Приоритеты современной региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры [5].
Целью данной курсовой работы является обзор региональной политики и ее приоритетов. Для полного анализа данной темы необходимо первоначально рассмотреть само понятие региональной политики и ее основных принципов, а потом приступить к анализу основных приоритетов во всех сферах деятельности регионов.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность региональной политики
Основные понятия региональной политики
Принципы региональной политики
Глава 2. Правовая база региональной политики разработки и реализации целевых программ
2.1.Федеральное законодательство
Глава 3. Приоритеты современной региональной политики
3.1 Экономическая региональная политика
3.1.1 Формирование из регионов «локомотивов роста»
3.1.2 Формирование региональных моделей Национальной инновационной системы РФ
3.1.3 Создание условий для модернизации промышленности
3.2 Региональная социальная политика
3.3 Политическая региональная политика
3.3 Региональная экологическая политика
3.4 Инвестиционная политика в регионах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая РЭиУ !!!!!!!!!!!!!!!! 1111.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей  НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).

создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих  и промышленно-производственных) [6].

 

3.1.3 Создание условий для модернизации промышленности

 

Одним из направлений  социально-экономического развития регионов Российской Федерации должна стать  создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных  в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:

- наращивание  потенциала расширенного воспроизводства  в отраслях промышленности;

- повышение  конкурентоспособности российской  промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

- диверсификация  промышленности, опережающее развитие  отраслей промышленности, производящих  продукцию с более высокой  долей добавленной стоимости;

- ускоренная  модернизация российской промышленности;

- приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей,  значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;

-  наращивание  темпов импортозамещения;

- создание благоприятных  условий для развития частного  предпринимательства в сфере материального производства;

- эффективная  внешнеэкономическая политика, учитывающая  присоединение России к ВТО,  сотрудничество с Евросоюзом, создание  единого экономического пространства  России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

При этом промышленная политика на современном этапе развития общества носит не отраслевой, а региональный характер. То есть в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит [9]:

- во-первых, в  наличии внутренней конкурентной  среды, 

- во-вторых, в  существенном присутствии кластера  в глобальной экономике, в наличии  у него сильных конкурентных  позиций на глобальном рынке. 

Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.

Кластерная  политика характеризуется тем, что  центральное внимание уделяется  укреплению сетей взаимосвязей между  экономическими субъектами – участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе,  совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера [17].

Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально-интегрированные компании (ВИК) в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а, следовательно, стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.

Кроме того, территориальные  производственные кластеры должны стать  формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. То есть, традиционные макроэкономические и отраслевые подходы  к развитию малого и среднего бизнеса  необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.

 

3.2 Региональная социальная политика

 

Региональная  социальная политика должна обеспечить защиту прав и интересов семьи  на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).

Анализ более 50 региональных программ показал, что  все они направлены на поддержку  остронуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех регионах приоритетной является социальная поддержка беременных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставления различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (питание, одежда, обувь).

Определенное  распространение получили компенсационные  выплаты семьям с детьми, не посещающими  дошкольные учреждения. В Саратовской  области компенсация на дошкольные учреждения выдается семьям безработных  в объеме 70% минимальной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на дошкольные учреждения положено детям, не посещающим эти учреждения по медицинским показателям [23].

Во многих регионах осуществляется помощь студенческим семьям. В Белгородской области обязательно  выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50% минимальной зарплаты, в Новгородской – двух минимальных зарплат.

Усилия региональных властей направлены на повышение конкурентноспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, создание новых моделей занятости (неполный рабочий день, временный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позволяющих совмещать профессиональные и семейные функции (Белгородская область), Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных матерей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псковская, Пензенская области, Республика Молдавия).

Осуществляется  поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей (обучение основам семейного  предпринимательства), содействие в  организации самостоятельной производственной деятельности, создание малых предприятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление безвозмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для развития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область), В Калужской области представляются льготы по налогообложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяйствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями [10].

Меры, принимаемые  в области улучшения жилищных условий семей, как правило, малоэффективны, касаются незначительной части населения. Это льготы по оплате жилья, жилищно-коммунальных услуг (Белгородская, Кемеровская, Орловская области); выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья, земельных участков под индивидуальное строительство (Пензенская область).

Для подготовки детей и молодежи к семейной жизни  организуются лектории, школы на базе учреждений здравоохранения, разрабатываются  специальные программы, учебные пособия. Создаются службы планирования семьи по вопросам полового и сексуального воспитания и репродуктивного поведения.

Региональная  семейная политика в подавляющем  большинстве регионов отождествляется  с социальной политикой, касающейся женщин и детей, тогда как семейная политика отражает только «семейное направление семейной политики»; реализация социальной политик на региональном уровне не имеет системности, научного обоснования, что снижает ее эффективность.

Сохраняется значительная дифференциация ситуации в сфере занятости населения в региональном разрезе, которая, в значительной мере, обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии регионов.

Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью в регионах предполагает реализацию комплекса мер,  как в экономической, так и в социально-трудовой сфере [9]:

1. Развитие региональных  рынков труда

В целях смягчения  социальной напряженности на региональных рынках труда, вызванной неравномерным  социально-экономическим развитием  территорий, необходима  выработка региональной адресной политики в сфере занятости, учитывающей особенности территориального развития.

В этой связи  необходимо обеспечить:

- наличие в  разрабатываемых целевых федеральных,  региональных и отраслевых программах  разделов, предусматривающих создание новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства  и других  мероприятий, оказывающих положительное влияние на ситуацию на региональных  рынках  труда;

- содействие  занятости коренных малочисленных  народов, в том числе в рамках развития традиционных национальных художественных промыслов и ремесел;

- обеспечение  сбалансированности профессионально-квалификационной  структуры спроса и предложения  рабочей силы на региональных  рынках труда, в том числе  на основе анализа и прогноза  потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов;

- развитие малого  бизнеса в сфере услуг (с  учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;

- разработку  и реализацию территориальных  программ социально-экономического  развития, включая целевые программы  по приоритетным активным направлениям  работы на территориальных рынках труда, в том числе в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;

- разработка  и реализация мер, направленных  на развитие и поддержку предпринимательской инициативы граждан».

2. Повышение  качества рабочей силы и конкурентоспособности  граждан на рынке труда, обеспечение  отраслей экономики рабочими  и специалистами, имеющими профессии  (специальности) и квалификацию  и пользующиеся спросом на рынке труда [23].

Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения реформирования системы профессионального образования  всех уровней, включающей:

- развитие системы  непрерывного  профессионального  образования; 

- повышение качества профессионального образования, его соответствие  потребностям экономики и социального развития;

- создание равных  стартовых возможностей для детей  в получении образования и  рост доступности качественного  общего образования; повышение  инвестиционной привлекательности системы образования;

- разработку  прогноза потребности в рабочих  и специалистах по укрупненным  группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности  и отдельным регионам и увязка  потребности с объемами подготовки  рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

- совершенствование  механизма определения потребности  организаций в выпускниках учреждений  профессионального образования всех уровней, a также разработка  критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;

- развитие профессиональной  ориентации и психологической  поддержки населения, в том  числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

- развитие системы  внутрипроизводственного обучения  персонала организаций, а также  опережающего профессионального  обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

- разработку  системы профессиональных стандартов, которая обеспечит требования  к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

- создание системы  оценки качества работников, основанной  на определении их компетентности  и способности гибко реагировать  на непрерывные изменения требований  к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов [5].

Информация о работе Приоритеты современной региональной политики