Шпаргалка по "Экономическая География США"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:58, шпаргалка

Описание работы

это ответы на экзаменационные вопросы

Работа содержит 1 файл

США-география-ответы.docx

— 179.68 Кб (Скачать)

     Экономическая география изучаемого региона

  1. Экономическая география как научный и учебный предмет. Экономическая география и региональная экономика.

    Экономи́ческая геогра́фия — общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.

    Подразделяется  на географию промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, связи, торговли и т. д. Часто (особенно, в работах  российских авторов) понятие используется для обозначения всей социально-экономической  географии и противопоставляется  физической географии.

Региональная  экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства[1]. В Российской Федерации учебная дисциплина «региональная экономика» изучает размещение производительных сил и экономику регионов[2] . За счет расширения базисных факторов региональная экономика трансформировалась в «регионалистику», на основе которой в российских вузах изучается междисциплинарный курс «Регионоведение»[3].

 
Главная задача региональной экономики заключается в научном обосновании разумного компромисса между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов.

В рамках региональной экономики исследуются следующие  проблемы:

  • - экономика отдельного региона
  • - экономические связи между регионами;
  • - региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
  • - размещение производительных сил;
  • - региональные аспекты экономической жизни;
  • - моделирование системы управления регионом
  • - совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.
  1. Основные этапы становления экономической географии. История развития ЭГ как науки.

Начальный этап формирования экономической  и социальной географии: 17 в. — 1-ая половина 19 в.

Появление ЭГ связано  с началом промышленного развития (прежде всего стран Европы). 1566 г. — начало „возрождения“ географии после Средневековья:

Ж.Боден — воспроизведение идей античных и арабских авторов по вопросу о влиянии географической среды на историю человеческого общ-ва. Писал о том, что это влияние может быть изменено (оно не непреодолимо).

Л. Гвичардини — „Описание Нидерландов“ (1567): хар-ка не только природы, населения и хоз-ва страны в целом, но и 17 ее провинций, а также городов.

1650 г. — труд Бернхарда Варениуса „География генеральная“. География двояка: 1) Общая (генеральная) — изучение „земноводного“ пути (общих закономерностей всего); 2) Частная — описание стран (хорография) + их часть — топография (описание отдельных местностей): св-ва, которые к „солнечному и звездному движению надлежат“, описание природных условий и ресурсов и описание людей.

Россия — заметное развитие географии стало происходить в 1-ой половине 18 в.: И. К. Кирилов, В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов.

И. К. Кирилов первым составил экономико-географическое описание России, назвав его «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий» (книга 1—2) (1727).

Татищев — фактически первый в России географ. „История Российская“ — включает представления Варениуса о географии. Глава в „Истории..“ — О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования — универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и ее частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По „качествам“ — математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени — древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию — „Лексикон Российской империи“. Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам — первое ЭГ исследование: „Общее географическое описание всея Сибири“ (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик  Земли в процессе его исторического  развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин „экономическая география“ (дисциплина, изучающая хозяйство, природные  и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого — составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон.картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов — предполагалось сделать 1200 карт. Для этого — составление лексикона российских продуктов (местность производства, объем производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования — Сибирь, Камчатка. Труды: „О слоях земных“ (природно-исторический), „О размножении и сохранении росс.народа“ (демографический и социологический труд), „Экономический лексикон“ (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ — хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров пр-ва.

Шарль Луи Монтескье (1685—1755). Подробно рассмотрел влияния  природных условий на общественное развитие. Работы: „О духе законов“, „Об  отношении з-нов гражданского рабства к природе климата“, „О з-нах в их отношении к св-вам климата“. Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменеющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: „камеральная статистика“ (Германия, сер.18 в.) — давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных гос-вах и их адм.единицах; коммерческая география — сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

И. Кант (1724—1804). Внимание роли природы в развитии общ-ва. Противопоставил пр-во — времени, природу — человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы. 
Конец 18 в. — в России начинают формироваться экон.районы. 1776 г. — Чеботарев выпускает в свет 1-ый учебник по географии нашей страны „Географическое методическое описание Росс.империи“. он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России. 
I половина XIX в.

А. Гумбольдт (1769—1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы  человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные  зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неогранической природы (органичсекйи мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: „Космос“.

К. Риттер. Свое внимание сосредоточил на з-нах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов „Землеведения“, „История о сравнительном землеведении“. Последователь Канта. Считал, что предмет географии — конкретные территории с их природой, населением, хоз-вом — итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменятется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля — воспитательный дом для человека.

К. И. Арсеньев — развитие районного направления. Выделил в России 10 „пространств“ по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. „Статистические очерки России“ (1848) — выделение районов („пространств“), а внутри них еще подрайонов („поясов“) с физико-географическими и эконом-географическими хар-ками каждого из районов — зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история  общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общ-ва — соединение общвественного хаор-ра пр-ва с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.

Ведущие западные школы экономическй и социальной географии во второй половине 19 в. — первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны „смутой“ и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего „брожения“, в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма, объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма, то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

Э.Реклю (1830—1905). „Всеобщая география“ (19 томов) — самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). „Земля“ — описание жизни на земле; задача географа — познать физиологию земного шара. „Человек и Земля“ (6 томов) — понять как труд воздействует на географическую среду.

Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались  такие национальные географические школы, как — хорологическая —  французская школа географии  человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Бланш, Реклю, Брюн) — антропогеография (Ф.Ратцель, Риттер) — исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

С начала ХХ века в Германии широкое признание  в среде географов получили антропогеографическая  концепция Фридриха Ратцеля (1844—1904 гг.). Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие „жизненное пространство“. Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе „Политическая география“ — то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму: это такая парадигма, когда чел. может выбирать. Влияние природы на чел.: 1. физическое и психологическое 2. Распространение (колонизация) 3. Смешение или исчезновение народов 4. Политический строй.

После первой мировой  войны выходит книга англичанина  Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартланда- (Восточная Европа), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии — в работах одного из последователей Ратцеля — географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

Антропогеография  частично дала о себе знать и в  предреволюционной России в работах  А. А. Крубера, Л. Д. Синицкого, В. П. СТШ, но в России более социально выраженная направленность исследований, человечество рассматривается как социальный организм, описание взаимодействий природы и человека. В отличии от Ратцеля, Крубер и Синицкий признавали объективно существующую географическую оболочку, в которой выделяли антропосферу. Работы Ратцеля: „Антропогеография“, „Политическая география“, „Земля и жизнь“, „Народоведение“. Ученики: 1. Элен Сэмиэл (1863—1932): перенесла идеи Ратцеля в США 2. Кэнитингтон -англичанин. Минусы: переносили з-ны природы на географию человека, что неправильно (Пр.: Синицкий писал о зональном распространении народов на Земле); не пытались увидеть реальные движущие силы общ-ва (все объясняли организмом человека), отказывались от изучения современного общ-ва; не пытались увидеть противоречий между природой и общ-вом (писали о гармонии); географическая среда заставляет выбирать тот или иной вид занятий; отсутствие экономического подхода, все обусловлено естественными факторами. Сейчас антропогеография выродилась.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая География США"