Финансовая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день. Надежная финансовая система как результат финансовой политики является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Особенно если учесть то что,в условиях постоянных изменений в мире, которые влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может быть не всегда положительным для экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………....
1. Финансовая политика государства………….………………….
1.1 Сущность финансовой политики, ее цели и задачи…………….
1.2Направления и типы финансовой политики……………………...
2. Финансовая политика Республики Беларусь…………………..
2.1 Роль государства в финансовой политике………………...........
2.2Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе ………………………………………………………….………………
2.3Основные направления совершенствования финансовой политики……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………….....
Список использованных источников……………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

Переход к рыночному механизму  хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей  место в нашей республике, нельзя отказаться от системы контроля. В  то же время желание участвовать  в различных экономических союзах диктует определенные требования к  финансовой и экономической системе  нашей страны.

При реформировании финансовой сферы правительству следует  укрепить основы финансовой системы  – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые  структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству  государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

Так активное участие Беларуси в региональных экономических союзах, например, в Евразийском экономическом  сообществе вызывает необходимость  реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования  налоговой политики республики состоит  в снижении налоговой нагрузки. [14, с. 13]

Для повышения эффективности  налоговой системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей  налоговой системы состоит в  том, что налогооблагаемая база для  расчета одних налогов включает суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома».

На сегодняшний день назрела  необходимость снижения налогового давления на заработную плату для  снижения общего уровня нагрузки и  повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние  годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции  является снижение общего уровня жизни  и дохода населения. Но большое влияние  также оказывает сокрытие объекта  налогообложения. Поэтому целесообразно  снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой.

В отношении такого важного  источника доходов бюджета, как  налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой  необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с  осуществлением производственной деятельности.

Для нашей налоговой системы  характерно наличие большого числа  налоговых льгот, что значительно  снижает поступления в бюджет и снижает стимулы к повышению  эффективности деятельности хозяйствующих  субъектов. Нельзя отказаться от льгот, связанных со структурной перестройкой экономики и стимулированием  инвестиций. В нынешних условиях они  должны иметь временный и направленный характер и, что особенно важно –  выдаваться участникам экономической  деятельности, а не отдельным территориям  и регионам. Систему налоговых  льгот в нашей республике необходимо переориентировать от социально-защитных к инвестиционно-стимулирующим льготам.

Основным недостатком  современной бюджетно-налоговой  политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в  ущерб реализации стратегических планов.

В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов  и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые  источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как  дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности  отечественной продукции.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним  из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать  использование выгодного географического  положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного  сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Начиная с 2002 года, в республике реализуются мероприятия по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Для того чтобы увеличить  поступления в бюджет, местным  органам власти предоставлено право  по введению местных налогов и  сборов, установлению повышающих коэффициентов  к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы. [15, с.25]

Для улучшения структуры  государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение  бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти  к оказанию адресной социальной поддержки  по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые  структуры и финансирование органов  государственной власти и управления. [16, с.57]

Для того чтобы узаконить  целевой характер бюджетного дефицита и контролировать эффективность  использования ресурсов, привлекаемых для его покрытия, предлагается составлять бюджет на многовариантной основе. Это предполагает наличие текущего бюджета, который составляется по принципу баланса, т. е. с нулевым сальдо, и  бюджета развития, в котором отражаются расходы сверх предполагаемых доходов  и возможно отрицательное сальдо.

Финансовому оздоровлению будет  способствовать признание свободы  предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний  бизнес может привести к значительному  увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной  жизни республики. Кроме того, малое  предпринимательство создает новые  рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает  новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы.

Финансовая политика проводится в рамках общей экономической  политики. Сегодня денежно-кредитная  сфера (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности  реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных  ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода к монетарному  регулированию. [16, с.59]

Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние  на денежную сферу республики. Чтобы  гибко реагировать на изменения  денежной массы, в республике надо развивать  рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение  доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.

На такой основе станет возможным привлечение свободных  денежных средств населения и  частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия  для деловой активности населения  и хозяйствующих субъектов. Это  позволит улучшить инвестиционный климат. [17, с.10]

Одним из инструментов привлечения  средств частного сектора могут  стать муниципальные займы.

Основная проблема привлечения  инвестиций частных лиц состоит  в том, что ожидания частных инвесторов часто носят спекулятивный характер, а экономике необходимы долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая.

