Региональная экономическая конкуренция в России: возможность достижения межрегионального паритета или фактор углубления межрегионально

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:41, доклад

Описание работы

Для России проблема различий в социально-экономическом положении регионов не нова. Опасно усиление межрегиональных диспропорций, наблюдаемое практически по всем статистическим показателям. Несмотря на то, что поддержка регионального паритета (равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам) является существенной статьей государственных расходов *, при профиците федерального бюджета все острее проявляется проблема дефицита финансирования региональных бюджетов, даже в пределах обязательств, не говоря уже об инвестиционных потребностях.

Работа содержит 1 файл

межрегиональное неравенство.docx

— 55.64 Кб (Скачать)

В ранее упоминавшемся  докладе Всемирного банка о пространственном развитии показано, что для социального  неравенства некоторое смягчение  неравенства возможно. В большинстве развитых стран Европы уже произошел перелом негативной тенденции роста социального неравенства регионов и началось некоторое смягчение различий. Но это оказалось возможно только при достижении достаточно высокого уровня экономического развития, обеспечившего необходимые финансовые ресурсы для перераспределения. Основным механизмом стала очень затратная политика масштабного перераспределения социальных трансфертов, давшая дополнительный эффект в виде некоторого сглаживания региональных различий. 

В уже упоминавшейся  статье Ф. Мартина на примере Франции  показано, что важнейшим механизмом смягчения социального неравенства  регионов стала не региональная, а  социальная политика государства, обеспечившая выравнивание доходов населения  с помощью социальных трансфертов. Однако в отличие от Франции с  ее традиционно сильной социальной политикой, в Великобритании, где  сложилась иная модель государства  и не существует столь масштабного  межрегионального перераспределения  и такого объема социальных трансфертов, региональное неравенство продолжает расти и в экономике, и в  социальной сфере. 

Растущее неравенство, как экономическое, так и социальное, наиболее типично для стран догоняющего  развития. Но и среди них могут  быть отдельные исключения. Например, в Казахстане уже несколько лет  снижаются региональные различия в  доходах населения и занятости  на фоне роста экономического неравенства  регионов. Эти тренды показывают расчеты  коэффициентов Джини9. Сглаживание социального неравенства регионов Казахстана обусловлено очень разнородными факторами, как реально действующими, так и «статистическими». К реальным можно отнести значительный объем межбюджетного перераспределения в пользу наименее развитых южных регионов, а также повышенную эффективность финансовой помощи при существенно более низкой, чем в России, стоимости бюджетных услуг на душу населения. К «статистическим» — очень специфические показатели уровня безработицы из-за решения отнести свыше трети работающих к самозанятым, а в сельской местности таковыми являются почти все занятые. Еще один подобный фактор — укрупнение административной сетки регионов, которое помогло «спрятать» сильные пространственные социальные различия внутри больших регионов. 

Разнообразный международный опыт показывает, что  и для России существуют возможности  и механизмы смягчения пространственных социальных различий, в отличие от экономических. Последние неизбежно будут расти, и вопрос только в темпах этого роста — значительных или, желательно, невысоких. Для перелома тренда усиления социального неравенства регионов нужны два условия: достаточно высокий уровень экономического развития и сильная, эффективная перераспределительная социальная политика государства. Еще раз подчеркнем, что именно социальная политика, а не региональная, обеспечивает более значимый эффект смягчения социального неравенства регионов. 

Первое условие, вроде бы, уже реализовано: российский душевой ВВП приблизился в 2007 г. к 14 тыс. долларов по ППС, а в исследовании Всемирного банка показано, что смена  тренда в развитых странах Европы начиналась при душевом ВВП свыше 10 тыс. долларов. Но не стоит забывать о российском барьере пространства (низкой плотности населения, слаборазвитой  сети городов-центров социальных услуг), что повышает стоимость социальных расходов государства. Не менее серьезным  барьером является и резкая поляризации  россиян по доходу, замедляющая модернизацию образа жизни и снижающая доступность  социальных услуг для значительной части населения. Скорее всего, эти  барьеры сдвинут пороговое значение необходимого для перелома тренда уровня ВВП вверх, и существенно. 

Второе условие  — масштабное и эффективное перераспределение. Рост масштабов перераспределения  очевиден, но не удается преодолеть еще один барьер, на этот раз институциональный  — преимущественно неадресный характер социальных трансфертов и, в целом, неэффективное расходование бюджетных  средств, в основном на поддержание  инфраструктуры. Кроме того, система  межбюджетного перераспределения  в России нацелена на решение далеко не только социальных задач, и ее специфическая  «многофункциональность» вкупе  с «ручным управлением» для реализации политических задач также снижает  эффективность социальной политики государства. 

Барьеров для  смягчения социального неравенства  регионов пока очень много, и для  их преодоления потребуется длительная и целенаправленная работа государства  и общества. Впрочем, есть возможность  решить тяжелейшую проблему пространственного  социального неравенства малой  кровью: если укрупнить административно-территориальное  деление страны или объединить наименее развитые регионы с их соседями (частично это уже сделано), то позитивный статистический результат не заставит себя ждать. Только в социальном развитии России мало что изменится.

Информация о работе Региональная экономическая конкуренция в России: возможность достижения межрегионального паритета или фактор углубления межрегионально