Структура бизнеса Ульяновской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Малое предпринимательство – значительное и сложное явление социально-экономической жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу, указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов Ульяновска.
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это – занятость и качество жизни ульяновцев, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.

Работа содержит 1 файл

Структура бизнеса Ульяновской области.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     б) лицензирование;

     в) проверки;

     г) сертификация товаров, работ (услуг);

     д) использование контрольно-кассовой техники.

     При этом необходимо отметить, что порядок  осуществления указанных процедур определяется, прежде всего, федеральными нормативными документами и на уровне Российской Федерации за последние годы в данном направлении сделано многое.

     Так, произошли существенные изменения процедуры регистрации новых компаний. Количество органов, посещаемых при регистрации предпринимателей, а также время регистрации уменьшились.

     Важным  шагом в реформировании разрешительной системы стал принятый 2 июля 2005 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым сокращены сроки предоставления лицензии с 60 до 45 дней; предусмотрено поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности, которые активно осуществляются малыми предпринимателями: строительство, туризм, перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси) и другие. Существенной гарантией прав предпринимателей стали изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которые вступили в силу с августа 2005 года, предусматривающие запрет внесудебного приостановления деятельности юридических лиц. Принят Федеральный закон о порядке проведения проверок (№134-ФЗ), который несомненно стал шагом вперед в защите предпринимателей. Он закрепил презумпцию добросовестности предпринимателей, ограничил число проверок предприятий одним разом в 2 года, а для начинающих предприятии – одним разом в 3 года.

     Однако  предприниматели не перестали считать  проверки серьезной проблемой. Наибольшие проблемы представляют проверки налоговых органов и МВД. Правительством Российской Федерации уже внесены и сейчас готовятся ко второму чтению в Государственной Думе изменения в Налоговый кодекс, улучшающие налоговое администрирование. Также готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях по упразднению избыточных полномочий органов внутренних дел по контролю на потребительском рынке и новая редакция закона о проверках. Одна из мер этого законопроекта – признание недействительными результатов проверки при нарушении процедуры ее проведения.

     Серьезной проблемой, которая может быть разрешена также только на федеральном уровне является проблема применения контрольно-кассовой техники, а именно:

     обязательность  использования криптографической  защиты контрольно-кассовых машин;

     обязательность  использования контрольно-кассовых машин при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

     Четыре  года назад введено незаконное требование об обязательном применении электронной  кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ), которое никак не повлияло на собираемость налогов, но дорого стоило предпринимателям. Кассовые аппараты одномоментно подорожали с 5 тысяч рублей до 20 тысяч рублей, что привело к массовым возмущениям предпринимателей.

     Три года вопрос ЭКЛЗ будоражит бизнес и остается не решенным.

     Не  менее важен второй вопрос – обязательное применение контрольно-кассовой техники плательщиками налога на вмененный доход. Только у нас в области обязательность контрольно-кассовой техники обходится предпринимателям в 270 млн. рублей ежегодно (около 18 тыс. плательщиков ЕНВД). Для сравнения, за 2005 год поступления Единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет Ульяновской области составили 311 млн. рублей.

     С точки зрения Минэкономразвития  России применение ЭКЛЗ должно быть добровольным, также как добровольным должно быть применение контрольно-кассовой техники при вмененном налоге. Минэкономразвития России подготовлен соответствующий проект федерального закона. К сожалению, по имеющимся данным, Министерство финансов Российской Федерации имеет другую точку зрения на данный вопрос.

     Область и муниципальные образования  также не должны оставаться в стороне  от решения вопросов, связанных с  преодолением административных барьеров. В данном направлении делаются и  запланированы конкретные шаги.

     Так в ближайшее время под председательством  Министра развития предпринимательства  будет образован межведомственный совет по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, в состав которого войдут представители территориальных органов федеральных контролирующих структур.

     На  базе ОГУП «БТИ» активно развивается  сеть центров «Единое окно» по оформлению документов, связанных с  земельными вопросами, недвижимостью, строительством.

     В целях информирования предпринимателей и упорядочения проверок со стороны  контролирующих организаций организуются и проводятся круглые столы «Административные  барьеры при осуществлении предпринимательской  деятельности и пути преодоления» в  муниципальных образованиях с участием представителей УВД, Управления государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора и ряда других федеральных служб.

     Также в ближайшее время будет необходимо силами районных советов предпринимателей с участием администраций районов  организовать систему мониторинга за нарушением законных прав предпринимателей со стороны государственных и муниципальных органов и должностных лиц с целью принятия соответствующих мер.

     «Рыночные»  барьеры

     Помимо  барьеров административных, т.е. созданных государством ограничений на ведение бизнеса, развитие малого предпринимательства сдерживается «рыночными» барьерами, т.е. ограничениями, создаваемыми доминирующими хозяйственными субъектами либо условиями ведения бизнеса.

     Ограниченный  доступ малых предприятий к финансовым ресурсам – один из таких рыночных барьеров.

     Доступ  к финансовым ресурсам

     Кредиты банков для малых предприятий  в Ульяновской области занимают незначительную часть в источниках их финансирования.

