Значение топливной отрасли в мировом хозяйстве, в хозяйстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) (к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энергии) в 1995—2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохранится в последующие десятилетия XXI в.

Работа содержит 1 файл

эконом гео.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

      Значение  топливной отрасли  в мировом хозяйстве, в хозяйстве россии 

      Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без  его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой  спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) (к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энергии) в 1995—2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохранится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, особенно в промышленно развитых странах. Как считают специалисты, в период 1995—2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6—1,7 раза и составит около 17 млрд. т условного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более 94%). Доля энергии атомных электростанций (АЭС), гидроэлектростанций (ГЭС) и других не превысит 6%. В общем, объеме производства и потребления ПЭР лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте останется уголь и на третьем — газ. [1] 

      Топливная промышленность — ведущая отрасль  хозяйства России. По объему выпускаемой продукции в промышленном производстве страны (примерно 17-18%) она занимает второе место после машиностроения. Минеральное топливо служит здесь основным источником энергии и важнейшим промышленным сырьем, составляет главную статью доходов от экспорта продукции. Запасы топливных ресурсов России (примерно 6000 млрд т) - крупнейшие в мире. Из них 9/10 приходится на европейский Север, Сибирь и Дальний Восток. Эти районы - избыточные по запасам топлива. В сравнении с ними остальные районы слабо обеспечены топливом. Особенно низок топливно-ресурсный потенциал Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Волго-Вятского районов. Различается и состав топливных ресурсов по районам. В Центральном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах преобладает уголь, на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале — нефть и природный газ, а Северный и Западно-Сибирский районы в равной мере хорошо обеспечены ресурсами угля, нефти и природного газа.

      В структуре топливно-энергетического  баланса страны ведущее место принадлежит производству газа (более 50% суммарной добычи топлива) и нефти (более 30%). Наряду с нефтяной и газовой большое хозяйственное значение имеет угольная промышленность (13—14%). В отдельных районах также используют такие виды топлива, как торф, сланцы, дрова.

      Подавляющую часть добычи нефти, природного газа и угля дают Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Уральский, Северный, Поволжский и Северо-Кавказский районы. Все они специализируются на производстве топлива.

      География ресурсов отрасли 

Россия по общегеологическим запасам угля (5,3 трлн т), составляющим около половины мировых, превосходит все страны мира, а по разведанным (202 млрд т) уступает США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). 90% общих геологических запасов России приходится на Сибирь и Дальний Восток, где своими размерами выделяются Тунгусский (содержит около 2,3 трлн т угля и является крупнейшим в мире), Таймырский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Иркутско-Черемховский, Минусинский, Ленский, Южно-Якутский, Буреинский, Сахалинский бассейны. Несравненно меньшими запасами располагают бассейны, расположенные на севере (Печорский), в центре (Подмосковный) и юге (восточное крыло Донецкого угольного бассейна в Ростовской области) европейской части страны и на Урале (Кизеловский, Южно-Уральский, Челябинский и др.)  

Около 70% разведанных (балансовых) запасов  нефти России находится в Томской и Тюменской областях Западной Сибири, где эксплуатируется крупнейшее в мире Самотлорское месторождение, а из других выделяются Сургутское, Нижневартовское, Усть-Балыкское, Мегионское, Федоровское, Шаимское, Соснин-ско-Советское и Красноленинское. Остальную часть разведанных запасов нефти России разделяют между собой Поволжье (Альметьевское, Ромашкинское, Бугурусланское — в Республике Татарстан, Мухановское в Самарской области и др.), Северный район (Усинское. Ухтинское, Возейское, Южно-Шапкинское, Южно-Хылчуюкское и др. месторождения), Северный Кавказ (Дагестанская и Грозненская нефтегазоносные провинции), Восточная Сибирь (Марковское месторождение) и Дальний Восток (Оха на о, Сахалин)

Основные запасы природного газа России (до 80% всех ее разведанных запасов) приходятся на Тюменскую область в Западной Сибири. Здесь на севере области располагаются крупнейшие в России и в мире месторождения природного газа: Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Заполярное, Надым, Бованенковское, Арктическое, Крузенштерновское, Новопортовское и др. Значительны также запасы природного газа Поволжья (Астраханское газоконденсатное месторождение и др.)- Урала (Оренбургское месторождение), Северного (Вуктыльское, Войвожское, Штокмановское, Ардалинское месторождения и др.), Северо-Кавказского (Ленинградское и Староминское месторождения в Краснодарском крае, Майкопское месторождение в Республике Адыгея, Севере-Ставропольское и др.), Восточно-Сибирского (Марковское, Пилятинское, Криволукское и др. месторождения) и Дальневосточного (Усть-Вилюйское месторождение и др.) районов. 

      Главные районы и центры производства, факторы, обуславливающие  роазмещение отрасли  именно в этих районах

    Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий  для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации  структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса.

    Всё многообразие факторов, оказывающих  огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные  группы:

  • природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;
  • экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;
  • демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

    В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические  факторы.

    При размещении отдельных отраслей в  зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

    При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

    Вместе  с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен  транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов  и т.п. Учитываются при этом и  условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.

    Важным  фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.

    Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения  объектов при решающем значении приближения  объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

    Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся  в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

    Из  многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.

    При размещении всех отраслей топливной  промышленности этот важнейший фактор имеет особое значение, так как  он обеспечивает экономические связи  между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.

    Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного  фактора в рациональном и планомерном  размещении производительных сил ещё велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.

    Одним из важнейших экономических факторов размещения производства топливной  промышленности является научно-технический  прогресс. «Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства».1 Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем даёт возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин позволило сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой скважины.

    Впервые в мировой практике в Среднем  Приобье при турбинном бурении  были широко использованы гидромониторные  долота, что  позволило  удвоить  механическую скорость проходки скважин.2 Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

    Технический прогресс, сокращающий потребности  в трудовых ресурсах за счёт роста  производительности труда, является главным  звеном экономической стратегии  освоения отдельных и труднодоступных районов.

    Технико-экономические  расчёты и обоснования строительства  обеспечивают правильное территориальное  размещение предприятий, строительство  их с наименьшими материальными  и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

    Особенно  важную роль в развитии и размещении топливной промышленности играет такой  экономический фактор, как объём  капитальных вложений. 
 
 

      Перспективы развития и размещения отрасли 
 

Важнейшей задачей дальнейшего развития топливной и энергетической промышленности в условиях становления и развития рыночных отношений является осуществление мер по охране природы и рациональному природопользованию. Так, одной из основных задач в нефтяной и газовой промышленности являются повышение нефтеотдачи пластов, более полное извлечение нефти из недр, утилизация попутных газов. Так как нефтяная промышленность является крупным потребителем воды, то стоит задача сокращения потребления чистых пресных вод, введение оборотного водоснабжения, прекращения сброса загрязненных вод в водоемы. Необходимо решить задачи более экономного использования земельных ресурсов для нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. В угольной промышленности важнейшей природоохранной задачей является рекультивация земель, так как при открытой добыче, которая будет увеличиваться в будущем, нарушаются значительные площади земельных угодий. В результате же шахтной добычи деформируется почвенный слой над шахтами и штольнями. При сжигании углей необходимым условием является создание мощных фильтров для очистки от загрязняющих выбросов воздушного бассейна.  

Экологическая политика в топливно-энергетическом комплексе должна быть направлена на сокращение техногенного воздействия  на окружающую природу. В настоящее время на его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 36% сточных вод и свыше 30% твердых отходов от всех загрязнителей. 

Информация о работе Значение топливной отрасли в мировом хозяйстве, в хозяйстве России