Хозяйственные комплексы национальной экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:51, лекция

Описание работы

1. Отраслевая структура НЭ.
2. Промышленный комплекс.
3. Агропромышленный комплекс.
4. Строительный комплекс.
5. Транспорт и связь.
6. Комплекс социально-культурных отраслей.
7. Социально-потребительский комплекс.
8. Региональные социально-экономические комплексы.

Работа содержит 1 файл

Тема 4. Хозяйственные комплексы национальной экономической системы.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Отрасли, производящие СП для сельского хозяйства и другие подразделения АПК:

     - тракторное и сельскохозяйственное  машиностроение;

      - производство оборудования для  пищевой промышленности;

      - ремонт сельскохозяйственной техники;

      - производство минеральных удобрений  и химических средств защиты  растений;

      - добыча торфа для сельского хозяйства;

      - микробиологическая промышленность;

      - сельское производственное строительство.

Их доля в структуре АПК составляет 12-13%.

      По  мере развития рыночных отношений возрастает значимость отраслей, обеспечивающих заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции. Именно данные отрасли обеспечивают рост эффективности функционирования АПК, однако их доля невелика – 5%. Кроме того, к отраслям, обслуживающим АПК относят агротехническое и ветеринарное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и службу быта на селе.

      Для поддержания продовольственной  безопасности необходим такой уровень  развития АПК, который бы обеспечивал  до 85% спроса на сельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. По таким продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, картофель, важно иметь 100% обеспеченность, а по маслу растительному, сахару, овощам и фруктам – не менее 70%. Импорт продовольствия не должен превышать 15-20% его реализации, в противном случае создается угроза продовольственной безопасности. 

      В сельском хозяйстве РБ в 2008 году было произведено продукции на сумму  25052 млрд руб. Причем сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 68,6%, хозяйствами населения - 31,4%.  Как я понимаю, это то, что поддается денежному учету, если учитывать и натуральное хозяйство, то последняя цифра значительно больше. Сельхозорганизации производят только 11.1% картофеля и 16,6% овощей, в то время как хозяйства населения и фермерские хозяйства, соответственно – 88,9% и 83,4%.  Из этого можно сделать вывод, что сельское хозяйство в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах  имеет растениеводческую направленность, а в сельскохозяйственных организациях – животноводческую. 

      В процессе реформ, с 1991 г. по настоящее  время в республике было организовано более 6 тыс. крестьянских (фермерских хозяйств, но на сегодняшний день около 4 тыс. хозяйств этого типа прекратили свою деятельность.

      Основное  направление специализации – растениеводство (76%).

      Удельный  вес КФХ в общем объеме производства основных видов сельхозпродукции по республике остается незначительным и  составляет менее 2%.

      Рентабельность  КФХ в среднем составляет около 15 и более процентов, тогда как  в сельском хозяйстве в целом за 2009 год убыточность реализованной продукции растениеводства и животноводства составляла (-0,5%).

      Удельный  вес продукции сельского хозяйства, производимой в ЛПХ, в общем объеме валового производства сельскохозяйственного  производства в 2009 г. составил 29,6%.

      В 2010г. принято постановление Совета Министров РБ от 18 февраля 2010г. № 227 «О некоторых вопросах развития и  поддержки личных подсобных хозяйств граждан».  

      В настоящее время по абсолютному  большинству сельхозпродукции на душу населения Беларусь – лидер среди стран СНГ. По производству зерна и молока на душу населения Беларусь занимает 4-е место в Европе, льна и картофеля – 1-е.  В 2009 году экспорт продовольствия и сельхозсырья составил 2 млрд. дол. США. В 2010г. – примерно на $ 2,5 млрд. экспортировали продовольственных товаров только в Россию

      Рост  ВВП в 2009 г. в сравнении с 2008 г. – 1,3%, в 2010г. в сравнении с 2009г. – 2%.

        Основа специализации аграрного производства – животноводство. По тому производству, которого мы достигли, очень высокий расход кормов, в 1,5-2 раза превышает европейские показатели.

     Планируется:

      - наращивать производство (10 млн. т молока и 2 млн. т мяса, 10 млн. т зерна, 8 млн. т  картофеля, 6 млн. т сахарной свеклы, 60 тыс. т льноволокна);

      - снижать себестоимость;

      - реорганизовать АПК в крупные  кооперативные организации (?);

      - реализовать нетрадиционные подходы  в животноводстве (скот на заливных  лугах – «мраморная говядина»  и т.п.);

      - улучшить генетические показатели  сельскохозяйственных животных;

      - построить 476 молочно-товарных ферм, 56 свиноферм, 150 птицеферм в 2010-2015 г.г.;

      - совершенствовать кормовую базу;

      - создавать новые сорта сельзозкультур;

      - применять экологически безопасные  средства защиты растений;

      - модернизация перерабатывающей промышленности;

      - применение новейших технологий  и техники (например,  охладильные  установки, позволяющие, охлаждая 1т. молока до +4 С, нагревать  300 литров воды до +55 С). 
 

