Региональный рост и региональное развитие: понятие, основные цели

Автор: Мария Поезд, 18 Октября 2010 в 10:03, реферат

Описание работы

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории

Содержание

Задание 1. Контрольные тесты к разделам 1- 4 учебного пособия:
Симоненко Н. Н., Симоненко В. Н.- Региональная экономика. - Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2004.- 160
Задание 2. Практическое задание №9 учебного пособия
Задание 3. Теоретический вопрос №9 рабочей программы:
Региональный рост и региональное развитие: понятие, основные цели
Задание 4. Теоретический вопрос №27 рабочей программы:
Основные направления развития особых экономических зон России
Задание 5. Экономическая характеристика территориального образования или отдельной отрасли в аудитории. Показать на карте и дать социально-экономическую характеристику Уральскому ФО
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

кр рег экон.docx

— 116.14 Кб (Скачать)
tify">   2002 г.            2003 г.          2004 г.              2005 г.              2008 г.

19 718 023    23 154 790    28 723 921        33 885 394       68 911 797

 

     Оборот  Сальдо

     Всего 

(Экспорт)              2002 г.        2003 г.           2004 г.               2005 г.              2008 г.

                          37 107 704   43 350 756     53 882 121       63 715 208    127 662 385   

(Импорт)              2002 г.        2003 г.           2004 г.               2005 г.              2008 г.

                           9 886 302   10 893 562     12 692 621    13 774 834          25 050 613

в том  числе:

Страны  СНГ

(Экспорт)              2002 г.        2003 г.           2004 г.               2005 г.              2008 г.

                           6 663 545   7 038 034       8 185 830             9 241 043     18 677 596 

(Импорт)              2002 г.        2003 г.           2004 г.               2005 г.              2008 г.

                         894 415    896 704            941 070               478 211        3 788 194  

Страны  дальнего зарубежья

(Экспорт)       2002 г.        2003 г.           2004 г.               2005 г.              2008 г.

                30 444 159    36 312 722    45 696 291        54 474 165     108 984 788  

(Импорт)        2002 г.        2003 г.           2004 г.               2005 г.              2008 г.

                  8 991 887    9 996 858   11 751 551           13 296 623        28 838 806  

          Вывод: Как видно из приведенных статистических данных показатели внешней торговли России за период 2002-2005 гг. в сравнении с  2008г. значительно возросли:

по странам  СНГ: по экспорту в 3,89 раз; по импорту 1,97 раз; 

по странам  дальнего зарубежья: по экспорту в 3,73 раза;  по импорту 3,49 раз. 
 
 
 
 

Задание №3.

Теоретический вопрос №9 рабочей  программы

Региональный  рост и региональное развитие: понятие, основные цели.

     Понятие регионального развития

     Региональное  развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

     Термин  «развитие» часто употребляется  в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития или о приобретении экономической системой новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями при оценке степени развития любого региона.

     Развитие  всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная - то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей. Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс. Развитие региона обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с социальным и включает в себя: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.

     Такое понимание регионального развития принципиально отличает его от процессов  механического роста или структурных  усложнений. Например, нельзя отнести  к подлинному региональному развитию одностороннее насыщение территории промышленными объектами (практика освоения русского Севера).

     У каждого региона есть своя специфика. В Самаре, например, экономика региона сильная. Денег довольно много. Но то, что денег много, не означает, что в бизнесе мало проблем. А наоборот — что проблемы можно долго не решать.

     Тольятти  находятся в том же регионе, что  и Самара. По экономическому потенциалу Тольятти близок к Самаре. Тем не менее, у многих тольяттинских предпринимателей комплекс «младшего брата» перед самарцами. Проявляется по-разному: кто-то чувствует себя второсортным, кто-то завидует, кто-то злится.… А вот что в Тольятти действительно особенное — так это рынок труда. Значительная часть людей, приходящих на конкурс менеджеров по продажам, просто неадекватны. Приходят на конкурсы, не выяснив, чем занимается компания. И вообще не представляя, в чем заключается работа. При этом, не имея опыта коммерческой работы, сразу запрашивают несоразмерно большие оклады. Видно, привыкли к тому, что их дело — стоять за станком. А организация обязана им платить. А еще в Тольятти лучше всего дороги. Сами дороги классные, и пробок практически не бывает. И самые дешевые такси.

     В Нижнем-Новгороде экономика по силе вполне сравнима с Самарой, но многие предприниматели какие-то неторопливые и нерешительные. Так и ведут  бизнес в полусонном, полузомбированном  состоянии. Еще в Нижнем самый  лучший рынок труда из всех регионов. Видно, большинство местных компаний совсем не умеют эффективно привлекать кадры. Вот и ходят толпы классных сотрудников бесхозными.

     В Москве больше всего денег и возможностей. В результате у многих московских предпринимателей сложился абсолютно  пассивный подход к рынку. То есть, они сидят на месте. И ждут, открыв рот, не заплывет ли в этот рот какая-то рыбешка. А рыбы так много, что  действительно — что-нибудь да заплывает. Типаж москвичей, которые активно захватывают региональные рынки — это скорее исключение из правил. Большинство московских фирм делают основную часть своих продаж в самой Москве. А к продажам в регионы относятся по принципу: «Если они сами к нам придут, мы им, так и быть, что-нибудь продадим». То есть за Москвой России уже не видят.

