Сравнительный анализ социально-экономического развития Хабаровского и Приморского краев

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:58, реферат

Описание работы

Целью работы является сравнительный анализ Хабаровского и Приморского краев, которые относятся к Дальневосточному экономическому району, чтобы понять и сделать выводы об их экономическом развитии.

Содержание

Введение
Хабаровский край
Приморский край
Заключение

Работа содержит 1 файл

Репич Региональная экономика.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

Реферат

по предмету: Региональная экономика

на тему: «Сравнительный анализ социально-экономического развития  Хабаровского и Приморского краев».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Содержание работы

 

    • Введение
    • Хабаровский край
    • Приморский край
    • Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что на территории Российской Федерации, которая состоит  из 89 субъектов, наблюдается не равномерное  социально – экономическое развитие субъектов. Это связано с большой протяженностью страны (площадь России составляет                      17 075 400 км², с запада на восток 9 тысяч км., с севера на юг 4 тысячи км.), не равномерное расселение населения, распределение ресурсов, географическое положение и прочее факторы.

 Сгладить существующие  различия и объективную разницу  между уровнями экономического  развития субъектов РФ призвана  разумная государственная социально  - экономическая политика, стимулирующая  развитие перспективных отраслей  экономики, повышающая финансовую  самодостаточность территорий, и  приводящая в конечном итоге  к устойчивому развитию территорий  и страны в целом.

Целью работы является сравнительный  анализ Хабаровского и Приморского  краев, которые относятся к Дальневосточному экономическому району, чтобы понять и сделать выводы об их экономическом развитии.

Хабаровский и Приморский края, относятся к Дальневосточному экономическому району.

 

Хабаровский край

Приморский край

Территория всего

787 633 км 2

164 673 км 2

% водной поверхности

1,1

1,9

Население (2010 г.)

1 344 271

1 956 426

ВРП

34 -й

24-й

Всего в текущих ценах(2008)

273,2 млрд. руб.

319,4 млрд. руб.

На душу населения

194,8 тыс. руб.

160,3 тыс. руб.


 

По ходу работы первым будет рассмотрен Хабаровский край, далее Дальневосточный. В заключении будут описаны сходства и различия данных территорий, которые имеют близкое географическое положение, но отличающиеся социально-экономическое развитие.

 

 

 

 

Хабаровский край

Экономика

Основные виды экономической  деятельности района:

  • Машиностроение и металлообработка (океанские и речные), самолёты, металлорежущие станки, литейные машины.
  • Чёрная металлургия: прокат чёрных металлов, сталь (АО «Амурметалл»).
  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность: деловая древесина, фанера, целлюлоза (ПО «Амурскбумпром»).
  • Горнодобывающая промышленность: уголь, руда цветных металлов, оловянный и медный концентраты (АО «Солнечный горнообогатительный комбинат»).
  • Химическая: заводы — сернокислотный, кислородный, шиноремонтный, синтетических моющих средств, химико-фармацевтический, гидролизный и биохимический.
  • Рыбная (АО «Морские ресурсы»), а также пищевая и лёгкая промышленность.
  • Посевы овса, ячменя, пшеницы, сои, картофеля. Овощеводство. Молочно-мясное скотоводство. Птицеводство, пчеловодство.
  • В южной части края проходят Транссибирская, в центральной части — Байкало-Амурская железнодорожные магистрали.
  • Развит морской транспорт. Порты: Ванино (действует паромная переправа Ванино — Холмск), Николаевск-на-Амуре, Охотск. Судоходство по р. Амур.
  • Полезные ископаемые: Месторождения золота, олова, алюминия, железа, каменного и бурого угля, графита.

Доходы населения

С 1 октября 2011 года минимальная  заработная плата составляет 6700 руб.

