Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Реферат миграция.docx

— 66.07 Кб (Скачать)

Сокращенные внутренние мигранты вероятно будут искать новое место  работы, и скорее согласятся на менее  комфортные условия труда и меньшую  заработную плату, чем вернутся обратно. Ситуация на рынке труда с точки  зрения работника ухудшилась не только в столице, но и большинстве регионов России, что также будет являться фактором, препятствующим оттоку населения  из Москвы и Московской области.

Поэтому число выбывших из столицы возможно несколько увеличится, однако масштабы данного явления  будут не такими значительными, и  говорить о формировании устойчивого  обратного дрейфа в регионы пока не приходится.

Что касается специалистов-«москвичей», готовых сменить место жительства в связи с невозможностью решения  жилищного вопроса в Москве, то скорее всего их тоже окажется не так  много.

Их уровень востребованности в принимающем регионе действительно  будет выше, но заработная плата, вероятно, окажется меньшей, поскольку уровень  денежных доходов превышает столичный  только в нескольких субъектах России: Ненецком автономном округе, всей Тюменской  области, Сахалинской области и  Чукотском АО.

Здесь условия проживания не так уж комфортны для жителей  Центральной России, и привлекательность  таких регионов оказывается очень  сомнительной.

Остальные же субъекты федерации  по уровню заработных плат в большей  или меньшей степени проигрывают  столичному, поэтому даже более высокая  должность не может гарантировать  специалисту из Москвы более высокую  зарплату.[12]

 

2.2 Особенности  Государственного регулирования  миграции на Дальнем Востоке

Отдельно стоит рассмотреть  миграционную ситуацию на Дальнем Востоке, так как этот район представляет большой интерес за счет актуальности его заселения во все времена. Вначале мы обратимся к истории, потому как она хорошо объясняет  современные тенденции развития.

При всех недостатках миграционной политики царского правительства именно в середине XIX - начале XX вв. заселение  Дальнего Востока привело к позитивному  социально-экономическому эффекту  и на дли- тельный период заложило основы успешного саморазвивающегося общества в восточной части страны.

Главным условием успеха стал ориентир на долгосрочное закрепление  переселенцев в новых территориях. Он лег в основу системообразующей  цели колонизации дальневосточных  земель, что определило комплексный  подход к переселенческой политике. К переселению на Дальний Восток стимулировались социальные группы, способные благополучно адаптироваться в новых условиях и создать  социальные основы для закрепления  господства России в новых землях.

Существуют сведения о  государственном стимулировании притока  в регион экономически независимого и активного населения. С 1862 г. переселение  проводилось за счет самих мигрантов. Естественно, решиться на переезд могли  только те, кто имел необходимый  для этого материальный ресурс и  рассчитывал на свои силы в обивании нового места.

До 1905 г. разрешение на переселение  в Амурскую и Приморскую области  предоставлялось крестьянам, способным  привезти с собой на новое место  жительства не менее 600 рублей. Деньги требовались для приобретения хозяйственного инвентаря и на обустройство, так  как государственных ссуд не хватало. В марте 1861г. были изданы "Правила  для поселения русских и иностранцев  в Амурской и Приморской областях". В основе этого документа лежал  принцип добровольного льготного  переселения с правом приобретения земли в собственность. В частности, предписывалось:

1) всем желающим селиться  в Амурской и Приморской областях  отводить свободные участки казенной  земли во временное владение  или в полную собственность;

2) желающим поселиться  целым обществом, которое должно  состоять не менее как из 15 семейств, отводить сплошной участок  земли на пространстве не более  100 десятин на каждое семейство;

3) на пространстве от  вершин реки Уссури и по  ее течению к морю такие  участки предоставлять в вечное  и постоянное пользование всего  общества. Общество имеет право  продать участок другому обществу, состоящему не менее как из 15 семейств;

4) во всех других местностях  отведенные крестьянским обществам  участки предоставлять в пользование  на 20 лет бесплатно, однако последние  права ни продавать, ни отчуждать  не имеют.

Позднее, в апреле 1861 г. появился указ Сената, предоставивший значительные льготы переселенцам. В соответствии с пунктом 10 этого указа все  переселившиеся на Дальний Восток за собственный счет освобождались  от отбытия рекрутской повинности в  течение десяти наборов; кроме того, они навсегда освобождались от уплаты подушной подати и лишь по истечении  двадцатилетнего срока (со дня издания  указа) должны были уплачивать поземельную  подать.[13]

Наделение переселенцев землей путем передачи ее в собственность  побуждало к переезду большей  частью людей трудоспособных, экономически активных. Такой подход способствовал  формированию в мигрантах психологии хозяина, а не "временщика".

Помимо добровольного  переселения, образование российского  социума на Дальнем Востоке происходило  благодаря вынужденной миграции казаков, солдат и заключенных. Около  трети ссыльнокаторжных оставалось на восточных землях. В начале XXв. контингент ссыльнокаторжных достигал миллиона человек.[14]

Правда, сейчас мы можем говорить о недальновидности такой политики, так как высокая доля ссыльнокаторжных в социальной структуре дальневосточного населения внесла свои негативные элементы в формирование местной культуры и предопределила генетический характер современной преступности на Дальнем  Востоке.

26 января 1882 г. были изданы  новые правила, в соответствии  с которыми льготы, предоставлявшиеся  ранее русским и иностранным  переселенцам, теперь закреплялись  только за русскими. Кроме того, правилами поощрялось переселение  за собственный счет (своекоштное  переселение).

