Сравнительная экономика Центрального и Северо - Западного экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда. Современное экономическое районирование России включает три основных звена

(таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики, а на основе городских и сельских районов образуются начальные специализированны территориальные производственные комплексы.
работа посвящена Центарльному и Северо-Западному экономическим районам России, в ней я расскажу об их особенностях, ресурсах и уровне развития.

Содержание

1.Введение
2.Природные условия и ресурсы
3.Экономика
4.Население и трудовые ресурсы
5.Заключение
6.Приложение
7.Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

годов предприятия  тексильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта.  В районе развито ткачество, отделка, швейная промышленность.

Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский  завод), обувная

промышленность  в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая  промышленность в Новгородской области.

Индустриально-строительный комплекс

В районе также  получил развитие индустриально-строительный комплекс,

представленный  стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

Топливно-энергетический комплекс:

Основная часть  топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе – Печорском  и Донецком. В

энергетическом  балансе района приобретает значение атомная энергетика

(Сосновоборская  АЭС), газоснабжение. Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ. Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на

слабую базу.

Металлургический  комплекс

Почти весть  материал для производства металла, конструкционного литья,

проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий,  проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.

Развитие цветной  металлургии сдерживается бедностью  сырьевой базы и

напряженностью  топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове.  Имеет место производство аллюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство  занимает центральное место в  АПК района и имеет

подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского  хозяйства –

удовлетворение  протребности своего населения и  легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птичеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область) . Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область. До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.

В АПК Северо-западного  района рост производства связан с:

-         укреплением межрегиональных связей

-         развитием предпринимательства  на селе

-         многообразием форм собственности

-         созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.

     Транспорт и экономические связи

Район владеет  всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов

в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта –

железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика:  от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.  Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ). Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом. 

Население и трудовые ресурсы.

Центральный экономический  район по численности населения и качес-

твенному потенциалу значительно превосходит  другие  районы страны.

Численность его  на 2000 год составляла 29,7 млн. человек 1, или 20,1% населения России.  За 1992-1997 гг. население района уменьшилось на 799 тыс. человек или на 2,7%.Сокращение вызвано не только  отрицательными  показателями     естественного прироста, но и миграционным оттоком.  Несмотря на некоторое снижение уровня  отрицательного  показателя  естественного  прироста за 1996 год, он все еще остается достаточно высоким и составляет около 9 человек на 1000 человек населения,  против 5,1 чел. по Российской Федерации. Особенно высокая  смертность  при  низкой рождаемости отмечается в Тульской, Тверской, Ивановской  областях, что связано не только с ухудшением социальных условий в связи с затянувшимся экономическим кризисом,  но и последствиями  загрязнения окружающей среды хозяйственными объектами.

Население на 2010 год составляет около 29,9 млн.человек. 2 Таким образом, мы можем говорить о некотором увеличении (0,6 %) числа населения района.

ЦЭР  отличается  высокой  плотностью  населения - 60,1 человек на 1 км2 

при  средней  заселенности  по  России - 8,6  человек  на 1 км2, или в 7 раз превышает среднероссийские  показатели. При этом плотность населения Москвы  и  Московской  области  составляет 320,8 человек на 1 км2. Население  размещается  неравномерно по территории района, если на

юге (Тульская область) плотность населения составляет 69,9 человек на 1 км2, то на севере  (Костромская область) 13,2 человека на 1 км2. Высокая разница в уровнях заселения объясняется не только природно-климатическими условиями, но и экономическим уровнем развития.