 

Промышленность

По объёмам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в  промышленности края являются:

  • производство машин и оборудования
  • химическое производство
  • производство транспортных средств
  • производство электро- и электронного оборудования
  • металлургическое производство
  • производство готовых металлических изделий

 

Лесная промышленность

Общая площадь, покрытая лесом  в Хабаровском крае, составляет 52 млн. га, запас спелой древесины –  более 3 млрд куб. м; преобладают хвойные леса, которые занимают до 85 % лесопокрытой площади. Основными породами являются лиственница и ель.

По добыче леса Хабаровский  край занимает третье место в стране и первое на Дальнем Востоке. В 2010 году предприятиями края заготовлено 5,6 млн. кубометров и экспортировано 5,1 млн. кубометров круглых лесоматериалов. 88% лесоматериалов поставлялось в Китай, 7% - в Японию, 5% - в Южную Корею, общая сумма поступлений составила 477 млн. долл. Поставки пиломатериалов на экспорт составили 690 тыс. кубометров, из них 560 тыс. кубометров - в Китай, 73 тыс. кубометров - в Японию, 38 тыс. кубометров - в Республику Корея. В лесопромышленном комплексе края занято 15,5 тыс. человек.

 

Пищевая промышленность

Включает в себя производящую и перерабатывающую промышленность. Крупнейшими производителями являются: ООО «Григ Чернобельского», ОАО «Переяславский молочный завод», ОАО «ДАКГОМЗ», ООО «Колос-пром», ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский», ООО «Балтимор – Амур», ОАО «Амурпиво», филиал ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»-«Балтика-Хабаровск».

Производственный потенциал  отрасли был значительно увеличен с вводом в эксплуатацию самого современного в восточной части России и  Азиатско-Тихоокеанском регионе  пивоваренного завода «Балтика-Хабаровск».

 

Рыбная промышленность

Основными промысловыми водоемами  являются Охотское, Берингово и Японское моря, прибрежные воды Татарского пролива, река Амур. Добывающий флот Хабаровского края насчитывает около 80 судов, способных добывать в год до 250 тыс. тонн рыбы и морепродуктов. Крупнейшими рыбодобывающими предприятиями Хабаровского края являются ООО «Востокрыбпром», ООО «Совгаваньрыба», рыболовецкий колхоз им. 50 лет Октября, ООО «Поллукс» и другие.

 

Черная и цветная  металлургия

Основным металлургическим предприятием края является ОАО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре) – единственный производитель черных металлов на Дальнем Востоке. Добычей драгоценных металлов занимается более двадцати предприятий, крупнейшими из которых являются «Артель старателей «Амур» (входит в Группу компаний «Русская Платина»), ЗАО «Многовершинное».

 

Машиностроение  и металлообработка

На предприятиях Хабаровского края создаются океанские и речные суда, самолёты, подъемно-транспортное оборудование, кабельные изделия, производится ремонт судов, строительной и автомобильной  техники. Лидером отрасли считается  «Комсомольское-на-Амуре авиационное  производственное объединение» (КнААПО). На судостроительных предприятиях края ведется строительство гражданских судов различного класса, а также других объектов. В частности ОАО «Амурский судостроительный завод» выполнял масштабные заказы по строительству модулей и модернизации морских нефтедобывающих платформ «Моликпак» и «Орлан», предназначенных для добычи нефти на шельфе Сахалина. Крупными машиностроительными предприятиями являются также: ОАО «Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод», ОАО «Амурский кабельный завод», ФГУП«Хабаровский судостроительный завод».

В крае созданы две зоны судостроения: «Кораблестроительная «Амур» и «Судостроительная зона малого тоннажа «Хабаровск».

 

Транспорт

Расстояние от Хабаровскa до Москвы по железной дороге — 8533 км, по воздуху — 6075 км.

 

Территориальные дороги:

  • Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре
  • Лидога — Ванино
  • Селихино — Николаевск-на-Амуре
  • Комсомольск-на-Амуре — Берёзовый
  • Берёзовый — Амгунь — Герби — Сулук — Солони — Ургал.

Лесные дороги составляют 1560 км.

 

Железнодорожный

Протяженность сети железных дорог - 2100 км. Основу её составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

Между материком и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино – Холмск.

Станция «Хабаровск-2» — крупнейший железнодорожный узел на ДВЖД. Направления: южное (на Владивосток и Порт Восточный), западное (на Москву), северное (на Комсомольск-на-Амуре)

 

Авиационный

Крупнейший аэропорт в  регионе — Хабаровский, с которого осуществляются регулярные рейсы до Москвы, Владивостока, Южно-Сахалинска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Охотска и других населённых пунктов страны и края, а также регулярные авиарейсы в крупные международные хабы.

Имеются также действующие  аэропорты в Комсомольске-на Амуре, Николаевске-на-Амуре, Охотске, в Советской Гавани.

Местное воздушное сообщение  обеспечивают краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Восток».

 

Водный

Протяженность эксплуатируемых  внутренних водных судоходных путей  составляет 2900 км.

Речной порт в Хабаровске — крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты — Комсомольск, Николаевск.

Водный транспорт края представлен ОАО «Амурское пароходство», морскими и речными портами, судоремонтными верфями и агентскими фирмами. В настоящее время отрасль объединяет более 70 предприятий и организаций.

Морские порты — Охотск, Аян, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. К портопунктам относятся посёлки - Охотск, Лазарев, Де-Кастри.

 

Туризм

Одним из центров привлечения  туристов является столица - Хабаровск, в котором находится Дальневосточный  художественный музей, располагающий  коллекциями Эрмитажа, Третьяковской  галереи и музея изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина; концертный зал Хабаровской краевой филармонии; комплекс «Платинум арена» - крупнейший на Дальнем Востоке; храмы, театры и множество культурно-развлекательных объектов.

Этнографический туризм развивается  благодаря коренным народам Приамурья: нанайцам, удэгейцам, ульчам, нивхам, орочам. На берегу реки Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт памятник «Сикачи-Алянские петроглифы», относящийся к периоду неолита.

Недоипользованным потенциалом обладают Шантарские острова. Привлекает к себе Плато Мар-Кюэль.

В 2009 году туристская инфраструктура края насчитывала 145 коллективных средств  размещения из них 129 гостиницы. Ведущими туроператорами края, специализирующимися  на приеме иностранных туристов, являются следующие организации: ОАО «Интур-Хабаровск», ЗАО «Хабаровсктурист», ООО «Весь мир», ЗАО Компания «Вэлком», ОАО «Дальрео», ООО «Дальгео Турс», ООО «Блу Скай Трэвел», ООО «Фирма «НАТА-Тур» (г. Комсомольск-на-Амуре) и другие.

Наибольший удельный вес  в структуре общего туристического потока Хабаровского края приходится на выездной туризм.

Общественные организации  представлены тремя ассоциациями:

  • Дальневосточное региональное отделение Российского союза туриндустрии
  • Некоммерческое партнерство «Хабаровское объединение туроператоров международного туризма»
  • Хабаровская ассоциация отельеров

В 2011 году общий поток  туристов в крае составил около 400 тысяч  человек.

 

Внешняя торговля

В 2010 году внешнеторговый оборот Хабаровского края составил 2435,1 млн. долларов. Основными торговыми странами-партнерами остаются Китай, Япония, Республика Корея.

 

Инвестиции

Среди основных инвесторов, реализующих проекты на территории края, – ОАО «Газпром» и ОАО «АК «Транснефть», РАО «ЕЭС Востока», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Дальлеспром» и ООО «СП Аркаим», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «НК «Альянс», ОАО «Полиметалл», ОАО «СУЭК», ОАО «РЖД». Показатели соотношения инвестиций к ВРП – более 30%. В 2010 году валовой региональный продукт края увеличился на 12,6% по сравнению с 2009 годом, промышленное производство возросло на 24,7%, реальные денежные доходы населения выросли на 7,4%.

Информация о работе Сравнительный анализ социально-экономического развития Хабаровского и Приморского краев