Региональный рост и региональное развитие: понятие, основные цели

Автор: Мария Поезд, 18 Октября 2010 в 10:03, реферат

Описание работы

Региональное развитие - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории

Содержание

Задание 1. Контрольные тесты к разделам 1- 4 учебного пособия:
Симоненко Н. Н., Симоненко В. Н.- Региональная экономика. - Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2004.- 160
Задание 2. Практическое задание №9 учебного пособия
Задание 3. Теоретический вопрос №9 рабочей программы:
Региональный рост и региональное развитие: понятие, основные цели
Задание 4. Теоретический вопрос №27 рабочей программы:
Основные направления развития особых экономических зон России
Задание 5. Экономическая характеристика территориального образования или отдельной отрасли в аудитории. Показать на карте и дать социально-экономическую характеристику Уральскому ФО
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

кр рег экон.docx

— 116.14 Кб (Скачать)

     Большинство из них так и не стали функционировать  в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы.

     Ситуация  изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» (далее - Закон N 116-ФЗ), который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

     В перспективе благодаря отечественным  и иностранным инвестициям ОЭЗ  должны стать основным стимулом развития наукоемких производств, внедрения  передовых технологий и выпуска  товаров, конкурентоспособных на мировых  рынках.

     В январе 2006 г. Правительство РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о создании особых экономических зон.

     Постановлениями Правительства РФ в декабре 2005 г. особого статуса по результатам конкурса были удостоены разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели новых материалов в Томске. Кроме того, в Липецке будут производить бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) - автокомпоненты и высокотехнологичные продукты нефтехимии.

     Особые  экономические зоны, создаваемые  на территории нашего государства, подразделяются на промышленно-производственные и технико-внедренческие.

     Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует  понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.

     Технико-внедренческой  особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Подобные зоны созданы в Дубне, Москве, Санкт-Петербурге и Томске.

     Названные виды зон различаются по составу  резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели.

     Вопросы налогообложения резидентов ОЭЗ  урегулированы ст. 36 Закона N 116-ФЗ и законодательством Российской Федерации по налогам и сборам. Именно в вопросах налогообложения содержатся основные различия между промышленно-производственными и технико-внедренческими особыми экономическими зонами.

     Резиденты особых экономических зон с марта  2006 г. на пять лет освобождаются от всех местных налогов. До этого должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации и соответствующие нормативные акты муниципальных образований, освобождающие резидентов ОЭЗ от всех местных налогов - земельного налога, транспортного налога и налога на прибыль в части, которая идет в местный бюджет (4%).

     Согласно  действующему законодательству в течение  пяти лет с момента постановки на учет резидент ОЭЗ освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки. Но в таком случае остается неурегулированным вопрос - будет ли выкупленный участок, ставший частной собственностью, территорией ОЭЗ? Ведь по Закону N 116-ФЗ ею могут быть лишь территории, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

     Налоговые послабления для резидентов ОЭЗ  касаются и налога на прибыль. Ускоренная амортизация предусмотрена для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. В отношении основных средств к общей норме амортизации такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также им предоставлено право перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут переносить убытки только в размере 50% налоговой базы.

     Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики  могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном - в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.

     Согласно  ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ  осуществлять предпринимательскую  деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

     Для резидентов технико-внедренческой  зоны предусмотрены льготы по уплате единого социального налога - для  них действует ставка 14%. Резиденты промышленно-производственной зоны подчиняются общим правилам, предусмотренным налоговым законодательством для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон имеют право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ). В данном случае необходимо определиться, кто является «работающим физическим лицом». Следует ли к ним относить только лиц, работающих по трудовому договору? И подпадают ли под льготное налогообложение лица, заключившие авторский или гражданско-правовой договор? Данная коллизия может быть разрешена двумя способами. Налогоплательщик либо применяет различные ставки ЕСН в зависимости от характера выплат, либо отстаивает свое право на льготу в суде, применяя п. 7 ст. 3 НК РФ, которая обязует все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика.

     Однако, пожалуй, главной льготой, предоставляемой  резидентам ОЭЗ, будет являться так  называемая «дедушкина оговорка» - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона N 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

     Помимо  указанных шести территорий в  пределах Российской Федерации ОЭЗ действуют в Калининградской и Магаданской областях.

     В Магаданской области на основании  Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской  области" и Закона Магаданской области от 15.06.1999 «Об особой экономической зоне в Магаданской области» ОЭЗ создана с целью развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

     На  территории области установлен особый налоговый режим, который предполагает освобождение от уплаты налогов до 31 декабря 2006 г. в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением поступлений в ПФР и ФСС РФ).

     Данный  Федеральный закон будет действовать  до 31 декабря 2014 г. Участники ОЭЗ в Магаданской области с 1 января 2007 г. и до указанной даты освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Подобные льготы предоставляются в том случае, если участники особой экономической зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляются ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

     Принятие  Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) направлено на обеспечение  дальнейшего экономического развития Калининградской области и преемственности  особого режима, введенного Федеральным  законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской  области». В связи со вступлением  Литвы и Польши в Европейский  Союз, а стран Балтии - в НАТО сложилась  принципиально новая геополитическая, военно-стратегическая и экономическая  ситуация и остро встал вопрос о принятии комплекса правовых мер  для решения проблем обеспечения территориальной целостности, государственного и экономического суверенитета Российской Федерации.

     В рамках Закона N 16-ФЗ решаются вопросы  о признании юридических лиц  резидентами ОЭЗ, действия соответствующего специального таможенного режима, налогообложения и валютного контроля в особой экономической зоне, а также особенностей въезда в Калининградскую область, выезда из нее и порядка пребывания на ее территории.

     Согласно  ст. 21 данного Закона срок функционирования особой экономической зоны на территории Калининградской области составляет 25 лет.

     Особенности налогообложения касаются лишь налога на прибыль и налога на имущество организаций. В связи с принятием Закона N 16-ФЗ НК РФ был дополнен ст. ст. 288.1 и 385.1.

     В течение первых шести лет с  момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся, - 12%.

     Налог на имущество организаций, созданное  или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.

     Основной  проблемой организации особых экономических  зон на территории Российской Федерации является отсутствие теоретического научно разработанного базиса. Следует также заметить, что до недавнего времени вопрос функционирования ОЭЗ был излишне политизирован в ущерб его экономической сути.

     Создание  особых экономических зон - действенное  направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

     Особые  экономические зоны должны стать  новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.

     Однако  не стоит забывать, что при существующих масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Большее влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, упрощение административных процедур. Но пика своего действия они могут достигнуть лишь в совокупности с базовыми налоговыми преференциями. Это еще раз подтверждает их значимость и важность.

     Актуальные  проблемы регулирования, развития и оптимизации  деятельности особых экономических зон

Информация о работе Региональный рост и региональное развитие: понятие, основные цели