     А вот в Саратове специфика другая. Экономика региона в течение  многих прошедших лет была относительно слабой. Ее можно сравнить с сухой, безводной, каменистой почвой. На этой почве выжить — уже достижение. Значительно сложнее подняться. А уж для того, чтобы победить в конкурентной борьбе, нужны поистине выдающиеся способности, силы и опыт. Вот и превращаются успешные саратовские предприниматели в тигров, носорогов и тираннозавров. Но большинство саратовских предпринимателей в упор не видят возможности вывода своего бизнеса за пределы родного Саратова. Как будто кто-то навесил шоры им на глаза. В другие города и в Москву можно ездить в гости, можно выезжать на отдых. В результате бизнес так и остается в полуразвившемся состоянии. Никогда не вырастает до того уровня, до какого мог бы. И так и не станет настоящей опорой и поддержкой в развитии экономического роста своего региона. Думаю, это общая беда у предпринимателей большинства средних и слабых регионов России.

     Актуальность  разработки и реализации государственной  политики регионального  развития в Российской Федерации.

     Актуальность  разработки новой государственной  политики регионального развития для Российской Федерации определяется тем, что российское государство на протяжении последних 10-15 лет потеряло контроль над процессами пространственного и/или территориального развития страны.

     На  уровне субъектов федерации это  выражается в том, что зона управления органов государственной власти постоянно сокращается: границы рынков больше не совпадают с административными границами, экономическая активность наиболее крупных хозяйствующих субъектов в современных условиях не может эффективно регулироваться региональными властями. Последовательно из ведения субфедерального уровня управления уходят: финансовые потоки (начало 1990-х годов), крупные производства (конец 1990-х годов). Сейчас, по мере продвижения в регионы общероссийских и международных торговых сетей, перестанут быть подконтрольными потребительские рынки, а на очереди — энергетический и жилищно-коммунальный рынки, реструктуризация которых позволит выступить на них в качестве операторов крупным компаниям — нерезидентам старых административных регионов. За эффективную экономику региональные власти больше не отвечают, прямо управлять ей фактически не могут, собственных проектов в этой сфере не имеют.

     Органы  государственной власти субъектов  федерации, утрачивая влияние на экономически эффективный сектор регионального хозяйства, превращаются в ответственных за остаточный, еще нереформированный сектор, унаследованный от старой экономики. К этому же подталкивает их проект реформ в социальной сфере и в сфере местного самоуправления, разработанный федеральным центром в 2001-2002 годах. При этом чрезвычайно велик риск переход региональных властей на позиции идеологического и экономического/управленческого аутсайдера. Возможный итог: дальнейшая «социализация» бюджета, постоянный бюджетный кризис (дефицит источников дохода), утрата стратегических планов развития региона в рамках открытого рынка, потеря рычагов оперативного управления.

     Сохранение  созданной по производственно-технологическому принципу пространственной организации страны стало невозможным после открытия национальной экономики и интеграции России в глобальный рынок. До конца 1980-х года политика регионального развития в СССР следовала принципу выравнивания уровня индустриализации территорий за счет государственной модернизации их промышленного потенциала. При этом, если верить документам Госплана и СОПСа, в советское время территориальные приоритеты всегда были четко обозначены:

     в 1920-1930-е годы — подъем отсталых окраин (Закавказье, Средняя Азия);

     в 1930-е годы и начале 1940-х годов  — создание второй металлургической базы и максимально удаленных от вероятностного противника машиностроительных заводов-дублеров на Урале и в Сибири;

     в 1950-1970-е годы — ускоренное развитие восточных районов страны;

     в 1960-1980-е годы — формирование крупных  территориально-производственных комплексов и так далее.

     Перелом в региональном развитии страны произошел  в 1990-е годы. Индустриализация регионов перестала быть основным способом «стягивания» в них ключевых ресурсов развития (финансовых, интеллектуальных, природно-культурных и так далее). Сформированная в эпоху советской индустриализации экономика начала интегрироваться в глобальный рынок, перестала быть замкнутой и самодостаточной. Эффективность утратили как отдельные производственно-технологические комплексы, так и их территориально-производственная проекция в виде системы расселения.

     Из  неэффективных пространственных структур стали вымываться ресурсы и, в первую очередь, — человеческие. Например, Мурманская, Архангельская области и республика Коми за 1990-е годы и потеряли 20-25 % населения. Прогнозы тоже не благоприятны. По худшим из них, потери, в этих регионах достигнут 30-40% населения. Происходит опустынивание ранее освоенных территорий. По данным Всероссийской переписи 2002 года даже в центральных старонаселенных областях России поселения свертываются и исчезают. Так называемый, миграционный «западный транзит» фактически оголяет Дальний Восток и районы Севера.

     Начали  быстро возрастать региональные диспропорции в развитии. В 1998 году душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000-ом — уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 году десять — двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. Разделение по темпам социально-экономического развития проходит не только по административным границам, но и внутри них. Более 50% населения страны живет вне зоны экономического роста — по оценке эксперта Института Системного Анализа РАН В.Н.Лексина, экономический рост сосредоточен всего в 140 точках из 1027 городов и поселков городского типа, а также примерно 152 тыс. сельских населенных пунктов. Данный разрыв в развитии становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты.

Информация о работе Региональный рост и региональное развитие: понятие, основные цели