Территориальная организация и структура РФ

Автор: Сергей Матвеев, 23 Ноября 2010 в 09:40, доклад

Описание работы

Построение государства, его внутренняя территориальная и национальная организация складываются исторически под влиянием различных факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности государства и общества.
В составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г, двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
“Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

      К настоящему времени на территории зоны производится 90% продукции машиностроения, 85% — черной металлургии, 83% — химии  и нефтехимии, свыше 70% — лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. На предприятиях зоны сосредоточено 81 % производства готового проката, 97% - стальных труб, около 70% — синтетических смол и пластмасс, 91 % — синтетического каучука, 96% - производства бумаги.

      Общими  характерными особенностями макрорегиона Сибири и Дальнего Востока являются:

      - наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала;

      - низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока;

      - наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей;

      - недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого числа изолированно работающих промышленных узлов;

      - создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих—Саянский, Братско-Усть-Илимский; развивающихся — Приангарский, Канско-Ачинский и др.), которые станут основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики из кризиса.

      В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Востока (26,9% валового выпуска  продукции от общероссийского уровня) преобладают добывающие отрасли. Здесь  добывается более 79% угля России, 69% нефти  с газовым конденсатом, 92% газа, 62% валовой продукции цветной металлургии  и т. д. Среди обрабатывающих отраслей промышленности достаточно заметно  в общероссийском масштабе производство синтетических смол и пластмасс (30,2%), картона (20,5%), целлюлозы (33,8%), пиломатериалов (40%).

      До  настоящего времени основная часть  добываемых в Сибири энергоресурсов используется в других районах страны. В связи с этим одной из важнейших  задач является увеличение объемов  внутреннего энергопотребления, прежде всего путем создания мощных энергопромышленных узлов энергоемкого профиля, продукция  которых имеет спрос как на внутреннем, так и на мировом рынке. В первую очередь это относится к продукции цветной металлургии, продукции нефтехимии, нефте- и газопереработки, глубокой переработки древесины и т. д. При этом в целях снижения трудоемкости производства должна быть резко увеличена энерговооруженность труда и энергооснащенность основных производительных фондов.

      Сложившиеся к настоящему времени территориальные  пропорции «Восток — Запад» достаточно устойчивы.

      С повышением правовой самостоятельности  субъектов Федерации, что находит  свое юридическое оформление в договорах  о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов  Федерации появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов и т. п. Повышается их роль в согласовании использования природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производительной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и укрупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам (Восток — Запад).

      Внедрение в хозяйственную практику региональных товарных рынков, четко определяющих предельно допустимую цену для конкретного  вида товара на конкретной территории, полностью устраняет основной недостаток планового размещения — распределительный  принцип использования ресурсов и товаров, приводивший если не к  полному, то к значительному недоучету  цен при плановой экономике.

      Проведенные в последние годы исследования позволяют  сделать вывод, что степень влияния  каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций  будет нарастать во времени. В  то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению  к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени  базу территориальных пропорций  развития производительных сил.

         Основным содержанием нового  периода преобразований является  структурная перестройка экономики.  В программе социального и  экономического развития Российской  Федерации на период до 2020 г.  предусматриваются стабилизация  экономики и обеспечение высоких  темпов инвестиций для динамичного  развития экономики и структурных  преобразований. 
 

Список использованной литературы:

    1. Загоровская Т.В. Федерализм в России: проблемы и перспективы развития. Конституционное и муниципальное право. 2008. N 14.
    2. . Региональная экономика: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина и Р31 М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с.
    3. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003.

Информация о работе Территориальная организация и структура РФ