Приоритеты современной региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры [5].
Целью данной курсовой работы является обзор региональной политики и ее приоритетов. Для полного анализа данной темы необходимо первоначально рассмотреть само понятие региональной политики и ее основных принципов, а потом приступить к анализу основных приоритетов во всех сферах деятельности регионов.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность региональной политики
Основные понятия региональной политики
Принципы региональной политики
Глава 2. Правовая база региональной политики разработки и реализации целевых программ
2.1.Федеральное законодательство
Глава 3. Приоритеты современной региональной политики
3.1 Экономическая региональная политика
3.1.1 Формирование из регионов «локомотивов роста»
3.1.2 Формирование региональных моделей Национальной инновационной системы РФ
3.1.3 Создание условий для модернизации промышленности
3.2 Региональная социальная политика
3.3 Политическая региональная политика
3.3 Региональная экологическая политика
3.4 Инвестиционная политика в регионах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая РЭиУ !!!!!!!!!!!!!!!! 1111.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

3.3 В политической сфере

 

Достижение  целей регионального развития, обеспечение  эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации программ социально-экономического развития территорий предполагает в качестве необходимого условия улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Поэтому проведение на данном уровне административной реформы, внедрение программно-целевого бюджетирования (ПЦБ) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях становится одним из приоритетов стратегии регионального развития Российской Федерации. В рамках повышения качества управления на субфедеральном уровне должны быть осуществлены следующие меры:

- разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне – создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций (эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления), внедрения ПЦБ и БОР;

- создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей (синхронизация существующих мониторинговых и прогнозных систем Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфина России,  Минрегиона России, аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и пр.), состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне;

- содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики – участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;

- содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях – разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Обязательным условием реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны федеральных органов, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив;

- реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета. Выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ.

 

3.4. Региональная экологическая политика

 

Сама постановка о региональной экологической политике, которая не только осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого центра, а именно местными, региональными органами власти, такая  постановка вопроса об экологической политике в нашей стране о ее объективной необходимости все еще нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием масс, ни сознанием политических сил и субъектов власти на всех уровнях.

По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять экологическую политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что, сильно ограничив такой подход необходимо сохранить для решения особо масштабных проблем - таких, которые по самому своему существу заслуживают названия государственных или даже межгосударственных (например, сохранение популяции уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких программах речь должна идти о государственной экологической политике, и соответствующие общегосударственные органы управления должны располагать необходимыми правами, полномочиями и ресурсами [9].

Попытки же региональных органов власти выработать на своем  уровне экологическую политику характеризуются  обычно сохранением многочисленных недостатков, сложившихся еще в  предыдущие годы. Это прежде всего еще недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических проблем - эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень неохотно, да и собственно региональные проблемы в области финансирования, управления, деятельности природоохранных органов и т.д. В силу этого попытки региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую политику обычно характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением к ведомственным приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов[14].

Формирование  обоснованной, согласованной с соседями, финансово-обеспеченной и встроенной в механизм управления региональная экологическая политика – это  процесс, который на территории РФ будет  происходить не только неравномерно, но и со всевозможными искривлениями и даже уродствами. В современных условиях для надлежащей постановки такой политики необходим учет социально-экономической, технико-технологической и экологической обстановки на местах, учет интересов местного населения, которое и должно стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а не ее пассивным объектом.

Видимо, базой  для формирования региональной экологической  политики должно четкое понимание той  экологической обстановки, которая  объективно существует на данный момент в конкретном регионе, и инерционных тенденций ее развития [21].

Прежде всего, требует анализа структура экономики региона - в ходе такого анализа выявляются и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона, степень их распространенности, становятся более очевидными пути устранения или нейтрализации этих причин [2].

