Северная железная дорога

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Се́верная желе́зная доро́га (филиал ОАО «Российские железные дороги») —железная дорога, располагающаяся на севере и северо-востоке Европейской части России. Проходит по территории Архангельской, Ивановской, Костромской,Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республике Коми. Управление в городе Ярославле.

Содержание

I. Вступление…………………………………………………………..…..….. 3
II. Северная железная дорога
1. Общая характеристика СЖД……………………………………..…4
2. Общая характеристика Северного экономического района…....8
3. Районы тяготения СЖД (Архангельская,Вологодская,Ярославская области и т.д)……….17
4. Достижения северного экономического района………….………..21
III. Заключение…………….…………………………………………………..23
IV. Литература………………………………..…………………….………….25

Работа содержит 1 файл

Северная железная дорога.doc

— 254.50 Кб (Скачать)


Московский государственный университет путей сообщения

 

Российская академия путей сообщения

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Экономическая география транспорта»

 

на тему:

«Северная железная дорога»

 

Выполнил студент

   группы РЭТ 111 Юшков Николай Анатольевич

 

Проверил:

                                               преподаватель________________________

 

 

 

 

Москва 2011г.

План

 

I.                    Вступление…………………………………………………………..…..….. 3

II.                 Северная железная дорога

1.      Общая характеристика СЖД……………………………………..…4

2.      Общая характеристика Северного экономического района…....8

3.      Районы тяготения СЖД (Архангельская,Вологодская,Ярославская области и т.д)……….17

4.      Достижения северного экономического района………….………..21

III.              Заключение…………….…………………………………………………..23

IV.             Литература………………………………..…………………….………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                    Информационная карточка

        Се́верная желе́зная доро́га (филиал ОАО «Российские железные дороги») —железная дорога, располагающаяся на севере и северо-востоке Европейской части России. Проходит по территории Архангельской, Ивановской, Костромской,Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республике Коми. Управление в городе Ярославле. Длина дороги — 5956 км, граничит с Московской(станции Александров и Бельково), Октябрьской (станции Маленьга, Сонково иКошта (территория Череповца) и Горьковской (станции Свеча, Новки I, Сусоловка) железными дорогами.

     Образована 15 мая 1953 года по Постановлению Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 г. в результате объединения Северной (управление в городе Вологда) и Ярославской железных дорог.

    Начальник дороги — Василий Александрович Билоха (с 2002 года).

В состав дороги входят отделения:

                    Архангельское

                    Вологодское

                    Сольвычегодское

                    Сосногорское

                                Воркутинский филиал Сосногорского отделения (в прошлом — Воркутинское отделение)

                    Ярославское

                     

ДЛкомотивные депо: Данилов, Вологда, Коноша, Буй, Исакогорка,Няндома, Ярославль, Череповец, Шарья, Иваново, Печора.Основные показатели

 

Показатель

2006

Эксплуатационная длина, км

5951,7

Численность сотрудников

64 757

Перевезено грузов, тыс. тонн

225 451

Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении, тыс. чел.