На сегодняшний день успешно  проходит реализация проектов жилищных займов, по которым облигации становятся средством совпадения финансовых возможностей частного инвестора с его же потребительским  интересом. [18, с.200]

Совершенствование финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных  платежей, снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете  налога на прибыль возможно значительно  усовершенствовать налоговую систему.

В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования  имеющихся финансовых ресурсов.

Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования  дефицита государственного бюджета  и погашения государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой мы рассмотрели следующие вопросы:

1. Суть и значение финансовой политики государства.

2. Составляющие финансовой политики.

3. Различные типы финансовой политики государства.

4. Финансовое положение политики Республики на современном этапе.

5. Направление, которым будет следовать финансовая политика РБ в будущем.

На основании изученного материала необходимо сделать следующие  выводы:

1.Важнейшей задачей, которая  возложена на государство, выступает  регулирование экономической жизни.  Для ее решения властям необходимо  достичь сбалансированности экономического  развития. Для этого государство  стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень  занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной  валюты и положительное сальдо  платежного баланса.

2.Финансовая политика  государства представляет собой  совокупность мероприятий, осуществляемых  государственными органами через  звенья финансовой системы в  целях финансового обеспечения  экономического и социального  развития, укрепления позиций государства  на международной арене

3.Цели финансовой политики  оформляются в виде свода нормативных  предписаний, сконцентрированных  в актах законодательства, прежде  всего законах о бюджете и  налогах.

4.Управление государственными  финансами охватывает деятельность, связанную с проведением финансовой  политики государства, финансовым  планированием, координацией финансовых  ресурсов, использованием финансов  в интересах экономической и  социальной политики, разработкой  финансового законодательства. Сюда  же относится составление и  исполнение бюджета, сбор налогов,  выпуск займов, управление государственным  долгом.

5.Финансовая политика  является субъективной, надстроечной  категорией. Но в то же время  она носит объективный характер, т.к. определяется объективными  экономическими законами развития  общества. Хотя финансовая политика  и порождается экономическими  отношениями и развивается на  основе характера и степени  использования производственных  факторов, по сути своей она  субъективна, так как полезность, эффективность и результативность  ее выводится из оценки людей.  В этом смысле нам представляется  оправданной позиция многих западных  экономистов, рассматривающих финансовую  политику в конкретной плоскости  как систему управленческих решений,  систему управления финансами.

Подведя итог, можно сделать вывод о том, что финансовая политика проводится в рамках государственной экономической политики. В Республике Беларусь проведение финансовой политики основные ее направления определены в соответствии с приоритетами социально -экономического развития государства. Согласованность налоговой, денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики позволяет рассчитывать на достижение запланированных показателей экономического развития, а это говорит о том, что эффективность воздействия финансов на общественное производство достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Под. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов.- 2-е изд. - М.: Проспект, 2007. – 527 с.

2 Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2004. - 185 с.

3 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. -64 с

4 Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 1998. -86с.

5 Финансы: Учебник/ Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

6 Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. М.: Изд-во "Перспектива", изд-во "Юрайт", 2000. 33;79-83с..

7 Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 16, с. 369.

8 Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Д.А.Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000. - с. 59.

9 Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие – Минск / Воробьев В.А., Бондарь А.В. – 2006. – 71 с.

10 Официальный интернет-портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross. – Дата доступа: 15.10.2012.

11 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

12. Воробьев М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. - Минск: Издательство МИУ, 2008. - 335 с.

13 Экономическая политика: анализ и альтернатива: Сб. докладов. / Л.К. Злотников, В.М. Шлындриков и др.; Под. общ. ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындрикова. - Мн.: Бестпринт, 1999. - 368 с

14 Выполнение плана по доходам обеспечено // Финансы. Учет. Аудит. 2004. № 5. С. 2, 11-13.

15 Ермолович М. Привлечение  в бюджет дополнительных доходов  – одна из основных задач  государства // Финансы. Учет. Аудит. 2004. № 11.

16 Лученок А. Макроэкономическое регулирование национальной экономики: задачи современного этапа //Финансы. Учет. Аудит. 2004. № 11.

17 Тарасов В. Нацбанк рассчитывает на снижение налогов // Белорусский рынок. 2003.

18 Механизм функционирования  национальной экономики и проблемы  экономического роста. Итоги НИР  БГЭУ 2000г.: Материалы науч.-практ.  конф. Минск, 5-6 февр. 2001г. - Мн.: БГЭУ, 2001. Ч 1. 200 с

Информация о работе Финансовая политика Республики Беларусь