С 1886 г. казеннокоштное переселение  вообще было заменено своекоштным, причем за последним сохранялись все  льготы, установленные ранее для  казеннокоштных переселенцев. Все новоселы по прибытии на место получали 100-десятинный земельный надел на каждую семью; с них снимались все недоимки, и им оказывалась помощь в приобретении сельскохозяйственного инвентаря.

Такая политика поощряла самостоятельность  и экономическую активность тех, кто не рассчитывал на государственную  помощь и не питал иждивенческих  настроений. Большая часть переселившихся в то время крестьян надолго осела  на дальневосточных землях, пустив корни и составив основу современного социума в этом регионе. Главной  причиной успешной адаптации крестьян, переехавших за свой счет, представляется мотивация их переселения. Руководствовались  они, по сути, стремлением к самореализации. Стать хозяином новой неосвоенной  земли и воплотить на ней свои замыслы - это и было одним из главных  мотивов переселенцев.

Наибольший социально-экономический  эффект для государства дала деятельность тех крестьян, которые переселились своекоштно. Нецелесообразность дотационного отношения к переселенцам наглядно показала история советского переселения. Советские переселенцы на Дальний  Восток получали весьма большие подъемные, причем сам переезд тоже оплачивался. Многие переселенцы превратили миграцию в основную деятельность, позволявшую  безбедно существовать за счет государственных  дотаций. Получив подъемные на переселение, они уезжали на Дальний Восток, возвращались через определенный срок обратно, чтобы вновь отправиться  по тому же маршруту с новыми государственными средствами. Именно в советский период заселения здесь сформировалась психология "временщика".

Система государственного стимулирования переселения на Дальний Восток не смогла обусловить мотивацию длительного  проживания на новом месте.

Тем не менее, работать в Сибири и на Дальнем Востоке, в том  числе на севере этой территории, было выгодно и престижно. Именно там  было создано наибольшее число городов  и поселков на совершенно неосвоенных  землях. Численность населения Сибири и Дальнего Востока за годы советской  власти увеличилась втрое, и в  демографическом отношении это  была наиболее активная часть РСФСР.[15]

Миграционные потоки советского периода освоения Дальнего Востока  имели искусственные основы, напоминающие разворот течения рек.

В результате Россия стоит  на грани потери влияния в дальневосточных  территориях. Обусловлено это тем, что искусственно созданный социум не основывался на глубоких социально-культурных связях. Наоборот, люди, преимущественно  молодежь, приехавшие на Дальний Восток до его освоения, были "выдернуты" из устойчивой социальной среды, естественно  не имея никакой возможности обрести  четкие социальные ориентиры в новом, пока еще маргинальном обществе. Как  только закончился макропроект под  условным названием "Советское освоение Дальнего Востока", участники его  реализации оказались невостребованными. И, поскольку в подсознании большинства  переселенцев их дом ассоциировался с прежним местом проживания, миграционные потоки с Дальнего Востока устремились  в обратном направлении.

Заметим, что подобного  не произошло в досоветский период.

Что касается современности, то, превратившись в зону сплошного  оттока трудоспособного русскоязычного населения, регион одновременно стал территорией  массового притока выходцев из Юго-Восточной  Азии, в основном из Китая. По данным ФМС МВД России численность китайских  иммигрантов в Дальневосточном  федеральном округе превышает 130 тысяч  человек. Значительное количество граждан  Китая используют безвизовые туристические  поездки для доставки и последующей  продажи товаров широкого потребления, официальные приглашения различных  фирм с последующим получением разрешительных документов на право следования в  населенные пункты, в том числе  расположенные на территории других российских регионов. Острота проблемы во многом определяется геополитическим  положением Дальнего Востока, который  открывает России выход в Азиатско-Тихоокеанский  регион (АТР), уже ставший мощным полюсом развития мировой цивилизации. Степень влияния России в АТР  зависит в первую очередь от качества человеческого потенциала, которым  обладает Дальний Восток.

В свою очередь это качество во многом определяется текущими миграционными  процессами.

Отток трудоспособного и  экономически активного русскоязычного населения обусловил заметную деградацию дальневосточного социума, что проявляется  в стремительном распространении  наркомании и алкоголизма, росте  социально обусловленных заболеваний (туберкулез, СПИД, сифилис и др.).[16]

2.3 Механизм реализации  современной миграционной политики  на территории Российской Федерации

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации  в последнее десятилетие обусловлены  политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в  этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой  в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов  в Российской Федерации»[17]. Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ[18]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года[19] функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое подразделение – Федеральная миграционная служба МВД России. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией.

Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов  исполнительной власти РФ и ее субъектов  по реализации единой государственной  миграционной политики, является Правительственная  комиссия по миграционной политике. При  разработке и реализации государственной  и региональной миграционной политики органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов сотрудничают с  международными организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.

В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС России призваны участвовать  следующие федеральные органы исполнительной власти: Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России, Минюст России, МВД России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруда России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России и другие заинтересованные органы власти.[20]

Для реализации государственной  миграционной политики Правительство  Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий.

Миграционная политика учитывает  основные положения Комплексного плана  мероприятий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации  в 1998-2000 годах и Федеральной миграционной программы, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе»[21]. Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на нормах международного права и международных договорах, положениях Конституции РФ и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств.[22] 

Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы