Шпаргалка по "Экономическая География США"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:58, шпаргалка

Описание работы

это ответы на экзаменационные вопросы

Работа содержит 1 файл

США-география-ответы.docx

— 179.68 Кб (Скачать)

Характерны для  США и кризисные явления в  экономике. В периоды между мировыми войнами экономические кризисы  перепроизводства наблюдались в  США трижды: в 1920-1921, 1929-1933, 1937-1939 годах, поразивший все отрасли хозяйства. Особенно глубоким и длительным был кризис 1929-1933 годов. В разгар кризиса объем промышленного производства сократился вдвое. Кризис сменился длительной депрессией, а затем уже в 1937 году начался новый кризис, из которого США вывела только 2 мировая война, резко расширившая рынок сбыта для продукции этой страны.

Кризисное сокращение производств и связанный с  ним рост безработицы неоднократно происходили и в послевоенный период (с 1948 по 2000 годы таких сокращений было не менее 15).

По характеру  своей экономики США – это  индустриально-аграрная страна, в которой высоко развиты как промышленность, так и сельское хозяйство и очень велико значение непроизводственной сферы, в том числе сферы обслуживания населения. Для отраслевой структуры производства характерно растущее преобладание обрабатывающей промышленности над сельским хозяйством и добывающей промышленностью, число занятых в которых все уменьшается.

В ВНП США 2% приходится на первичный сектор (сельское и  лесное хозяйство, рыболовство), 29% на вторичный  сектор (промышленность и строительство), 69% на третичный сектор (сфера услуг). Следует отметить, что деление  по секторам весьма условно, иногда в  первичный сектор включают добывающую промышленность.

Однако столь  низкие доли сельского хозяйства  и добывающей промышленности вовсе не означают, что они сабо развиты или не имеют большого значения для страны. Напротив, по размерам их продукции США стоят на одном из первых мест в мире. Они не только обеспечивают свое население продуктами питания, но и имеют значительный избыток для вывоза за границу. 

    16-19.Общая характеристика промышленности США.

в национальном доходе стоимость продукции промышленности в 10 раз больше стоимости продукции  сельского хозяйства. Промышленность США имеет большую, технически хорошо оснащенную материальную базу. Однако в условиях неустойчивости хозяйства  даже предприятия новейших отраслей работают с недогрузкой; безработица  постоянно растет.

При взгляде  на карту промышленности США нетрудно заметить, что все ведущие отрасли  получили развитие во многих штатах. Но на таком фоне обычно резко выделяются два-три штата.

Топливно-энергетический комплекс. Ведущая роль в энергохозяйстве принадлежит нефти и природному газу. Свыше половины добываемой в стране нефти и еще больше природного газа дает штат Техас с прилегающими к нему территориями юга.

На Западе наибольшее значение имеют разработки нефти  в Калифорнии и на Аляске. Из районов  добычи нефть и природный газ  поступают к центрам переработки, часть которых расположена на Севере.

В результате научно-технического прогресса уголь потерял таких  потребителей, как флот, железные дороги и коммунальное хозяйство. Теперь его  используют преимущественно электростанции.

Уголь добывается в более, чем 15 штатах, но главные "угольные штаты" страны - Кентукки, Западная Виржиния, Пенсильвания, в пределах которых находится часть самого крупного в стране Аппалачского угольного бассейна. В последнее время растет значения штата Вайоминг на Западе, где уголь добывается открытым способом и содержит мало серы.

Очень быстро растет производство электроэнергии. В настоящее  время США является лидером в  этой отрасли.

Основную долю электроэнергии дают ТЭС, но на Западе ГЭС мощностью 1-2 млн. кВт вырабатывают больше половины потребляемой энергии. В электроэнергетике быстро возрастает значение атомных электростанций.