15 310

в пригородном сообщении, тыс.чел

25   14

II.                 Северная железная дорога

1.      Общая характеристика СЖД

    Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-Западного района
и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским
Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс.км, или 4,3%
эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная
часть Северо-Западного района, значительная часть Центрального и небольшая
часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-
Западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-Западного
района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района
приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую,
Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми
и частично Владимирскую и Кировскую.
Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с
Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района
тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного
меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на
Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей
с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк -
Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий:
Обозерская - Маленга далее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую
дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров
Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее
значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково -
Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта -
Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов.
Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.
Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду
малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные
реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг
образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда -
приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на
востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский
путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть
района тяготения дороги с каналом имени Москвы.
Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами;
Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль,
Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду,
реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные
притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).
На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими
и сочетают свою работу с Северным морским пароходством.Морские порты района
тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях
больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного
судоходства.
         Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него автомобильные дороги
отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке
большая роль при надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от
Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные
дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма
- Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном
транспортной системы района является трубопроводный транспорт
По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная
Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки, Выктуль - Ухта -
Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.
Район тяготения дороги богат природными ресурсами. Основное богатство
- это лес. Наряду со старыми пунктами лесозаготовок, расположенными вдоль
линии Архангельск - Вологда, возникли новые пункты вдоль Печорской линии.
Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное
производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово,
Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают
лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины
находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного
Урала простирается Печорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута,
Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7%
общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабытнанги, пересекающим
Северный Урал, печорские угли имеют выход на Нижнюю Обь а районе Салехарда.
В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая
перерабатывается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет природный
горючий газ, который направляется в Ярославль - Кириши. Разрабатываются
месторождения известняка и гипса. Наличие морей, крупных рек и озер
предопределило развитие промысла морского зверя (главным образом тюленей) и
рыбного, являющегося старинной специализацией района.
Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения
дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и
машиностроительной промышленности разного рода: станкостроение и
приборостроение (Ярославль и Рыбинск, энергетическое машиностроение
(Ярославль). Транспортное машиностроение представлено электровозоремонтным
и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полувагоны) заводами в Ярославле и
Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск,
Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.
Энергетика района представлена рядом тепловых электростанций,
работающих на угле, торфе, газе. Тепловые электростанции находятся около
железнодорожных станций: Архангельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и
др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе
Рыбинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Печорская ГРЭС.
Химическая промышленность представлена заводами синтетического
каучука, шинным, производства красок. Много кирпичных заводов. В районе
Ярославля осуществляется переработка нефти. В район тяготения дороги входит
старый Иваново-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме
работают кожевенные заводы. Ряд предприятий занят переработкой
сельскохозяйственного сырья. Дорога обслуживает крупные промышленные
центры: Ярославль, Рыбинск, Иваново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас,
Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярославль,
Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги
специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и
молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных
промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозится
значительное количество хлебных грузов, картофеля, овощей, круп,
растительного масла.
        Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей
сообщения и характер ее работы. Грузооборот дороги 142,1 млрд. ткм, или
4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с
относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура
перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное сообщение - 27,
транзит - 16%.
      Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская
нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению
леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и
Северо-Кавказской. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный
уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы
транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные металлы, хлеб. Важнейшие
грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы.
Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-
Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск.
Грузонапряженность дороги в среднем выше сетевой.
Северная дорога характеризуется значительным пассажирским движением.
Пассажирооборот дороги 9,4 млрд.пассажиро-км, или 3% сетевого. Удельный вес
пригородных перевозок в числе отправленных пассажиров 62%. Направления
наиболее интенсивного пассажирского движения: Александров - Ярославль
Свеча, Ярославль - Нерехта, Котлас - Сольвычегорск. почти весь грузооборот (98,8%) осваивается новыми видами тяги, в том числе электрической 22,4%.

2.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

        Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых
происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему
географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам
разведанных природных ресурсов и является важной частью
народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном
разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии,
топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности,
судостроении, рыбной промышленности. На его долю приходится 1/3
производства бумаги в стране, 1/5 - картона, около 1/5 - улова рыбы,
значительная часть производства алюминия, никеля, фосфорных удобрений и
добычи фосфорного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей
промышленности.
Важной особенностью Северного района является формирование на его
территории Тимано-Печорского территориально–производственного комплекса -
крупной топливно-энергетической базы европейской части страны.

