Государственные закупки Республики Беларусь. Договор поставки для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:18, реферат

Описание работы

Важной функцией публичной и государственной власти является обеспечение населения социально значимых товаров и услуг. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения и использует бюджет государства. В большинстве стран одним из основных способов реализации функции власти является размещение государственных и муниципальных заказов.

Содержание

Введение…….…………………………………………………....……..…….......3
Анализ указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь»….……………………......4
Договор поставки для государственных нужд ....……..…….…..……...........7
Понятие государственных нужд ................................................................8
Основания поставки для государственных нужд....................................10
Порядок и сроки заключения государственного контракта...................11
Особенности исполнения государственного контракта........................13
Возмещение убытков...................................................................................13
Ответственность за невыполнение условий государственного контракта....................................................................................................14
Заключение ………………………………….…………………….………..……17
Список использованной литературы…………………………..…….................18

Работа содержит 1 файл

реферат гос закупки.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

   Кафедра экономики предпринимательства  и права 
 
 

   РЕФЕРАТ 

   по  дисциплине «Хозяйственное право» 

   на  тему: Государственные закупки Республики Беларусь. Договор поставки для государственных нужд. 
 
 

        
 

   Слушатель

   ФП  КТЦ ПМК                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Минск 2011 

   СОДЕРЖАНИЕ

Введение…….…………………………………………………....……..…….......3

  1. Анализ указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь»….……………………......4
  2. Договор поставки для государственных нужд ....……..…….…..……...........7
  3. Понятие государственных нужд ................................................................8
  4. Основания поставки для государственных нужд....................................10
  5. Порядок и сроки заключения государственного контракта...................11
  6. Особенности исполнения государственного контракта........................13
  7. Возмещение убытков...................................................................................13
  8. Ответственность за невыполнение условий государственного контракта....................................................................................................14

Заключение  ………………………………….…………………….………..……17

Список использованной литературы…………………………..…….................18 
 
 

 

Введение.

     Важной  функцией публичной и государственной  власти является обеспечение населения  социально значимых товаров и  услуг. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения и использует бюджет государства. В большинстве стран одним из основных способов реализации функции власти является размещение государственных и муниципальных заказов.

     В Республике Беларусь система проведения тендеров начала активное развитие в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования находится в своем разгаре. Госзакупки – это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.

 

   1. Анализ указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь».

     Главой  государства недавно подписан Указ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618). Учитывая, что в настоящее время в Правительстве идет работа над текстом Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, которое должно вступить в силу одновременно с Указом № 618, отметим лишь отдельные нововведения в данной сфере, которыми комментируемый нормативный акт отличается от Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» (далее - Указ № 529).

     Опыт  регулирования процедур государственных  закупок дополнился своеобразным повтором ситуации с государственным регулированием выбора подрядчиков, поставщиков и исполнителей в строительстве, когда на уровне законодательного акта, которым тогда являлся Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (по состоянию на 15.05.2008), провозглашалась система торгов, а в Положении о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 (по состоянию на 23.07.2008), был изложен сам регламент проведения соответствующих действий (торгов и переговоров).

     Из  определения понятия «государственные закупки» Указом № 618 исключены закупки государственных бюджетных учреждений за счет доходов, полученных от разрешенной предпринимательской деятельности, которые, очевидно, будут относиться к закупкам за счет собственных средств. Также исключено упоминание о внешних государственных займах и кредитах, льготируемых за счет средств бюджетов. Иными словами, закупки за счет кредитов (займов), по которым даны гарантии Правительства Республики Беларусь в качестве обеспечения либо по которым возмещается в бюджет часть процентов, будут квалифицироваться как закупки за счет собственных средств. Вместе с тем субъекты хозяйствования должны обратить внимание на тот факт, что использование средств инновационных фондов для проведения закупок (полностью или частично) по-прежнему «превращает их» в государственные закупки.

     Указ  № 618 определяет ориентировочную стоимость  закупки как стоимость предстоящей закупки, рассчитанную исходя из потребности в предмете закупки, определенной в годовом плане государственных закупок, с учетом конъюнктуры товарного рынка и представляющую собой общую сумму платы за нее, включая налог на добавленную стоимость и другие возможные налоги, сборы и платежи. Такое определение, безусловно, привязывает государственные закупки к годовому плану и заключению договоров сразу на предстоящий год.