Черная  и цветная металлургия. Черная металлургия по-прежнему концентрируется на севере страны, в таких штатах, как Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания, Мериленд. Почти 4/5 железной руды, добываемой в США, дают месторождения, расположенные близ озера Верхнего. Еще недавно 2/3 черного металла давали заводы Питтсбурга, Кливленда, Чикаго и других приозерных городов. Теперь удельный вес этих предприятий снизился вследствие увеличения выпуска металла новыми и реконструированными комбинатами, расположенными на Атлантическом побережье близ Филадельфии и Балтимора. Эти мощные комбинаты оборудованы новейшей техникой и работают на импортном сырье.

Заводы цветной  металлургии тяготеют к районам  добычи сырья или к портам, через  которые сырье ввозится. Поэтому  очень многие из них находятся  на Западе и Юге. Выплавка алюминия ориентируется на гидроузлы, построенные  на реках Теннеси и Колумбии; на Мексиканском побережье алюминиевые  заводы расположены близ крупных  ТЭС.

Машиностроительный  комплекс отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Еще одной важной особенностью комплекса является низкая капиталоекость производства: производя примерно 40% промышленной продукции, он концентрирует лишь около 20% основного производственного капитала. Наконец, в этом комплексе используется 40% рабочей силы, занятой в промышленности, здесь сосредоточена преобладающая часть рабочих мест высокого технического уровня. Эти особенности машиностроительного комплекса способствуют интенсивному типу воспроизводства в промышленности, быстрому научно-техническому обновлению продукции, повышению квалификации рабочей силы.

Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам.

Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с  размещением городов и агломераций. В еще большей мере это относится  к трем мегаполисам США, которые  фактически образуют три главных  машиностроительных района страны. Несмотря на очень большое разнообразие предприятий, отдельные штаты выделяются своей узкой специализацией.

Станкостроение  сосредоточено главным образом  в пределах Приозерного и Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудование с Севера.

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле- и самолетостроение. Автомобилестроение - национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей; каждый седьмой работающий американец производит или обслуживает автомобили. Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей производится в пределах Приозерного мегаполиса. Здесь находятся главный "автомобильный штат" Мичиган и "автомобильная столица" США - Детройт.

Химическая  промышленность представлена во многих десятках центров, но повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна.

Главный район  нефте- и газо-химической промышленности США сложился в пределах нефтегазоносного бассейна Мексиканского залива. Здесь действует более 200 предприятий и находится "нефтехимическая столица" США - Хьюстон.

Легкая  и пищевая промышленность. Среди отраслей легкой промышленности наиболее развиты текстильная и кожевенно-обувная. Текстильная промышленность в течение двух веков концентрировалась в североатлантических штатах - так называемой новой Англии, с центром в Бостоне. Но в последнее время произошла миграция этой отрасли в южноатлантические штаты, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта.

Пищевая промышленность представлена мощными комбинатами, которые размещаются в основных сельскохозяйственных районах и  крупнейших городах (особенно Севера и  Запада).

На размещение промышленности США большое воздействие  оказывают факторы концентрации, трудовых ресурсов, транспортный, а  в последнее время - экологический  и "наукоемкости".

Промышленные  районы и пояса. В такой стране, как США, можно выделить много промышленных районов разного ранга. Крупнейшие среди них три - Нью-Йоркский, Лос-Анджелесский и Чикагский. Большинство промышленных районов США входит в еще более крупные образования - четыре промышленных пояса.

Особенно велика роль старейшего Северного промышленного  пояса, который протягивается на 1,5 тыс. км от Атлантического океана до Миссисипи. Он включает несколько старопромышленных районов и многие десятки, если не сотни, промышленных центров. Хотя доля этого пояса в промышленном производстве США снижается, он продолжает оставаться самой большой индустриальной областью в мире. Юго-Восточный промышленный пояс, сформировавшийся в последние десятилетия, специализируется на выпуске трудоемкой и энергоемкой продукции, также сравнительно новый район побережья Мексиканского залива (его обычно именуют "Галф" - "Залив") - на нефтепереработке и нефтехимии. А в Калифорнии преобладают новейшие наукоемкие отрасли. 