Район относится  к высокоурбанизированным. Удельный вес городского

населения в  общей численности населения  страны составляет 83%, а  в

Тульской, Ярославской  и Московской областях этот показатель еще выше. Почти 3/4 городского населения проживает в 31 крупном городе с     населением, превышающим  100 тыс. человек.  На  территории  района     сформировались три крупные городские агломерации (скопления населенных пунктов): Московская, Ярославская, Тульская. Неблагоприятная демографическая ситуация отразилась на численности экономически  активного  населения,  сократившегося  за  1992 - 1996 гг. на 1440,8 тыс. человек, или на 9,2%. При этом  показатель занятых в экономике

снизился на 21,7%, а уровень безработных  вырос  в 1,3 раза и составил 7,8% от экономически активного населения района, что несколько ниже среднего показателя по  Российской  Федерации, где он составил 8,9%. Такое соотношение объясняется тем, что в районе по сравнению с другими регионами страны процессы становления     рыночной экономики протекают более активно.  Об этом свидетельствуют     структурные изменения занятости в отраслях хозяйственного комплекса. Происходит отток рабочей  силы из отраслей промышленного производства в рыночную инфраструктуру, связанную с развитием сферы услуг, банковской системы, малого бизнеса. За 1993 - 1996 гг.  удельный вес населения, занятого  в  промышленности района, сократился с 31,8 до 26,5%, т.е. на 5,3%, а в торговле,  общественном питании, снабжении и заготовках вырос на 3,4% и составил 11,3%, против 7,9%. Значительно возросла доля  в  финансовых,  кредитных  и  страховых структурах. Финансовый кризис августа 1998 года негативно отразился на зарождающихся рыночных отношениях и привел к резкому росту  безработных за счет служащих банковской системы, фондовых рынков, страховых компаний. Особенно остро стоит проблема занятости в городах с     многоотраслевой структурой хозяйства, где градообразующими  производствами выступали предприятия текстильной промышленности (Иваново и города Ивановской области, текстильные города Московской и других областей), а также города с высокой долей предприятий военно-промышленного комплекса и научные центры (Дубна, Протвино, Троицк  и др.).Особенностью современного рынка труда является  то,  что  большую     часть безработных составляют лица, имеющие высшее,  преимущественно     техническое образование, а рынок труда предлагает рабочие места для неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих  или  места с тяжелыми условиями труда. ЦЭР является многонациональным. 3

В северо-Западном же районе примерно за 10 лет население  увеличилось с 7,2 млн. чел до 8,5 млн. чел.4 По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах сосредоточено более 75% населения. Санкт-Петербург – второй по численности населения город в России –здесь проживает 4800000 чел. Людность сельского поселения мала – примерно 100 человек. По темпам роста численности населения Северо-Западный район долгое время отставал от других районов из за Великой Отечественной войны.

Таблица 1: Заселенность територий района, % 

  Санкт-

Петербург

Ленинградс. Область Псковская

область

Новгородск.

Область

Городское население 100 66,1 64,3 70,5
Жители поселков и ПГТ 100 80,4 38,2 45
 
 

Северо-запад  отличается низким естественным приростом  населения, поэтому миграционный прирост  играет главную роль в увеличении численности населения района. Численность  городского населения растет за счет административных преобразований и роста наиболее крупных городов. В динамике численности населения присутствуют и внутрирегиональные различия: для Ленинградской области основной источник прироста населения – приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других экономических районов. А для областей района характерны низкая рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей. В настоящее время наметилась реэмиграция населения в сельскую местность в связи с ухудшением экономического положения и притока беженцев и вынужденных переселенцев.

Таблица 2: Естественный прирост населения, на 1000 человек

  Санкт-

Петербург

Ленинградс. Область Псковская

Область

Новгородск.

Область

Смертность  на 1000 чел. 15,8 18,1 20,7 19,6
Рождаем-сть  на 1000 чел. 7 7,2 7,7 7,9
 

 Население района многонационально. Основу населения составляет русское население. А также присутствуют такие этнические группы как: карелы (финогорская группа), финны, вепсы, эльменцы.

Таблица 3: Этнический состав населения,% 

  Санкт-

Петербург

Ленинградс. Область Псковская

Область

Новгородск.

Область

Доля пришельцев 42,55 48 17,2 21,12
Дола коренн. Населения 87,2 58,6 60,2 63,9
Доля русских 88,9 89,8 94,8 94,5

Информация о работе Сравнительная экономика Центрального и Северо - Западного экономического района