Северный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:03, реферат

Описание работы

Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия).

Содержание

Введение.
Общая характеристика Северного экономического района.
Природно-ресурсный потенциал.
Население и трудовые ресурсы.
Размещение важнейших отраслей промышленного производства района,
их роль в общероссийском производственном потенциале.
Сельское хозяйство.
Характеристика транспортной системы Северного экономического района.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Северный экономический р-н.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

        Северный район слабо обеспечен благоустроенными  автомобильными  дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск,  Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

        Основу транспортной сети района  составляют  железные дороги,  обеспечивающие как регулярную  внутреннюю связь, так и связь  с другими районами страны.  На долю железнодорожного транспорта  приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы,  направляемые на юг и запад европейской части страны,  апатиты, продукция цветной и черной металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса),  нефтепродукты (из  Поволжья)  и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

         Архангельская область и республика  Коми слабо обеспечены железными  дорогами.  Многие районы здесь  не имеют железнодорожных   путей  и  обслуживаются  речным транспортом по рекам  Северная Двина, Печора, Сухона  и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас,  Архангельск,  Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

         Наиболее крупные  грузопотоки  связаны с лесопромышленным освоением  района.Древесина к железнодорожным   магистралям  поступает из  более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и  автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица,  Вычегда,  Архангельск,  Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.

         Для печорского  направления характерен  большой грузопоток воркутинского  каменного угля.  Крупнейшими  станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат  (около  10  млн.т  в год),  в Санкт-Петербург,  Архангельск и другие промышленные центры страны.  Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.

             Важным условием развития производительных  сил  Северного  экономического  района  является новое железнодорожное  строительство.  Здесь построены  лесовозные линии Архангельск  -  Карпогоры  и Микунь - Кослан - Ертом.  В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию  новые  железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня -  Усинск.  Электрифицированы  наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда -Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль -  Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы  на восток и обратно.

      Слабое  развитие транспорта железных и автомобильных  дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского корридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.

      Жизнь современного  общества  невозможна без развитого транспорта.  Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха.  Транспорт  соединяет  между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

      Размещение транспорта как отрасли  материального производства отражает  закономерности размещения  производительных  сил той общественно-экономической  формации,  потребности которой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный  фактор  процессов  общественного   воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

      Транспорту  принадлежит  исключительная роль в  формировании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту осуществляется географическое разделение труда между  районами,  специализация их на производствах  наиболее  выгодных  в данных условиях. 

                                                                                                                                                                                                                                                                           Заключение                     Экономика страны на современном этапе представляет собой сложную многоотраслевую систему с деформированными межрегиональными связями и структурными соотношениями и , как правило , в рыночном хозяйстве выживают те субъекты , которые добиваются более высокой эффективности производства и большей прибыли - только на этой основе они могут решать социальные проблемы . В этих условиях в тяжелое положение попал Северный экономический район, в котором эффективность производства по ряду причин, и прежде всего из-за природно-климатических условий , ниже , а социальные проблемы требуют больших средств . Это означает , что этот район не может на равных с другими районами входить в рынок . Условия Севера не вписываются в большинство общероссийских стереотипов экономических и политических реформ . В необходимости проведения здесь особой политики убеждает и мировой опыт .Однако это не всегда находит должное признание в правительственных структурах . Более того , располагая богатейшими природными ресурсами и играя важную роль в экономике страны , Север наиболее остро ощущает на себе бюджетный дефицит и другие трудности . Государство не в состоянии выделить средства , необходимые для поддержания достигнутого здесь уровня добычи сырья . Суть сегодняшнего политико-административного строя заключается в необходимости регулирования не только своих внутренних , но и внешних отношений , от эффективности которых зависят возможность комплексного использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения .  
 

 

Список  литературы: 

  1. Казанский Н.Н.  и др.  Экономическая география  транспорта.  -  М.: Транспорт, 1991.
  2. Знание - на службу нуждам севера, САПИ-Торг-книга, Якутск, 1997
  3. Регионоведение: методические указания, ВЗФЭИ, М.: 1995
  4. Географический атлас для 8 класса, М.:1986
  5. Региональная экономика: Учебн. пособие для ВУЗов/ под ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995
  6. Российская Федерация, республика и области Северного экономического района в 1992г./ Госкомстат России.-М.,1993
  7. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России.-СПб.:Наука, 1995
  8. газета “Эксперт” № 39 (203) от 18.10.1999г.

Информация о работе Северный экономический район