Перспективы сближения регионов по объему платных услуг на душу населения на примере Уральского Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг на душу населения регионов Уральского ФО., и перспективы их сближения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
 раскрыть сущность платных услуг как объекта исследования;
 определить состав и структуру платных услуг населению;
 сформировать систему статистических показателей, комплексно
характеризующих потребление населением платных услуг;
провести анализ показателей, характеризующих состояние и динамику социально – экономического развития регионов Уральского ФО.
 провести сравнительный анализ динамики (темпы роста) показателей социально- экономического развития регионов с динамикой аналогичного показателя по Уральскому ФО в целом, выделив при этом те регионы, в которых темпы роста соответствующего показателя выше или ниже темпов роста по федеральному округу;
 провести анализ дифференциации регионов Уральского ФО по объему платных услуг;
 сгруппировать регионы Уральского ФО по уровню потребления платных услуг населением;
 сформировать общие выводы о степени дифференциации регионов, входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг;

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА-----4
1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………. . 4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на изменение показателя объема платных услуг на душу населения ……………………………………….. 6
2. АналИз дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг на душу населения
2.1 Динамика объема платных услуг населения………………………... 9
2.2.Анализ дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по величине объема платных услуг на душу населения..................... 11
3.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ УФО ПО ВЕЛИЧИНЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ------------------------------16
3.1 Краткая характеристика Уральского Федерального округа………….16
3.2 Краткая характеристика Курганской области----------------------------- 22
3.3 Пути сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.------------------------------------------------------------------------------------------------ 24
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 38
Список использованной литературы……………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ГРТР.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

Несмотря  на определенные успехи, достигнутые в последние годы в развитии агропромышленного комплекса, усиливается отставание АПК от других отраслей экономики. В 2006 году удельный весАПК в экономике Курганской области составил в основных фондах всего 6,6%, в

инвестициях в основной капитал 11,2%. В агропромышленном комплексе остается нерешенным ряд существенных проблем, сдерживающих ускоренное развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, сельских территорий.

Первая  проблема – диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, высокие тарифы на электроэнергию. В 2007 году тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей возросли по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза. По состоянию на 1 июня 2008 года цены на приобретаемые минеральные удобрения увеличились к 1 июня 2007 года в 2 раза, горюче-смазочные материалы на 76%.

Вторая  проблема – недостаточный уровень государственной поддержки

агропромышленного комплекса, слабое государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических  ресурсов для села, опережающий рост импорта продовольствия. В 2007 году на развитие сельского хозяйства из бюджетов всех уровней выделено 634,4 млн. руб., или всего 3,2 коп в расчете на 1 рубль произведенной продукции.

Третья  проблема – низкая конкурентоспособность продукции, низкий уровень производительности труда, неравные условия конкуренции для товаропроизводителей Курганской области на рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия Российской Федерации. Несмотря на сокращение агропромышленного производства за период рыночных преобразований АПК Курганской области в настоящее время имеет значительные земельные, трудовые, материальные ресурсы.

Агропромышленный  комплекс Курганской области имеет  возможность более полно использовать свое основное конкурентное преимущество – плодородную землю. В среднем на одного жителя в Курганской области имеется сельскохозяйственных угодий в 2,8 раза больше, чем в Челябинской области, в 3,6 раза больше, чем в Тюменской области, в 5,1 раза больше, чем в Свердловской области.

Развитие  сельского хозяйства будет основываться в первую очередь на среднем и умеренно крупном по размерам производстве. Наиболее перспективными формами будут те, которые соединят высокую и постоянно растущую производительность труда, эффективность, конкурентоспособность с адекватной социальной направленностью их

деятельности. В агропромышленном комплексе Курганской области могут быть сформированы следующие агропромышленные кластеры: производство зерновых и зернобобовых культур и продуктов их переработки (муки, круп, комбикормов);

производство  молока-сырья в северо-западной зоне и цельномолочной продукции на Шадринском молочном комбинате. По природно-климатическим, экономическим зонам (районам) Курганской области в северо-западной зоне следует развивать в первую очередь молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство, производство зерна, картофеля и овощей. В центральной зоне, в пригородных районах – молочное скотоводство и птицеводство, а также производство картофеля и овощей. В восточной зоне - зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры, мясное скотоводство, свиноводство и овцеводство, рыбоводство. В южной зоне - зерновые и зернобобовые, технические культуры, молочное скотоводство, овцеводство.

В модернизации сельскохозяйственного производства основные усилия будут направлены на интенсивное технологическое обновление отрасли и создание новых высокотехнологичных производств: будет проведена полная замена устаревшей техники и технологий в сельскохозяйственном производстве в основном на новые высокопроизводительные, многофункциональные комплексы, доля которых составит более 60%. Энергообеспеченность отрасли будет доведена до нормативного уровня. Курганская область имеет благоприятные перспективы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Улов рыбы в водоемах области к 2020 году должен    возрасти в 2,0 раза, что позволит увеличить производство товарной пищевой рыбной продукции. Стратегическими направлениями развития пищевой и перерабатывающей промышленности является повышение эффективности использования сырьевых ресурсов, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, как одного из приоритетов развития АПК области, внедрение инновационных технологий переработки сырья, продвижение продукции АПК на рынки других регионов и международные рынки. Ускоренными темпами будет развиваться производство пищевых продуктов с применением нанотехнологий с заданными оздоровительными свойствами

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство – одно из самых крупных  отраслей в экономике   Курганской области. Общая площадь жилья - 19,1 млн.кв.м., в том числе в муниципальной собственности около 3 млн.кв.м. Для развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо:

- - создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения Курганской области жильем путем увеличения объемов строительства жилья, обеспеченного необходимыми объектами коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;

- - создание условий для приведения существующего жилищного фонда и

коммунальной  инфраструктуры в соответствие со стандартами  качества,

обеспечивающими комфортные условия проживания;

- - обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг для населения Курганской области на уровне, соответствующем его платежеспособности и существующим стандартам обеспечения жилыми помещениями.

