Политика Республики Беларусь в сфере энергосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 17:55, доклад

Описание работы

Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа.

Работа содержит 1 файл

О государственной политике Республики Беларусь в сфере энергосбережения.docx

— 18.42 Кб (Скачать)

О государственной  политике Республики Беларусь в сфере  энергосбережения  

Важнейшим приоритетом  государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально  эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена  до 85 процентов ТЭР импортировать  из-за рубежа. Республиканским органом  государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для  проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются:

— проведение государственной  политики в сфере энергосбережения;

— осуществление  государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической  и тепловой энергии.

Стратегической целью  деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего  валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

— повышения эффективности  использования энергоносителей  в результате внедрения новых  энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;

— структурной перестройки  отраслей экономики и промышленности;

— оптимизации топливного баланса республики с увеличением  доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Основными принципами государственного управления в сфере  энергосбережения являются:

* осуществление государственного  надзора за рациональным использованием  топливно-энергетических ресурсов;

* разработка государственных  и межгосударственных научно-технических,  республиканских, отраслевых и  региональных программ энергосбережения  и их финансирование;

* международное сотрудничество  в сфере энергосбережения;

* приведение нормативных  документов в соответствие с  требованием снижения энергоемкости  материального производства, сферы  услуг и быта;

* создание системы  финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

* повышение уровня  самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

* осуществление государственной  экспертизы энергетической эффективности  проектных решений; 

* создание и широкое  распространение экологически чистых  и безопасных энергетических  технологий, обеспечение безопасного  для населения состояния окружающей  среды в процессе использования  топливно-энергетических ресурсов;

* реализация демонстрационных  проектов высокой энергетической  эффективности; 

* информационное  обеспечение деятельности по  энергосбережению и пропаганда  передового отечественного и  зарубежного опыта в этой области,  включающие проведение выставок, конгрессов, конференций и семинаров; 

* обучение производственного  персонала и населения методам  экономии топлива и энергии,  подготовка кадров;

* создание других  экономических, информационных, организационных  условий для реализации принципов  энергосбережения.

Экономические показатели развития Республики Беларусь последних  лет не только подтверждают правильность выбранной правительством политики в отношении эффективного использования  энергоресурсов, но и убеждают, что  альтернативы ей нет. Эффективность  проводимой государственной политики в сфере энергосбережения подтверждается тем фактом, что с 1996 года прирост  валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается практически без  увеличения энергопотребления, за последние 9 лет значение показателя энергоемкости  ВВП снижено более чем в 1,75 раза. Справочно: в 2004 году темп роста валового внутреннего продукта составил 177,0% к уровню 1995 года, в то же время темп роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов составил 99,6%, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта составило 43,7%, в том числе в 2004 году 7,5 процента. Несмотря на то, что энергоемкость ВВП в Беларуси ниже, чем в соседних бывших советских республиках, ее значение по-прежнему достаточно высоко в сравнении с развитыми странами Европы и Америки. Общий потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 30 процентов валового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30 процентов), научно-технический прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20 процентов). Программными документами, определяющими пути реализации потенциала экономии энергоресурсов в Республике Беларусь, являются Республиканские программы по энергосбережению, утверждаемые в установленном законодательством порядке Правительством Республики Беларусь на 5 лет. Ежегодно определяются приоритетные направления в сфере энергосбережения на текущий момент и ближайшую перспективу, разрабатываются и выполняются региональные и отраслевые программы мероприятий по энергосбережению. В результате выполнения этих программ конкретные энергосберегающие технологии и оборудование внедряются в народном хозяйстве республики и обеспечивают энергосберегающий эффект.  

К основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:

— повышение эффективности  работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных  технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизация  режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;

— модернизация и  повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых  котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах  и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха  с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР, оснащения котлов автоматикой  контроля процессов сжигания и регулирования  либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных  измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов  теплоты и др.;

— внедрение котельного оборудования, работающего на горючих  отходах производства, сельского  и лесного хозяйства, деревообработки;

— снижение потерь и  технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и  электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные  нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации  режимов загрузки электрических  сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;

— создание мини-ТЭЦ  на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных  станциях газопроводов;

— создание технических  условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов  теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых  ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных  на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;

— наладка и автоматическое регулирование гидравлических и  тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);

— замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;

— внедрение автоматических систем регулирования потребления  энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного  водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;

— разработка и внедрение  новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке  изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и т.п.;

— дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление  жилых помещений, а также внедрение  многотарифных счетчиков энергии;

— максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых  газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;

— разработка и внедрение  эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

— разработка и внедрение  технологии использования бытовых  отходов и мусора для топливных  целей;

— внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;

— экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;

— техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное  топливо, сжиженный и сжатый природный  газ, разработка и внедрение экономичных  двигателей, совершенной системы  диагностики и регулирования, оптимальных  режимов эксплуатации;

— разработка и внедрение  технологии получения топлива для  дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;

— разработка, организация  производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;

— децентрализация  систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с  малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;

— максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;

— совершенствование  технологии брикетирования торфа.  

В Республике Беларусь выстроена четкая система финансирования энергосбережения. Финансирование мероприятий  по энергосбережению осуществляется за счет:

— собственных средств предприятий;

— средств целевого фонда энергосбережения;

— средств инновационных  фондов министерств и ведомств;

— средств республиканского и местных бюджетов;

— средств кредитов банков, в том числе льготных;

— средств международных  финансовых организаций.  

В целях предупреждения нерационального использования  ТЭР в настоящее время организовывается работа по проведению государственной  энергетической экспертизы проектных  решений. Для усиления работы по энергоэффективности, выполнения повышенных заданий по энергосбережению в республике широко используется передовой зарубежный опыт эффективного использования ТЭР и активно привлекаются средства международных финансовых организаций, в том числе Всемирного Банка, ПРООН, ГЭФ. В республике функционирует система подготовки кадров в сфере энергосбережения: три ведущих вуза страны готовят инженеров-энергоменеджеров, кроме того, применяется практика проведения отраслевых и региональных тематических семинаров. В республике осуществляется широкая пропаганда энергосбережения: в средствах массовой информации публикуются статьи по наиболее актуальным вопросам энергосбережения в жизни населения, по радио и телевидению организуются пресс-конференции и интервью с ведущими специалистами в области энергосбережения, в дошкольных и школьных учреждениях образования проводятся тематические занятия по энергосбережению. С 1997 года в республике издается ежемесячный научно-практический журнал «Энергоэффективность», распространяемый также за пределами Республики Беларусь, в котором публикуются статьи по наиболее актуальным проблемам энергосбережения, обмену опытом по внедрению в производстве новых энергоэффективных технологий, а также сводный каталог энергосберегающего оборудования и организаций-производителей.

Информация о работе Политика Республики Беларусь в сфере энергосбережения