Финансовая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день. Надежная финансовая система как результат финансовой политики является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Особенно если учесть то что,в условиях постоянных изменений в мире, которые влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может быть не всегда положительным для экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………....
1. Финансовая политика государства………….………………….
1.1 Сущность финансовой политики, ее цели и задачи…………….
1.2Направления и типы финансовой политики……………………...
2. Финансовая политика Республики Беларусь…………………..
2.1 Роль государства в финансовой политике………………...........
2.2Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе ………………………………………………………….………………
2.3Основные направления совершенствования финансовой политики……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………….....
Список использованных источников……………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2 Финансовая политика Республики Беларусь

2.1 Роль государства в финансовой политике

Финансовая политика государства  есть совокупность научно разработанных  и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и  эффективному использованию финансового  механизма в реализации программ и задач экономического и социального  развития общества.

Основной  целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства, их рациональное распределение.

На  данном этапе рост эффективности  и финансового оздоровления экономики  зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: [6, с. 83]

  • необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
  • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • - сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
  • выработка механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Посредством финансовой политики государство оказывает  прямое влияние на структурную перестройку  экономики, приватизацию, конверсию  предприятий военно-промышленного  комплекса, определение приоритетных направлений.

 

2.2 Финансовая  политика Республики Беларусь  на современном этапе

 

Одним из условий полноценного развития страны (как на макроуровне, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.

Финансовая  политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

Финансовая  политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

- Программой социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2011-2015 гг.;

- Прогнозом социально-экономического  развития Республики Беларусь  на соответствующий год;

- Законом Республики Беларусь  о бюджете на соответствующий  год;

- Концепцией развития банковской  системы Республики Беларусь  на 2011-2020 гг.;

- Национальной программой привлечения  инвестиций в экономику Республики  Беларусь на период до 2020 г.;

- Инвестиционным  кодексом Республики Беларусь  и др.

Фискальное  регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано  с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке. [9, с. 71]

Беларусь, начиная с постсоветского времени начала активно развивать  собственную финансовую политику. Уже  с самого начала было ясно, что без  этого государство не сможет существовать. В период с 1991-2005 гг. в несколько  этапов путем жесткой денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики было достигнуто относительное макроэкономическое положение. Это выражалось и в  невысоких уровнях инфляции, и  в невысоких процентных ставках, и в стабильном обменном курсе  и др. Следует отметить, что решающую роль в стабилизации ситуации все  же сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось  в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах.

Республика  Беларусь последовательно реализует  избранную модель социально ориентированной  рыночной экономики. Достигнуты высокие  темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения  увеличится за текущее пятилетие  в соответствии с «Программой  социально-экономического развития на 2011-2015 гг.» почти на 70%. При этом на результаты выполнения данной Программы  существенное влияние оказали изменения  условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение  других внешних факторов, обусловленных  влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

В 2006 — 2010 годах в развитии экономики  можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались  высокие темпы роста: среднегодовые  темпы прироста ВВП составили 9,5%, продукции промышленности — 10,5%, инвестиций в основной капитал — 23,8%, реальной заработной платы — 12,1%.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2%, реальной заработной платы — 100,1%) и снижение промышленного производства (98% к уровню 2008 года).

 Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам к концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП (рисунок 2).

Рисунок 2 - Отраслевая структура валового внутреннего продукта (в процентах к итогу) Источник: [10]

 

Предварительная оценка выполнения основных показателей  программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Государственная политика в 2011 — 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем  и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение  уровня благосостояния населения в  среднесрочной перспективе.

Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия  обеспечат людям достойные рабочие  места, а стране рост экспорта.

Для обеспечения  устойчивого экономического роста  в республике и привлечения внешних  и внутренних инвестиций предусматривается  дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка  ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы  достаточные предпосылки для  развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора  будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и  совершенствование банковских инструментов. [11]

В отличие  от денежно-кредитной политики, ведущейся  на основе долгосрочной программы развития банковского сектора и денежно-кредитной  сферы, бюджетное планирование в  республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. Но необходимо предусматривать преобразования в  бюджетном секторе на среднесрочную  перспективу.

Основные  положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

- обеспечение  устойчивого экономического роста  на качественном уровне, позволяющее  повысить реальные доходы населения;

- создание  налоговой системы, отвечающей  требованиям экономического роста  и финансовой стабилизации;

- снижение  налоговой нагрузки;

- повышение  эффективности государственных  расходов и сокращение уровня  расходов бюджета по отношению  к ВВП;

- поэтапная  консолидация государственных ресурсов  в бюджете;

- концентрация  бюджетных средств с целью  реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

- оптимизация  и совершенствование управления  государственным долгом. [12, с. 335]

Значительные  отчисления в республиканский и  местные фонды весьма негативно  влияют на финансово-хозяйственную  деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность  отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический  рост. Чтобы уменьшить местные  и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных  фондов.

В соответствии с методикой Мирового банка к  числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те страны, у которых  три показателя превышают расчетные значения:

- дефицит  бюджета - не более 3% ВВП;

- уровень  государственного долга для переходных  экономик - не более 55% ВВП;

- уровень  платежей по обслуживанию внешнего  долга в объеме доходов бюджета  - не более 30%.

В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений. [12, с. 336]

Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем. Этого  можно достичь, сформировав благоприятную  инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую  активность хозяйствующих субъектов.

В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации  инвестиционных процессов. Этого можно  достичь только при условии существенного  улучшения инвестиционного климата  во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему, Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

Инвестиционный  климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции  Республики Беларусь в зарубежных рейтингах  незавидны. Кризис инвестиционной сферы  проявляется в недостаточных  объемах капиталовложений во все  отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны  отечественных и иностранных  инвесторов. Это является главной  причиной дефицита внутренних и внешних  инвестиций, бегства частного капитала за границу и, как следствие, - невыполнения государственных инвестиционных программ.

Усложнение  финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние ряда отечественных  субъектов хозяйствования, в свою очередь, блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось  в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое  регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

В условиях глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.[2,c.185]

В приложении А приведён обзор финансового сектора Республики Беларусь по данным банковской системы и страховых организаций на 1 января 2008 – 2010 гг. и на конец 2010 года.

Таким образом, финансовую политику Беларуси на современном этапе можно охарактеризовать как стабильную. Это выражается в  достижении макроэкономического равновесия, которого власти добивались ещё с  распада СССР.

Путем различного рода мер государство  добилось улучшения финансовой обстановки, и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторых  корректировках и улучшениях, которое  правительство планирует реализовывать  в последующие годы.

 

2.3 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь

 

Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень  рентабельности отраслей народного  хозяйства, необходимость поддержки  определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях  экономики свидетельствуют о  необходимости поиска путей совершенствования  финансовой политики.

Решение экономических проблем  Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. [13, с.368]

Использование административного  ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы  производства практически исчерпали  себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы  предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности  и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных  и государственных хозяйствующих  субъектов.

Информация о работе Финансовая политика Республики Беларусь