Финансовая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день. Надежная финансовая система как результат финансовой политики является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Особенно если учесть то что,в условиях постоянных изменений в мире, которые влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может быть не всегда положительным для экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………....
1. Финансовая политика государства………….………………….
1.1 Сущность финансовой политики, ее цели и задачи…………….
1.2Направления и типы финансовой политики……………………...
2. Финансовая политика Республики Беларусь…………………..
2.1 Роль государства в финансовой политике………………...........
2.2Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе ………………………………………………………….………………
2.3Основные направления совершенствования финансовой политики……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………….....
Список использованных источников……………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

Анализ применявшейся  различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был  классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А.Смита, Д.Рикардо  и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в  экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма  как главного регулятора хозяйственных  процессов. Следствием этого было ограничение финансовых расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из указанных целей. Государственные  расходы сводились в основном к расходам на военные цели, выплату  процентов по государственному долгу, его погашение и управление. Система  налогов базировалась в основном на косвенных и имущественных  налогах. Они были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма  их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета. Система управления финансами  была проста и сосредоточивалась, как  правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

В конце 20-х годов нынешнего  столетия во многих странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства  и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала  преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики  и социальных отношений для обеспечения  полной занятости населения. Основными  инструментами такого вмешательства  становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской  активности, увеличение национального  дохода и способствует ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест.

Кардинально изменяется система  налогов. Главным механизмом регулирования  становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у  экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений. Это  позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком  уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе  государственного кредита. На его основе проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно использует долгосрочные и среднесрочные займы. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием  бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным  долгом.

В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность. Она обеспечила в 30-60-х  годах стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости  и рациональную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как  ее цели, но ограничивала вмешательство  государства в экономику и  социальную область. Регулирование  становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную  перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в  этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения числа налогов  и уменьшения степени прогрессивности  обложения.

Надо отметить, что указанные  разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между  собой. Поэтому одинаковые или похожие  инструменты финансового механизма  применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования. Это приводит к их конвергенции в современных условиях.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных  органов власти и управления). Адекватно  цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Такое  изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной  власти.

Для государственных предприятий  был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале  при помощи налога с оборота в  отраслях, где за счет цен, установленных  государством, создавался доход в  повышенных размерах (легкая, пищевая  промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки  прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся  предельный размер всех расходов предприятия  за счет прибыли, т.е. государство полностью  регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных  предприятий изымалось до 80% их чистого  дохода.

Регулирование использования  денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога и  путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные  средства, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных  органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных  источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы. Их удельный вес в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. Поэтому уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных  государственным планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным  получаемым эффектом. Значительные ресурсы  использовались непроизводительно. В  то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось  из единого центра - Министерства финансов.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование  ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным  отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, чрезмерному  росту военных расходов, замедлению развития социальной сферы, резкому  ухудшению финансового положения  государства. [7, c. 369].

С позиций реализации содержания финансовая политика представляет собой  синергический эффект ее составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и учетно-балансовой политики и др. Основные направления финансовой политики связывает единая концепция целеполагания. Изучение элементов финансовой политики позволяет провести ее классификацию (см. таблицу 1).

Принципиальным методологическим вопросом является вопрос о принципах  финансовой политики, то есть основных правилах, исходных положениях для  ее разработки и практической реализации, как основы финансового процесса. На наш взгляд, необходимо выделить общие и специфические принципы финансовой политики.

Общие принципы - это принципы, единые для всех уровней финансовой системы:

- Несводимость.

- Научная обоснованность.

- Оптимальность.

- Эффективность.

- Единство и взаимосвязь всех видов финансовой политики.

- Оптимальное сочетание рыночных и нерыночных финансовых инструментов.

- Специфические принципы организации финансовой политики более конкретны и индивидуальны для каждого уровня.

Таблица 1. - Классификация финансовой политики

По видам

Бюджетная

Налоговая

Валютная

Учетно-балансовая

По срокам

Долгосрочная

Среднесрочная

Красткосрочная

По степени риска

Агрессивная

Экспансионистская

Традиционная

Классическая

По методам

Дискреционная

Встроенных стабилизаторов

По целям

Антиинфляционная

Государственного регулирования

Формирования целевых бюджетных

и внебюджетных фондов

По субъектам финансовых отношений

По отношению к юр.лицам

По отношению к физ.лицам

По отношению к резидентам

По отношению к нерезидентам


Продолжение таблицы 1

По уровням финансовой системы

Государственная

Корпоративная

На уровне домохозяйств

По  территориальному признаку

Местная

Региональная

Федеральная

Международная

По отраслевой направленности

Отрасли сферы материального производства

Отрасли сферы услуг

По типу финансовых инструментов

Рыночная

Нерыночная

По типу рынка

На фондовом рынке

На валютном рынке

На кредитном


Примечание - Источник: [4,с.23]

 Принцип несводимости - определяющий принцип финансовой политики, то есть финансовая политика не сводима к государственной экономической политике, а теория финансовой политики не сводима к экономической практике. Нарушение целостности и единства финансовой политики в переходный период есть объективная закономерность развития финансовой системы, так как в условиях кризисного состояния экономики генерируется определенная неадекватность заложенных в проводимую финансовую политику теоретических подходов к практике. Канонизирование экономических процессов переходного периода в ходе проведения финансовой политики увеличивает разрыв между ее содержанием и реальным достижением поставленных целей и задач. Финансовая политика первична, а финансовое регулирование - производный процесс.

Финансовая политика предполагает возможность несовпадения видимости  явления с его подлинной сущностью. Это касается механизмов перераспределения  финансовых ресурсов; например, изъятие  денежных средств у одних субъектов  хозяйствования путем увеличения налоговых  ставок не всегда сопровождается прямым попаданием этих средств в фонд потребления  других субъектов хозяйствования или  населения; или повышение цен  и тарифов не означает вовсе роста  дополнительных финансовых ресурсов государства  и не сокращает бюджетный дефицит (наоборот, происходит соответствующий  рост затрат в сопряженных отраслях и секторах экономики). То есть финансовые методы, финансовое регулирование, финансовые инструменты, используемые в финансовом процессе, не есть адекватное отображение финансовой политики, они являются превращенными формами финансовой политики. [8, c. 59].

Политика государственных  расходов и налогов - важный инструмент государственного регулирования экономики  и ее стабилизации. Она оказывает  непосредственное воздействие на уровень  совокупных расходов, на объем ВВП  и занятость населения, а также  на регулирование спроса.

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области общественной деятельности. Она должна учитывать  специфику внутренней и международной  обстановки, реальные экономические  и финансовые возможности страны.

Информация о работе Финансовая политика Республики Беларусь