     В Указе № 618 сохранены все установленные  Указом № 529 процедуры осуществления  закупок (п. 3):

    • - конкурс (открытый, закрытый) - при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин (далее - БВ) и более;
    • - процедура запроса ценовых предложений - от 1 000 до 8 000 БВ;
    • - процедура оформления конкурентного листа - от 50 до 1 000 БВ;
    • - процедура закупки из одного источника - от 50 БВ и более в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

     Новым являются определение нижнего предела, при превышении которого должен производиться выбор процедуры осуществления закупок, в размере 50 БВ (в отличие от 30 БВ, установленных Указ ом № 529) и определение данной величины как ориентировочной стоимости по одной сделке (вместо ежемесячной величины закупок, как это определено Указом № 529).

     При этом действие п. 3 Указа № 618 не распространяется на государственные закупки, перечисленные в п. 4 данного законодательного акта, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 50 БВ (1 750 000 руб.) по одной сделке.

     Документом  устанавливается, что плата за участие  в конкурсе, процедуре запроса ценовых предложений или за их организацию и проведение определяется организатором (уполномоченной организацией) исходя из размера их экономически обоснованных затрат с рентабельностью не более 5%. Кроме того, такая плата подлежит согласованию с государственным органом (иной государственной организацией), в подчинении или составе которого находится организатор (уполномоченная организация).

     Чрезвычайно важной новеллой Указа № 618 является указание на то, что изменение условий  договора на государственную закупку  не допускается (если иное не предусмотрено в актах Президента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь и постановлениях Совета Министров), когда такое изменение влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества.

     Следует обратить внимание на тот факт, что  действующие законодательные акты и постановления Правительства не содержат случаев, когда допускается изменение условий договора на государственную закупку, тем более в части качества закупаемых товаров. Только п. 11 Положения о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66 (по состоянию на 28.07.2008), содержит «открытый» перечень случаев, когда изменение цен (тарифов) возможно, что позволяет организациям, осуществляющим платежи через систему государственного казначейства, пользоваться общими нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь относительно изменений условий договора по соглашению сторон. Главное, чтобы данное изменение носило разумный характер, было согласовано и зарегистрировано в местном казначействе.

     Из  изменений, вносимых Указом № 618 в иные указы Президента Республики Беларусь, необходимо отметить следующие:

    • - исключение из Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (по состоянию на 01.03.2007) ответственности юридических лиц за нарушение порядка закупок и замена различных видов ответственности должностных лиц на одну общую - нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о государственных закупках с санкцией в виде штрафа в размере от 10 до 50 БВ;
    • - перевод государственного объединения «Белресурсы» из статуса обязательного организатора конкурсов, процедур запроса ценовых предложений при государственных закупках в состояние добровольного, когда заказчик самостоятельно определяет целесообразность обращения к данному объединению за помощью в организации процедур выбора.
 
 

     2. Договор поставки  для государственных  нужд.

     Разновидностью  договора поставки является поставка товаров для государственных нужд, отличающаяся тем, что поставщик имеет дело с государством. Договор (государственный контракт) поставки товаров для государственных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов - государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц.

     Предмет договора - любые товары, отвечающие требованиям и целям поставок для государственных нужд.

     На  этот договор распространяются правила договора поставки, за исключением особенностей, которые закреплены в специальном законодательстве, регламентирующем материально-техническое снабжение и обеспечение государственных нужд.

     Наряду  с нормами Гражданского кодекса  Республики Беларусь (далее - ГК) (ст. 495 - 504) данный вид поставки регулируется:

     - Законом Республики Беларусь  от 24.11.1993 N 2588-XII "О поставках товаров  для государственных нужд" (далее  - Закон);

     - Указом Президента Республики  Беларусь от 17.11.2008 N 618 "О государственных  закупках в Республике Беларусь";

     - Положением о порядке выбора  поставщика (подрядчика, исполнителя)  при осуществлении государственных  закупок на территории Республики  Беларусь, утвержденным постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 20.12.2008 N 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок". 

     1. Понятие государственных  нужд

     Согласно  п. 1 ст. 495 ГК государственными нуждами  признаются определяемые в установленном  законодательством порядке потребности  Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

     Статья 1 Закона предусматривает, что государственные  нужды - необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также других задач. Под термином "товары" в Законе имеется в виду продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, а также работы и услуги.

     Цели поставки определены в ст. 2 Закона, согласно которой поставка товаров для государственных нужд осуществляется в целях:

     выполнения  обязательств по поставкам товаров  в соответствии с заключенными Республикой  Беларусь договорами (соглашениями);

     выполнения  целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;

     создания  и поддержания государственных  материальных резервов Республики Беларусь;

     поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;

Информация о работе Государственные закупки Республики Беларусь. Договор поставки для государственных нужд