3.5 Инвестиционная политика регионов

 

Экономическое возрождение России связано с  выбором направлений и системы  структурных и институциональных  преобразований, особенно в инвестиционно-инновационной сфере. Необходимо возродить существующий производственный аппарат, укрепить и развить инвестиционный потенциал страны, поскольку негативная инвестиционная ситуация стала одной из причин современного кризисного состояния экономики. Основными направлениями инвестиционной политики государства, что отражено в среднесрочной программе Правительства, должны быть следующие. 1. Стимулирование накоплений и создание благоприятного инвестиционного климата. 2. Содействие повышению эффективности инвестиций, разработка преференциального режима инвестирования, страхование инвестиционных рисков. 3. Совершенствование структуры государственных инвестиций, повышение их роли в структурной и инвестиционной политике государства. 4. Содействие укреплению инвестиционного рынка, развитию института финансовых посредников. Глобальный опыт экономического развития показывает, что ключевую роль в инвестиционном процессе должны играть мощные ФНГ, функционирующие в ведущих отраслях промышленности, поскольку иностранные инвестиции в основном сосредоточены в финансовом секторе, а малый и средний бизнес, несмотря на его позитивную роль в насыщении рынка и снижении социальной напряженности, не играет существенной роли в формировании национального богатства и наращивании капиталовложений. Наибольшим потенциалом накопления и инвестирования обладают нефтегазовый сектор, ТЭК и металлургия. Именно эти отрасли должны сыграть решающую роль в оздоровлении инвестиционной ситуации, в частности за счет инвестирования в смежные отрасли экономики, возрождения хозяйственных связей и подъема других отраслей промышленности, прежде всего машиностроения. Ведущую роль в реализации инвестиционных проектов должны играть предприятия, собственные средства которых на сегодняшний день составляют порядка двух третей общего объема инвестиций. Оптимальное сочетание надежности и эффективности вложения средств достигается при проектном финансировании, когда инвестор вкладывает в проект собственные средства, а государство осуществляет связанное кредитование, оплачивая приобретаемые на конкурсной основе товары и услуги для реализации проекта, а также предоставляет гарантии банкам и финансовым посредникам [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Проект федерального закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации" [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.minregion.ru/WorkItems/DocItem. aspx? DocID=179&PageID=148

2.Барыгин И.Н. Регионоведение. – М.: АспектПресс, 2008г. – 400 стр.

3.Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. – М.: Юнити-Дана, 2010г. – 520 стр.

4.Кистанов В.И., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2009г. – 584 стр.

5.Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. – С-Пб.: Едиториал УРСС, 2010г. – 296 стр.

6.Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. – М.: ИНФРА-М, 2009г. – 352 стр.

7.Малин А.С. Региональное управление: учебн. пособие / А.С. Малин - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 197 с.

8.Олех, Л.Г. Регионализм и федерализм [Текст] / Л.Г. Олех // учебн. пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2008. - С.53.

9.Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2009г. – 666стр.

10.Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009г. – 416 стр.

11.Халипов, В.Ф. Власть [Текст] / В.Ф. Халипов // Кратологический словарь. - М.: Республика, 2007. - 328 с.

12.Шевцов А.Н. Совершенствование региональной политики. Концепции и практика. – М.: Красанд, 2010г. – 320 стр.

13.Шифф  М. и Л. Алан Уинтерс. Региональная интеграция и развитие. – М.: Весь Мир, 2009 г. – 376 стр.

14.www.ecologyandculture.ru/index.php?id=64

15.www.expert.ru/expert/2010/36/rozhdenie-innovacioni-sistemy/

16.www.humanities.edu.ru/db/msg/87452

17.www.isras.ru/files/File/vlast/2010/02/Prioriteti_regionlnoj_politiki_postsovetskoj_Rossii.pdf

18.www.ivr.ru/regions/index.html

19.www.laboureconomics.ru/regioneconomics/89-targeteconomics

20.www.lerc.ru/?part=bulletin&art=14&page=12

21.www.lib.ua-ru.net/diss/cont/126242.html

22.www.economic.ru/additionally/

23.www.vip-fixed.ru/69.html

24.www.voronova-on.ru/regioneconom/page486/index.html

25.www.websurveys.ru/regio/nure01.htm

 


Информация о работе Приоритеты современной региональной политики