22.Современная  транспортная сеть  США

Транспорт в США — система средств для перевозки пассажиров и грузов в Соединенных Штатах Америки. В каждые исторические времена доминировали свои виды транспорта. В настоящее время основные перевозки производятся на автомобильном транспорте и авиацией. В нескольких городах имеется метрополитен.

В настоящее  время в США существует высокоразвитая и разветвленная транспортная система, включающая такие многообразные виды транспорта как автомобильный, воздушный, железнодорожный. Однако лишь первые два вида можно назвать основными, так как количество перевозимых ими людей во много раз превышает количество пассажиров железных дорог. Основное средство передвижения населения в большинстве регионов страны — личный автотранспорт. Общественный транспорт, особенно вне крупных городов, развит существенно слабее, чем в Европе, хотя практически в любом городе США имеется та или иная форма общественного транспорта.

Кроме того, в  ряде городов существует паромное сообщение через водные массивы. США в отношении наземных транспортных средств — самая автомобильная держава в мире. Подавляющая часть американских городов и пригородов создаётся и развивается с расчётом на автомобили и с учётом нужд автодорожного транспорта. С развитием автомобилей в Северной Америке популярность железных дорог начала падать, a с построением всеохватной сети автомобильных дорог и скоростных автотрасс в 50-60е годы XX века, железнодорожный транспорт утратил некогда первостепенные экономические позиции, и если продолжает приносить прибыль, то только в грузовых перевозках. В отличие от европейских государств, вкладывающих деньги в железнодорожный транспорт наравне с другими видами, власти США сделали упор на автомобильный и воздушный транспорт, оставив железную дорогу в стороне.

В результате частные  железнодорожные компании начали терять прибыль на пассажирских перевозках, что привело к резкому сокращению таковых. Лишь создание Конгрессом в 1971 году полугосударственной корпорации Amtrak спасло пассажирский железнодорожный транспорт в США от полного исчезновения. Популярность поездов несколько увеличилась во времена резкого повышения цен на бензин в 1970е годы, и после атаки 11 сентября 2001 года и последовавшего кризиса авиатранспорта. Стихийные явления, такие как ураган "Катрина" в 2005 году и сильные снегопады в Колорадо в декабре 2006 года, в очередной раз показали насколько важную роль может сыграть железнодорожный транспорт в перевозке людей при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, перегрузка автотрасс и аэропортов неизменно вызывает задержки. Все эти факторы способствуют возрождению у американцев интереса к железной дороге как дополнительному способу передвижения по стране. 
В некоторых крупных американских городах существуют особо разветвлённые, несущие ежедневную большую нагрузку системы общественного транспорта, представленные различными его видами. В ряде особо крупных городов имеются
метрополитены. Крупнейший и один из старейших метрополитенов - нью-йоркский. Самые молодые метрополитены на территории самих США - Вашингтонский и Атлантский. Кроме того, совсем недавно открылся метрополитен в Сан-Хуане (Пуэрто Рико). Практически в каждом городе существует автобусное сообщение. Троллейбусное сообщение существует лишь в пяти городах США: Кембридж,Филадельфия,Сан-Франциско,Сиэтл и Дейтон.

До второй половины XX века во многих крупных городах  существовало трамвайное и, в меньшей степени, троллейбусное сообщение. Однако в течение 50-ых и 60-ых годов трамвайные и троллейбусные линии в большинстве городов были ликвидированы и заменены автобусами[источник не указан 858 дней]. Исключения составляют такие города как Сан-Франциско, Филадельфия, Бостон, в которых данные виды транспорта удалось сохранить. В ряде американских городов наблюдается возрождение трамвая, однако новые трамвайные линии имеют существенные отличия от традиционного трамвая. Современные скоростные трамвайные линии называются легкорельсовыми. Наиболее молодые легкорельсовые линии — в Денвере и Миннеаполисе. В 2003 открылась линия "Airtrain", обслуживающая нью-йоркский аэропорт им.Кеннеди. Однако определение трамвая или легкорельсового транспорта к этой линии неприемлемо, по причине того, что она проходит не по улицам, а по обособленным эстакадам. К ней больше подходит определение мини-метро. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая География США"