4.  Строительный комплекс – межотраслевая система, включающая организации, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения.  Продукцией строительного комплекса считаются сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности и объекты социальной инфраструктуры.

      В строительный комплекс входят:

      - подрядные и специализированные  строительные организации;

      - предприятия промышленности строительных  материалов;

      - предприятия механизации и транспорта;

      - проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации;

      - строительные фирмы;

      - биржи.

На строительный комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.

      На  долю строительного комплекса в 2009 году пришлось 10,7% ВВП. В 2008 г. было занято 398,6 тыс чел. или 8,7% всех занятых. Более 70% общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора экономики.

      Строительный  комплекс объединяет 4,5 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций, в том числе:

      - 109 строительных трестов;

      - 200 предприятий промышленности строительных материалов;

      - более 40 проектных институтов;

      - около 20 научно-исследовательских  и конструкторско-технологических  организаций.

      Управляют строительным комплексом:

      - Министерство архитектуры и строительства;

      - Министерство транспорта и коммуникаций;

      - Министерство сельского хозяйства  и продовольствия;

      - Министерство промышленности;

      - Министерство связи и информатизации;

      - Министерство энергетики ( ОАО «Белтрансгаз»,  ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго»  идр.) и т.п 

      Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства РБ, а потому именно данное министерство проводит государственную жилищную и технико-экономическую политику, осуществляет управление градостроительной деятельностью, контролирует проектные и строительные работы, регулирует деятельность промышленности строительных материалов.

      Беларусь  экспортирует строительные услуги –  примерно 4% от общего объема экспорта услуг. Это перспективное направление внешнеэкономической деятельности. В РФ работают более 30 белорусских строительных организаций. Попутно экспортируются строительные материалы: цемент, керамика и др., всего около 3% объема экспорта. В 2009г. из-за падения спроса экспорт строительной продукции составил 52,3% при прогнозе на год -130% к уровню 2008г, а экспорт строительных услуг – 61,5% при прогнозе на год -120% к уровню 2008 г.

       Продукция строительного комплекса  в целом отличается не только  высокой материало- , но и капиталоемкостью. Инвестиции в основной капитал ежегодно растут и в 2008 году составляли 43% ВВП. Среди отраслей, которые осуществляют инвестиции в строительство доминируют промышленность (27%), жилищное строительство (18%), сельское хозяйство (14%), транспорт (18%). Территориальная структура капвложений довольно стабильная. Например, уже несколько лет суммарно больше половины капиталовложений направляется в г. Минск, Минскую и Гомельскую области. Это объясняется большим экономическим потенциалом столичного региона и долговременной программой ликвидации последствий Чернобыльской аварии.  По итогам 2010г. третье место занимает Брестская область.

 

   Деятельность строительного комплекса обусловлена  проводимой в стране инвестиционной политикой и необходимостью технического перевооружения. Для повышения конкурентоспособности продукции строительного комплекса утверждены 220 европейских стандартов на стройматериалы и методы их испытания. Благодаря этому предприятия-экспортеры получили право наносить специальные маркировки на теплоизоляционные материалы, трубы, плитку, цемент, блоки. Принято 58 европейских стандартов по расчету и проектированию  строительных конструкций. 
 

5.  Транспорт и связь – те отрасли НЭ, которые обеспечивают перемещение грузов и пассажиров и передачу информационных потоков.

      Транспорт формирует инфраструктуру экономики  и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Транспортные издержки существенно  влияют на себестоимость товара. Транспорт  выступает важнейшим условием освоения природных ресурсов, он служит в  некотором смысле материальной основой интеграционных процессов как между отраслями НЭ, так и на межгосударственном уровне.

      Транспортный  комплекс – совокупность различных видов транспорта, взаимодействующих, дополняющих друг друга для эффективного использования каждого вида.

      Управление  транспортным комплексом осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций РБ:

      - разрабатывает программы развития  всех видов транспорта;

      - обеспечивает взаимодействие всех  видов транспорта;

      - обеспечивает развитие международного сотрудничества в области транспорта.

      Непосредственное  управление предприятиями железнодорожного транспорта осуществляет Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации – департамент по авиации, дорожным хозяйством – департамент «Белавтодор», городским транспортом -  местная исполнительная власть.  

      Место и роль транспорта в экономике  страны характеризуется следующими показателями:

      - доля транспорта в ВВП –  6,6%;

      - доля в структуре инвестиций  в основной капитал – 7,9%;

      - доля в числе занятых – 6,3%.

Транспорт – емкий потребитель сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.

      Транспорт как направление хозяйственной  деятельности делится на транспорт общего пользования, который предназначен для удовлетворения потребностей  всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования  делится на железнодорожный, автомобильны, водный  (морской, речной), воздушный,       трубопроводный,        гужевой.             Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия или объединения (концерна, ассоциации). Выделяют так же транспорт личного пользования (автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки).По характеру        выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Информация о работе Хозяйственные комплексы национальной экономической системы