ дифференциации регионов Уральского ФО по объему платных услуг;
 сгруппировать регионы Уральского ФО по уровню потребления платных услуг населением;
 сформировать общие выводы о степени дифференциации регионов, входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг;

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА-----4
1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………. . 4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на изменение показателя объема платных услуг на душу населения ……………………………………….. 6
2. АналИз дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг на душу населения
2.1 Динамика объема платных услуг населения………………………... 9
2.2.Анализ дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по величине объема платных услуг на душу населения..................... 11
3.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ УФО ПО ВЕЛИЧИНЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ------------------------------16
3.1 Краткая характеристика Уральского Федерального округа………….16
3.2 Краткая характеристика Курганской области----------------------------- 22
3.3 Пути сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.------------------------------------------------------------------------------------------------ 24
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 38
Список использованной литературы……………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ГРТР.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ

                                                 

Введение………………………………………………………………………2

1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА-----4

1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………. .   4

1.2  Факторы, оказывающие влияние  на изменение показателя объема  платных услуг на душу населения ………………………………………..   6

2. АналИз дифференциации  субъектов РФ входящих  в состав Уральского  ФО по объему  платных услуг  на душу населения

2.1 Динамика объема платных услуг населения………………………...     9

2.2.Анализ  дифференциации субъектов РФ  входящих в состав Уральского ФО по величине объема платных услуг на душу населения..................... 11

3.ВОЗМОЖНЫЕ  ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ  СУБЪЕКТОВ УФО  ПО ВЕЛИЧИНЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ------------------------------16

3.1 Краткая характеристика  Уральского Федерального округа………….16     

3.2 Краткая  характеристика Курганской области----------------------------- 22

3.3 Пути  сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.------------------------------------------------------------------------------------------------  24

Заключение---------------------------------------------------------------------------- 38

Список использованной литературы……………………………………… 41 
 
 

                                

                                                

                                                    

                                                     ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях проблема потребления  населением платных услуг приобретает  особую остроту и актуальность. Услуга − особый товар, не имеющий материально-вещественной формы, производство которого, неразрывно связанное с потреблением, приводит к удовлетворению потребностей, как отдельных лиц, так и общества в целом.

    Известно, что различают два типа производства услуг: нерыночный и рыночный. К нерыночному типу относят услуги, предоставляемые бесплатно – управление, оборона, бесплатное образование и здравоохранение. К рыночному типу относят платные услуги населению, о которых и пойдёт речь в моей курсовой работе.

    Для Уральского Федерального Округа, как и для России в целом, рынок услуг в последние годы развивается и совершенствуется достаточно быстрыми темпами. Услуги как особый вид товара приобретают все более разнообразные формы. Увеличивается значимость услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма, связи, жилищно-коммунального хозяйства. Масштабы и уровень сферы платных услуг в большой мере определяют оценку экономического статуса регионов.

    Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг на душу населения регионов Уральского ФО., и перспективы их сближения.

    Достижение  поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

      раскрыть сущность платных услуг  как объекта исследования;

      определить состав и структуру платных  услуг населению;

     сформировать систему статистических показателей, комплексно

 характеризующих  потребление населением платных услуг;

        провести анализ показателей,  характеризующих состояние и  динамику социально – экономического  развития регионов Уральского  ФО.

        провести сравнительный анализ  динамики (темпы роста) показателей социально- экономического развития регионов с динамикой аналогичного показателя по Уральскому ФО в целом, выделив при этом те регионы, в которых темпы роста соответствующего показателя выше или ниже темпов роста по федеральному округу;

     провести анализ дифференциации регионов Уральского ФО по объему платных услуг;

     сгруппировать регионы Уральского ФО по уровню потребления платных услуг населением;

      сформировать общие выводы о степени дифференциации регионов, входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг;

    Объектом исследования  данной курсовой работы является потребление объема платных услуг на душу населения регионов Уральского Федерального округа.

    Предмет исследования  процесс изменения объёма платных услуг, выраженный в процентах.

    Методологическую  основу исследования составляет диалектический подход, согласно которому исследуемые явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Статистическим инструментарием послужили методы группировки, обобщающих показателей, При анализе дифференциации субъектов РФ в работе широкое применение имеют табличный и графический методы данных.

Информационную  базу исследования составили: Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М.7.,статистические сборники, данные научных публикаций по исследуемой тематике, материалы периодической печати.

    Теоретической основой исследования послужили  труды ведущих отечественных  ученых, посвященные комплексному подходу  к сфере услуг, научные работы по проблемам уровня жизни населения и вопросам функционирования рынка платных услуг населению. 