Строительный  комплекс

Строительный  комплекс Курганской области – одна из важнейших сфер

деятельности. От нее в решающей степени зависит  развитие всех отраслей производства, дальнейший подъём уровня жизни и культуры населения. Сейчас особенно остро стоит вопрос подготовки кадров не столько для предприятий стройиндустрии, сколько для строительных и проектирующих организаций, подготовка кадров среднего звена.

В Курганской области подготовка строительных кадров обеспечивается средними и высшими учебными заведениями.

Однако, велика текучесть строительных кадров в другие регионы. Требуется разработка мер по закреплению строительных кадров на местах, в том числе за счет закрепления за строительными организациями в качестве подшефных – специализированных строительных учреждений

Сегодня в Курганской области работают три  крупных завода по производству кирпича. В Зауралье изготавливают бетон, строительные смеси и сухой строительный раствор. Однако местная продукция не "закрывает" потребности области в строительных материалах, их приходится закупать в соседних регионах. Для развития строительного комплекса необходимо модернизировать производства, а ранее закрытые производства восстановить. Также предполагается строительство новых заводов по производству строительных материалов.

Сегодня в Курганской области действует 7 предприятий по производству сборных железобетонных изделий, два из которых – ООО "Завод КПД" в Кургане и ЗАО "ГазИнСтройДеталь" в Шадринске – производят изделия крупнопанельного домостроения. Основным направлением увеличения производственных мощностей является модернизация действующих производств, восстановление ранее действующих и создание новых производствю. Выделение земельных участков под жилищное строительство способствует развитию таких видов бытовых услуг,

предоставляемых населению, как услуги  по ремонту  и строительству жилья и других построек.

Малое и среднее предпринимательство

 Главной функцией государственного регулирования функционирования сферы платных услуг в регионе является: создание общих организационно-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса; кооперирование органов управления региона и бизнеса, создание совместных проектов, регулирование деловой и предпринимательской активности посредством льготного налогообложения, создание особых условий и зон хозяйствования, а также формирование целевых программ, предполагающих наличие гибкой организационной системы управления.

В 2007 году в Курганской области работали 24209 субъектов малого

предпринимательства, в том числе малые предприятия 3649 единиц, крестьянские фермерские хозяйства - 1134 единиц, индивидуальные предприниматели 19426 человек. Наибольшее число малых предприятий оказывали услуги торговли, и услуги по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 1331 (36,5% от общего количества предприятий), обрабатывающими видами

157 деятельности занимались 480 предприятий (13,2%), строительством – 469 (12,9%), сельским хозяйством – 411 (11,3%)

Причины, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства в области, носят общесистемный характер.

К числу  проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Курганской области, относятся:

1) отсутствие  стартового капитала, трудность  доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:

- слабая  имущественная база малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

- высокая,  по сравнению с доходностью  бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;

- психологический  барьер у части предпринимателей  при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;

2) трудности  в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса;

3) постоянный  рост тарифов по оплате электроэнергии  и коммунальных услуг;

4) сложности  по осуществлению деятельности  в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;

5) неразвитость  инфраструктуры поддержки предпринимательства, сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса.

Развития предпринимательства является формирование в области массового "среднего" класса, который в значительной степени обеспечит занятость населения и явится важным фактором обеспечения устойчивости экономического развития области, развития качества жизни населения, что увеличит объем платных услуг.

Развитие  туристско-рекреационного комплекса

Курганская  область имеет уникальное географическое положение и расположена на стыке Урала и Сибири, в бассейне рек Тобола и Исети.

Курганская  область обладает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами культурного наследия – памятниками истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства. На территории Курганской области известен с 1891 объект культурного наследия, что сравнимо с большинством других регионов

Российской  Федерации. На территории Курганской области действуют 4 санатория, 6 санаториев- профилакториев. Я считаю перечисленные объекты делают Курганскую область привлекательным регионом для развития туристско-рекреационного комплекса.

В качестве приоритетных видов рекреации и  туризма, развивающихся на

территории  Курганской области, кроме культурно-познавательного, предлагается выделить, охотничий, экологический, оздоровительный, экстремальный и паломнический. Данные виды сегментов туристско-рекреационного рынка требуют особых и всесторонних подходов.

Основная  цель заключается в формировании на территории области современного конкурентоспособного туристско-рекреационного

комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей Курганской области, граждан Российской Федерации, и иностранных граждан в разнообразных туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, вклад в социально-экономическое развитие области за счёт увеличения доходной части регионального и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличение

Информация о работе Перспективы сближения регионов по объему платных услуг на душу населения на примере Уральского Федерального округа