       Северный экономический район охватывает обширное пространство
европейской части страны площадью 1466 тыс.км квадратных, выходящее к
Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят
Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Карельская республика и
республика Коми. В нем проживает около 6 млн.чел.(1991 год). Район
находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены
крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по
отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны.
Густая речная сеть (Северная Двина с Вычегдой и Сухоной, Печора, Мезень
и Онега), а в Карелии, кроме того, система больших и малых озер,
соединенных между собой реками, протоками, каналами, благоприятствуют
развитию лесоразработок, удобной водной транспортировке древесины к пунктам
переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской
части России, а также на экспорт.
          На территории района, и прежде всего на Кольском полуострове, Полярном
Урале и в пределах Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, открыты
разнообразные полезные ископаемые. К числу наиболее важных из них в
промышленном отношении относятся: апатито-нефелиновые, железные, медно-
некеливые и редкоземельные руды Кольского полуострова, каменный уголь
Печорского бассейна, природный газ и нефть республики Коми, северо-онежские
и вежаю-ворыквинские бокситы, железные руды и слюда Карелии, кварцевые
пески, кирпичные и огнеупорные глины, торф, выявленные в южной части
района.
        Климат района весьма разнообразен. Обширные пространства Кольского
полуострова, Архангельской области и республики Коми расположены за
полярным кругом, в пределах вечной мерзлоты. Для большей части территории
района характерен короткий вегетационный период, не превышающий 70-80 дней,
что позволяет выращивать лишь отдельные виды овощей в закрытом грунте. В
Вологодской области продолжительность вегетационного периода с
температурами выше +5 достигает 120-160 дней и обеспечивает возможность
успешно выращивать овощи, лен, пшеницу.
       Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и
слабая испаряемость влаги. Этим определяется огромное количество болот,
озер, рек. Наиболее крупные озера - Ладожское, Онежское, реки - Печора,
Северная Двина, Вычегда. Реки различных морских бассейнов соединены
системами искусственных каналов: Северо-Двинская система соединяет Белое
море с Каспийским, самая северная в мире Беломорско-Балтийская - Белое с
Балтийским. Реки, озера и искусственные водохранилища представляют собой
дешевые и удобные транспортные пути. По морям бассейна Северного Ледовитого
океана,омывающим территорию района, проходят морские транспортные пути
внутреннего и международного значения.
        С севера на юг на территории района сменяются четыре почвенно-
растительные зоны и подзоны: тундра, лесотундра, хвойная тайга и смешанные
леса. Леса занимают почти 43,2% территории района, запасы древесины
оцениваются в 5,0 млрд.м кубических. При широком распространении хвойных
пород (ель и сосна) значительные площади занимают мелколиственные леса.
В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит слабо. В пределах
других почвенно-растительных зон распространены подзолистые, дерноволуговые
и болотные почвы. Поймы рек богаты травами, составляющими естественную
кормовую базу животноводства.

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

       Относительно стабильный характер развития отраслей хозяйства
предопределяет высокую долю (порядка 85%) естественного прироста в
увеличении численности населения района. В то же время для отдельных
районов, и прежде все го Мурманской области, Карельской республики и
республики Коми, сохраняется высокой доля механического прироста населения,
что связано с активным освоением их природных ресурсов.
Средняя плотность населения по территории района составляет 4,8
человека на 1 км. квадратный при существенной дифференциации между
северными и южными районами. Более плотно заселена южная часть района. В
Вологодской области, южной части республики Коми и Архангельской области
средняя плотность населения составляет около 9 человек на 1 км. квадратный,
в то время как в северных районах (Ненецкий автономный округ, арктические
районы республики Коми, восточная часть Кольского полуострова) снижает я д
о 0,3-0,5 человека на 1 км. квадратный
         В районе преобладает городское население. Оно составляет 76%, сельское
- 24%. Удельный вес городского населения района выше среднероссийского
показателя на 11 пунктов. Это связано как с особенностями промышленного
развития, так и с природными условиями ведения народного хозяйства. В южной
части района доля сельского населения значительно выше. Например, в
расположенной на юге района Вологодской области, где возможности развития
сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения
составляет 39%.
          Среди других северных территорий страны район отличается высокой
численностью городских поселений, которых здесь свыше 200 (включая поселки
городского типа). Городское население концентрируется главным образом в
крупных городах и промышленных центрах (Мурманск, Архангельск, Череповец,
Петрозаводск, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута, Вологда). Наряду с этим
характерной особенностью расселения является проживание почти половины
населения района в средних и малых поселках городского типа, средняя
людность которых составляет 1,9 тыс.человек.
          Неоднороден национальный состав населения района. В Мурманской и
Вологодской областях в основном проживают русские, 28% населения республики
Коми представлено национальностью коми, в Карельской республике проживает
18% карелов, доля ненцев в Ненецком автономном округе составляет 17%.
Формирование населения Северного района, увеличения его численности все
в меньшей степени будет зависеть от межрайонных миграционных процессов,
которые сохранят свое значение только для освоения отдельных новых
территорий с высокоэффективными природными ресурсами. Резервы трудовых
ресурсов, как и в других районах страны, в основном определяются
проведением жесткой трудосберегающей политики на основе совершенствования
структуры хозяйства, повышения энерго- и механовооруженности труда.

Информация о работе Северная железная дорога