По производству
потребительских товаров Урал уступает
только Центральному району и Поволжью.
Функционирует много предприятий легкой
промышленности: шелковые комбинаты (Оренбург,
Чайковский), трикотажные и швейные фабрики,
кожевенные заводы (Кунгур, Сарапул, Екатеринбург,
Уфа, Пермь, Оренбург и др.), обувные фабрики
(Екатеринбург, Пермь, Челябинск и др.).
Особенности
экономико-географического положения
Урала определили конфигурацию его
транспортной сети, в которой преобладают
широтные направления. Транспорт района
отличается высокой грузонапряженностью,
осуществляя перевозки массовых грузов
внутри района и транзитные. Преобладает
железнодорожный транспорт, наряду с ним
хорошо развит трубопроводный. И тот и
другой выполняют также важные транзитные
функции, что обусловлено положением района
между западной и восточной зонами страны.
В результате реконструкции старых и строительства
новых железных дорог Урал имеет четыре
линии на запад: Екатеринбург — Пермь
— Киров, Екатеринбург — Казань, Челябинск
— Уфа — Самара с дополнительным ходом
от Уфы через Бугульму — Ульяновск, Оренбург
— Самара с дополнительным ходом через
Пугачевск — Вольск; и четыре на восток:
Оренбург — Ташкент, Южно-Сибирская магистраль
через Карталы — Астану — Павлодар —
Барнаул, Транссибирская через Курган
— Омск, Среднесибирская магистраль —
Троицк — Кустанай — Кокчетав — Карасук
— Барнаул. Осуществлена также железнодорожная
связь с лесными районами Приобья и нефтегазовыми
Западной Сибири. Меридиональная железнодорожная
линия связывает Екатеринбург с Челябинском
и Орском в Зауралье. Наиболее значимые
речные пути — реки Камского бассейна.
На реки Каму и Белую приходится большая
часть водных перевозок. Через Северный
и Центральный Урал проложено несколько
ниток нефте- и газопроводов из Западной
Сибири в европейскую часть страны и за
ее рубежи.