Региональная политика России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Россия переживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этноконфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития.

Содержание

Значение региональной политики в экономическом реформировании России.
Основные цели и задачи региональной политики России.
Типы экономических районов в России и первоочередные задачи их регионального развития.
Влияние межрайонных и внешнеэкономических связей в решении вопросов регионального развития.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по географии.docx

— 54.01 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

ТЕМА. Региональная политика России на современном этапе. 
 
 

Оглавление.

  1. Значение региональной политики в экономическом реформировании России.
  2. Основные цели и задачи региональной политики России.
  3. Типы экономических районов в России и первоочередные задачи их регионального развития.
  4. Влияние межрайонных и внешнеэкономических связей в решении вопросов регионального развития.

    Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Значение  региональной политики  в экономическом  реформировании России. 

    Россия  переживает сегодня мучительный  момент трансформации социальных и  хозяйственных отношений, отличительной  чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании  экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и  субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и  нарушение целостности национального  экономического пространства. Эти явления  в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием  природно-климатических, геополитических, этноконфессиональных и геополитических  условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития.

    В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие  региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами.

    Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и национальный контекст.

    Объединение в рамках региона различных подсистем  социально-экономических отношений  в свою очередь определяет множественность  направлений региональной политики, среди которых основными являются:

  1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
  2. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
  3. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.
  4. Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
  5. Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.
  6. Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

    Однако  своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических  целей регионального развития, так  как механизмы достижения необходимых  социальных, демографических и социологических  условий неизбежно связаны с  наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических  рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических  налогов и штрафов способно стать  предпосылкой для активизации природоохранной  деятельности предприятий).

    Другой  особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального  подхода к регулированию региональных процессов.(1) 
 
 

    2. Основные цели  и задачи региональной  политики России.

    Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей  и задач органов государственной  власти по управлению политическим, экономическим  и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

    Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью  природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

    Регион  может совпадать с границами  территории субъекта Российской Федерации  либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

    Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

    обеспечение экономических, социальных, правовых и  организационных основ федерализма  в Российской Федерации, создание единого  экономического пространства;

    обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных  Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

    выравнивание  условий социально-экономического развития регионов;

    предотвращение  загрязнения окружающей среды, а  также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

    приоритетное  развитие регионов, имеющих особо  важное стратегическое значение;

    максимальное  использование природно-климатических  особенностей регионов;

    становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

    Провозглашенное Конституцией Российской Федерации  многообразие форм собственности, новое  геополитическое положение России радикально изменили критерии рациональности территориальной организации производства, специализации регионов, размещения отдельных предприятий. Повышение уровня самостоятельности регионов требует совершенствования экономических и прежде всего бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

    Это обусловливает необходимость корректировки  целей и задач региональной политики на обозримый период.

    Главная цель предстоящего десятилетия - стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни  населения, создание научно-технических  предпосылок укрепления позиций  Российской Федерации в мире.

    В связи с этим усилия органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

    укрепление  экономических основ территориальной  целостности и стабильности государства;

    содействие  развитию и углублению экономической  реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению  региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной  и рыночной инфраструктуры;

    сокращение  чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для  укрепления в них собственной  экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

    достижение  экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение  ее жизнеспособности в рыночных условиях;

    развитие  межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики  и других);

    стимулирование  развития районов и городов, располагающих  крупным научно-техническим потенциалом  и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономики  субъектов Российской Федерации;

    оказание  государственной поддержки районам  экологического бедствия, регионам с  высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

    разработка  и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы  и другие);

    совершенствование экономического районирования страны.

    Одним из главных условий реализации перечисленных  задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием  основных институциональных структур.

    При этом территориальное разделение труда  и производственная специализация  хозяйства регионов Российской Федерации  должны обеспечиваться следующими методами:

    модернизация  структуры хозяйства индустриально  развитых районов на принципах экономики  постиндустриального типа;

    содействие  развитию экономически обоснованных и  технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические  системы;

    обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий  в слаборазвитых районах, а также  к развитию производств, в продукции  которых заинтересована российская экономика;

    привлечение инвестиций регионов России и иностранных  государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых  коммуникаций;

    обеспечение государственного регулирования цен  на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия  хозяйственной деятельности в различных  районах страны.

    Региональные  особенности процессов социального  развития требуют адекватного отражения  при формировании системы мер  государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального  развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения  очагов социальной напряженности.

    Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

    В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие  федеральных органов государственной  власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

    противодействие тенденции ухудшения демографической  ситуации, острым проявлениям депопуляции  населения;

    предотвращение  обнищания населения и минимизацию  отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

    сдерживание процесса имущественного расслоения в  наиболее "бедных" и наиболее "богатых" регионах;

    регулирование размещения беженцев и вынужденных  переселенцев в районах, располагающих  для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной  и региональными миграционными  программами;

    содействие  развитию и совершенствованию системы  образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной  системой высшего и послевузовского  образования;

Информация о работе Региональная политика России на современном этапе