     Основными причинами, препятствующими увеличению объема кредитования малого предпринимательства являются: высокие риски при кредитовании субъектов малого предпринимательства, ненадежность заемщиков, отсутствие у них ресурсной базы.

     Также, как в целом в Российской Федерации  три ключевые проблемы препятствуют росту объемов кредитования в Ульяновской области малого бизнеса:

     недостаток  у малых предприятий ликвидного обеспечения;

     жесткие нормативные требования Центрального Банка к коммерческим банкам;

     относительно  высокая стоимость кредитов для  малых предприятий – в полтора раза выше, чем у других заемщиков.

     В целях развития кредитования субъектов  малого предпринимательства и повышения  доступности для них кредитных  ресурсов предлагается уже в текущем  году начать работу по созданию системы  гарантий для малых предпринимателей, используя при этом не суверенные гарантии (прямые гарантии областного или муниципального бюджета), а гарантии банка-агента или гарантии / поручительства иных третьих лиц с субсидированием субъекту малого предпринимательства – получателю кредита части стоимости предоставляемой гарантии. Именно этот механизм позволит формировать программы поддержки, не вмешиваясь директивно в рыночные механизмы кредитования, расширять кредитование стартующих предприятий при дефиците обеспечения и отказаться от суверенных государственных гарантий.

     Также предлагается разработать и начать реализацию у нас в области  механизма по компенсации части  процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства (прежде всего в сфере производства), в целях обновления оборудования и модернизации технологических процессов.

     По  имеющимся данным Минэкономразвития  уже в этом году представит предложения  по программе развития кредитования субъектов малого предпринимательства  для ее реализации в пределах средств федерального бюджета 2006 года на поддержку малого бизнеса. 

 

      6. Налогообложение малого бизнеса 

     В целом систему налогообложения  малого бизнеса можно считать  сформированной как на федеральном  уровне, так и на уровнях региональном и муниципальном.

     Действуют три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства:

     единый  сельскохозяйственный налог;

     упрощенная  система налогообложения;

     система единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

     Этими режимами в 2005 году в Ульяновской области пользовались:

     ЕНВД – 18132 налогоплательщика, в том числе 15637 индивидуальных предпринимателей. Сумма поступившего налога – 311 млн. руб.;

     Единый  налог по упрощенной системе налогообложения  – 6312 налогоплательщиков, в том числе 3384 индивидуальных предпринимателя. Сумма поступившего налога – 240,8 млн. руб.;

     Единый  сельскохозяйственный налог – 542 налогоплательщика, в том числе 175 индивидуальных предпринимателей. Сумма поступившего налога – 6,6 млн. руб.

     С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения в систему ЕНВД, в результате которых основные полномочия по установлению налога переданы на уровень муниципалитетов. В целом по области во всех муниципальных образованиях соответствующие решения были приняты вовремя. Значительных изменений величины ЕНВД по отношению к ранее действовавшему закону области в муниципальных образованиях не произошло. Нареканий со стороны предпринимателей о чрезмерности установленных значений коэффициента К2 не было.

     С 1 января 2006 г. вступил в силу Закон области о возможности применения патента для индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных работников. Он принят на основании Налогового Кодекса, разрешающего установление патента для 58 видов деятельности. Закон области распространяется лишь на 6 из указанных 58 видов деятельности, что объясняется тем, что остальные виды деятельности подпадают под действие единого налога на вмененный доход.

     Значительной  проблемой для малого предпринимательства  у нас в области является введение с 1 января 2006 года новых ставок земельного налога, значительно увеличивших платежи предпринимателей за землю. Урегулирование данного вопроса является совместной задачей Правительства области и муниципальных образований. 

     7. Доступ к недвижимому имуществу 

     Доступ  к недвижимому имуществу критически важен для малого бизнеса.

     По  данным Центра экономических и финансовых исследований при Российской экономической  школе, в среднем по Российской Федерации  только 15% малых предприятий, действующих менее 3-х, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением.

     Договоры  аренды с органами государственной  и местной власти заключены у  четверти малых предприятий.

     Ситуация  с обеспеченностью малого бизнеса  недвижимым имуществом может ухудшиться, так как до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитетов, значительная часть которого арендуется малыми предприятиями.

     Государственный заказ для малого бизнеса.

     Новый Федеральный закон о государственных  закупках предусматривает 15%-ную квоту квоту в государственном и муниципальном заказе для малого бизнеса. Такую же квоту предусматривает Закон Ульяновской области от 25 марта 1997 г. №004-ЗО «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области». Однако, механизмы его реализации не разработаны и практически никак не выполняются. Создание таких механизмов на областном и муниципальном уровнях является нашей совместной задачей на текущий год.

     Общественная  защита интересов и прав предпринимателей

     Важным элементом институциональной среды являются объединения предпринимателей. Крупнейшими организациями на областном уровне, представляющими интересы разных групп предпринимательского сообщества, являются:

     Ульяновское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

     Ульяновское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Информация о работе Структура бизнеса Ульяновской области