    1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. 

    1.1 Понятие и классификация услуг

   Услуга − особый товар, не имеющий материально-вещественной формы, производство которого, неразрывно связанное с потреблением, приводит к удовлетворению потребностей, как отдельных лиц, так и общества в целом.

    Известно, что различают два типа производства услуг: нерыночный и рыночный. К нерыночному типу относят услуги, предоставляемые бесплатно – управление, оборона, бесплатное образование и здравоохранение. К рыночному типу относят платные услуги населению, о которых и пойдёт речь в моей курсовой работе.

    Платные услуги населению представляют собой полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль.

    Платные услуги населению могут предоставлять (оказывать) предприятия (организации) всех организационно-правовых форм и  форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

    Услуги  уже достаточно длительное время  пытаются ввести в категорию продукции. Так, базовые международные классификации продукции, такие как СРС и СРА1, с единых позиций рассматривают традиционную товарную продукцию и услуги.

    Однако  услуги существенно отличаются от многообразных  материальных благ. В отличие от товара услуга, во-первых, не является осязаемой, т.е. её невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать и т.д.; во-вторых, не производится впрок и не хранится; в-третьих, отличается (в силу одновременности производства и потребления) изменчивостью её исполнения; в-четвёртых, характеризуется длительностью во времени, т.е. по истечении отведенного для реализации услуги отрезка времени становится невозможно её перепродать. Несмотря на имеющиеся отличия, услуги имеют аналогичные товарам свойства. Так, общим свойством для них является процесс их продажи. Любой продавец услуг должен быть заинтересован в наступающих после предоставления услуги материальных последствиях.

    Для разграничения услуг по видам  в статистической практике используется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г. N 163. В соответствии с данным классификатором, выделяются следующие основные виды платных услуг населению:

• бытовые услуги;

• услуги пассажирского транспорта;

• услуги связи;

• жилищные услуги;

• коммунальные услуги;

• услуги учреждений культуры;

• туристские и экскурсионные услуги;

• услуги физической культуры и спорта;

• медицинские услуги;

• санаторно-оздоровительные услуги;

• ветеринарные услуги;

• услуги правового характера;

• услуги банков;

• услуги в системе образования;

• услуги торговли и общественного питания (в показатель "объем платных услуг населения" не включаются, являются объектом изучения статистики торговли), услуги рынков.

Неперечисленные виды платных услуг отражаются в группе "прочие услуги населению".  

1.2 Факторы, оказывающие влияние на изменение показателя объема платных услуг на душу населения.

Динамика  и ускоренное развитие сферы услуг, прежде всего, определены экономическими, социально-демографическими и природно-климатическими факторами.

На  потребление платных услуг населением региона оказывает влияние значительное число факторов как объективного, так и субъективного характера. К числу основных объективных  факторов, влияющих на изменение потребления населением платных услуг, относятся: падение реальных доходов населения на фоне резкогоуглубления их дифференциации, уход значительной части доходов в теневой сектор, ликвидация института общественных фондов потребления, переход к свободным ценам и высокие темпы их роста, расширение предложения услуг.

Субъективные  факторы связаны с изменением оценки гражданами собственного благосостояния и с укоренившимися в массовом сознании подражательными образцами. ( рис.1) 

Рис.1 Факторы, формирующие спрос населения на услуги

     Среди социальных факторов роста спроса на услуги в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в совмещении с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных клиентов в сферу услуг. Также постоянное влияние на спрос в сфере услуг оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся, пенсионеров), семейного положения и состава семей. В то же время негативное влияние оказывает миграционный отток населения, особенно молодежи, в поисках работы и комфортных условий проживания. Неменьшие опасения вызывает внутренняя миграция сельского населения в города, что приводит  к сокращению  численности  сельского  населения  и  числа населенных пунктов. Такая ситуация вызвана прежде всего избыточностью трудовых ресурсов в этих районах при повсеместном недостатке рабочих мест, т.е. высоком уровнем безработицы, особенно среди молодежи.

Значимой  благоприятной особенностью для  реализации интенсивной инновационной модели развития региона является высокая 
естественно-культурная, торговая и хозяйственная предприимчивость 
населения. В последние годы, потребности населения в услугах, стали более индивидуализированными, а рынок услуг приобрел специализированную структуру и разделился на множество сегментов.

Информация о работе Перспективы сближения регионов по объему платных услуг на душу населения на примере Уральского Федерального округа