Финансовая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день. Надежная финансовая система как результат финансовой политики является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Особенно если учесть то что,в условиях постоянных изменений в мире, которые влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может быть не всегда положительным для экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………....
1. Финансовая политика государства………….………………….
1.1 Сущность финансовой политики, ее цели и задачи…………….
1.2Направления и типы финансовой политики……………………...
2. Финансовая политика Республики Беларусь…………………..
2.1 Роль государства в финансовой политике………………...........
2.2Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе ………………………………………………………….………………
2.3Основные направления совершенствования финансовой политики……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………….....
Список использованных источников……………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………....

3

1. Финансовая политика государства………….………………….

5

1.1 Сущность финансовой политики, ее цели и задачи…………….

5

1.2 Направления и типы финансовой политики……………………... 

10

2. Финансовая политика Республики Беларусь…………………..

18

        2.1 Роль государства в финансовой политике………………...........

18

2.2 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе ………………………………………………………….………………

 

19

2.3Основные направления  совершенствования финансовой политики……………………………………………………………………….

 

25

Заключение……………………………………………………….....

31

Список использованных источников……………………………...

33

Приложение А……………………………………………………....

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика государства - основа развития и благополучия экономики страны, она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Государство является главным  субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию  основных направлений финансового  развития на перспективу, определяет тактику  действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний  день. Надежная финансовая система  как результат финансовой политики является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Особенно если учесть то что, в условиях постоянных изменений в мире, которые влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может быть не всегда положительным для экономики.

Цель данной работы – раскрыть сущность и значимость финансовой политики государства.

Исходя  из цели курсовой задачами работы являются:

  1. Раскрыть суть и значение финансовой политики государства.
  2. Рассмотреть составляющие финансовой политики.
  3. Рассмотреть различные типы финансовой политики государства.
  4. Отразить финансовое положение политики Республики на современном этапе.
  5. Изучить, каким направлением будет следовать финансовая политика РБ в будущем.

Объектом исследования будет финансовая политика государства.

Предметом исследования будут являются структура и элементы финансовой системы Беларуси.

В ходе написания работы использовались статистический метод, метод сравнения, детализации и  синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Финансовая политика  государства

1.1 Сущность финансовой  политики, ее цели и задачи

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового  регулирования экономики переходного  периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер  Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное  понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они  пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную  проблему и некоторые другие представители  зарубежных экономических школ. В  частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и  Стэнли Л. Брю совмещают понятия  финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок  государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Более структурированным  выглядит определение данного вопроса  у марксистов. Они видят под  финансовой политикой в первую очередь  совокупность государственных мероприятий  по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций. Также указывают, что  социальная направленность и эффективность  воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и  производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее, стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также  нет полной четкости, так как сфера  действия фискальной политики практически  совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя  собой, совокупность государственных  мер по регулированию и распределению  финансовых ресурсов. Совпадение понятий  объясняется тем, что распределение  подразумевает управление по доходам  и расходам, то есть для того, чтобы  распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной  финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе с тем  эти проблемы в теоретическом  плане освещены недостаточно. Отсутствие на страницах печати необходимой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим  вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее  время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению  и содержанию финансовой политики.

В теоретических разработках  ученых за последние годы в определении  финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации  финансовых ресурсов, так и на формы  и методы организации финансов[3, c. 64].

Одни экономисты определяют финансовую политику как "совокупность мероприятий государства, проявляемых  в системе форм и методов мобилизации  финансовых ресурсов, их распределения  и использование для осуществления своих функций и задач[4, c. 86].

Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации  и методов использования финансов[1, c. 527].

Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную  сферу деятельности государства  в области финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.[3, c. 23].

Последнее определение увязывает  финансовую политику с реализацией  государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство  влияет на социально-экономические  процессы в обществе.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Рассмотрим также элементы финансового механизма:

  1. формы финансовых ресурсов;
  2. методы их формирования;
  3. система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
  4. организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг[5]

Анализ многих рассмотренных  определений "финансовой политики" показывает, что их авторы не увязывают  непосредственно финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации.

По существу, все определения  финансовой политики в той или  иной мере указывают на ее цель, а  именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

Обобщение и анализ научных  публикаций по вопросу определения  финансовой политики позволяет нам высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Следовательно, финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и  путей по полному и эффективному использованию финансового механизма  в реализации программ и задач  экономического и социального развития общества. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

При анализе финансовой политики следует исходить из специфических  черт, проявляющихся в ее целях, стратегии  и тактике.

Целями финансовой политики являются:

1.Политические цели (достижение  цели во внешней или внутренней  политике);

2.Экономисческие цели (достижение  целей в области экономики  на различных уровнях);

3.Социальные цели (достижение  целей в сфере общественных  отношений)[5]

Если обобщить, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, или если рассматривать их как  целями финансовой политики

Финансовая стратегия  предполагает выбор методов, с помощью  которых финансовая политика будет  реализовываться.

И, наконец, финансовая тактика  охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных  обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сочетание  финансовой стратегии и тактики  и есть финансовый механизм, с помощью  которого и происходит реализация финансовой политики государства.

Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный  характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается  экономическими отношениями и развивается  на основе характера и степени  использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так  как полезность, эффективность и  результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле нам представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости  как систему управленческих решений, систему управления финансами.

Действительно, финансовая политика не может быть плохой или  хорошей: она может быть эффективной  или нет; соответствовать интересам  определенных групп людей или  интересам всего общества; способствовать достижению поставленных целей и  конкретных задач.

Финансовая политика, как  совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  1. мировом
  2. региональном
  3. национальном
  4. на уровне отдельных регионов внутри страны
  5. на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  6. отдельного предпринимателя
  7. на уровне отдельного домохозяйства[5]

Также финансовую политику можно рассматривать в широком смысле слова (как общую в стратегическом плане) и узком смысле, т.е. конкретные тактические решения в долгосрочном и краткосрочном периодах, а именно конкретные направления финансовой политики[6, c. 33].

 

1.2 Направления и типы финансовой политики

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного ее типа обусловлено особенностями  текущего этапа экономического и  социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими  теоретическими концепциями, влияющими  на экономический и политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы  общественных отношений.

Информация о работе Финансовая политика Республики Беларусь